Заслон преступным схемам
5 июня депутаты Палаты представителей Национального собрания в двух чтениях приняли проект закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Принятие законопроекта сразу в двух чтениях обусловлено его актуальностью и важностью. Представляя проект закона депутатам, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь Александр Якобсон подчеркнул, что техника отмывания денег и финансирования терроризма видоизменяется, возникают новые криминальные схемы, поэтому политика и методы противодействия также должны совершенствоваться, чтобы противостоять новым угрозам.
Надо сказать, национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма функционирует в нашей стране с 2000 года. Центральным элементом этой системы является Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля, так называемая финансовая разведка. В 2013 году с использованием информации Департамента выявлено 420 преступлений, наложено административных штрафов и доначислено к уплате налогов на сумму 300 млрд рублей, взыскано в бюджет 122 млрд рублей. За четыре месяца текущего года — 133 преступления, наложено штрафов и доначислено налогов на сумму более 150 млрд рублей, уже поступило в бюджет более 60 млрд рублей.
В декабре 2008 года национальная система противодействия подверглась оценке на предмет соответствия международным стандартам в данной сфере, установленным межправительственной организацией по борьбе с отмыванием денег ФАТФ. Международные эксперты отметили высокий уровень выполнения Беларусью стандартов, однако высказали и ряд замечаний, дали рекомендации по устранению имеющихся недостатков. Принятый депутатами законопроект как раз призван скорректировать наше законодательство с учетом этих рекомендаций и требований, установленных в 2012 году обновленной редакцией международных стандартов. Вместе с тем, проект направлен на совершенствование отдельных моментов работы национальной системы с учетом практики применения законодательства в данной сфере.
Одно из основных нововведений законопроекта заключается в том, что банки получают возможность на двое суток приостановить сделку с сомнительным клиентом, не дожидаясь, пока это сделает финансовая разведка или органы финансовых расследований. Это даст возможность оперативно блокировать деятельность компаний-однодневок, пытающихся «отмыть» незаконные доходы. Проверкой их благонадежности займутся уже соответствующие органы.
— Легальному и честному бизнесу закон никакого вреда не принесет. Напротив, будут работать невидимые дополнительные механизмы, которые поставят заслон преступным схемам, — подчеркнул Александр Якобсон.
В качестве основополагающего метода работы лиц, осуществляющих финансовые операции, законопроект закрепляет рискориентированный подход. Говоря вкратце, суть его заключается в следующем. В среднем через банковские счета республики в сутки проходит в эквиваленте около 65 трлн белорусских рублей. Проверить такой огромный поток невозможно, поэтому операции делятся по ступеням риска. Есть давно зарекомендовавшие себя субъекты хозяйствования, которые не нуждаются в проверках, а есть те, которые требуют к себе повышенного внимания.
Рискориентированный подход позволяет гибко применять набор мер в зависимости от степени риска работы с клиентом.
Кроме того, законодательно закрепляется такое важное направление работы национальной системы, как противодействие финансированию распространения оружия массового поражения. По словам заместителя председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Александра Мякинника, для реального заслона этой мировой угрозе законопроектом предусмотрен механизм блокирования финансовых операций, связанных с распространением (или финансированием распространения) такого оружия. В случае невозможности приостановления финансовой операции предполагается отказ в ее проведении. Сами операции отнесены к операциям, подлежащим особому контролю и регистрации в спецформуляре. Кроме того, предусматривается соответствующий механизм блокирования финансовых операций лиц, участвующих в террористической деятельности, являющихся членами террористической группы или организации, распространяющих или финансирующих распространение оружия массового поражения.
В числе других проектов законов, одобренных депутатами Палаты Представителей на заседании 5 июня, законопроекты «О рынке ценных бумаг» (первое чтение), «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» (второе чтение), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы)» (второе чтение) и другие.