Дмитрий Дюжев стал популярным сразу после выхода телесериала «Бригада». Однако роль Космоса не затмила его будущие роли. Дюжев запомнился и по другим картинам — «Всадник по имени Смерть», «Остров», «Антидурь», «Тариф новогодний», «Каникулы строгого режима», «Утомленные солнцем-2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Дмитрий Дюжев — победитель второго сезона шоу «Две звезды» в паре с Тамарой Гвердцители» и шоу «Форт Боярд» в команде Эрнеста Мацкявичюса. В 2011 году состоялся дебют Дюжева как режиссера фильма «Братия», который участвовал в «Кинотавре» в конкурсе короткометражных фильмов, получил спецприз жюри на Московском фестивале авторского короткого метра «Арткино» и главный приз на фестивале «Отражение». В 2012 году состоялась премьера второго фильма Дюжева «Мамы».
— Как вы относитесь к своей популярности?
— Помню, после выхода «Бригады» в ТЮЗе, где я тогда играл, стали раскупать все билеты на спектакли с моим участием. Это, конечно, хорошо, но когда после спектакля стоявшим вместе со мной на сцене замечательным актерам Игорю Ясуловичу, Алле Демидовой вручали по одному цветочку, а все букеты, открытки, подарки — мне, было неудобно перед народными артистами. Я стал раздавать букеты коллегам, на что одна девушка стала кричать: «Не отдавай никому цветы — это тебе подарили!». Я не знал, как справиться со своей популярностью. Вся моя жизнь стала как на ладошке. К тому же был шанс заболеть «звездной» болезнью. Помогла выйти из этой ситуации беседа с батюшкой, который сказал: «Если ты не поймешь, что популярность это всего лишь атрибут твоей профессии, к которой ты должен относиться со смирением, ты потеряешь себя!»
— А ведь в вашей жизни был период, когда вы хотели уйти в монастырь?
— Да. Однажды я заехал в монастырь и понял, что это мое место. В монастыре удается освободиться от бытовых мыслей, от проблем. Можно, спокойно поразмыслив, многое открыть в себе. Мы плывем по течению, часто не замечая, что происходит вокруг нас, не можем разобраться в себе. В монастыре я узнал, что для монахов самая большая радость в жизни — это умереть. Потому что нет смерти — есть переход в вечную жизнь. Эта мысль помогла мне пережить время, когда умерли один за другим сестра, мама и папа. Благодаря монахам я понял, что наша любовь к ближнему — это эгоистическая любовь. Мы себя любим в этой любви и, когда близкие уходят, нам жалко себя. Вера учит другой любви.
— Вы очень убедительно сыграли в фильме «Остров». Чем вам запомнились съемки?
— Я посетил много монастырей, многое переосмыслил. В первый съемочный день привыкал к своему герою, к ощущению длинных волос и бороды. А еще постучался к Петру Мамонову, чтобы познакомиться поближе. А в это время оператор говорит, что все готово, можно снимать, и мы выходим на съемочную площадку. И вдруг Мамонов вне сценария начинает что-то говорить. Понимаю, что работает камера, и стараюсь ему подыграть. Вдруг Лунгин кричит: «Стоп!» и обращается к Мамонову: «Что ты играешь, мы же с тобой не это обговаривали». В ответ Петр отвечает: «Я не играю, я так живу". И я понимаю, что мне нужно играть не с актером, а с человеком, далеким от кино. А еще я понимал, что с Мамоновым невозможно было о чем-то договориться. Он дубль за дублем что-то выкидывал, он делал так, как чувствовал, именно так и не иначе. Он по роли воспринимал людей. Помню, мы летели с ним, а он всю дорогу в наушниках. Я у него спросил: «А что вы слушаете так внимательно?» Он мне протягивает наушники — а там проповедь Иона Крестьянкина.
— Со своей фактурой вы могли бы играть мужественных героев, а играете то беременных, то надеваете женское платье. Для чего это?
— Женские роли я с удовольствием играю со студенческих времен. Мне близка система Михаила Чехова, которая учит не пользоваться своей фактурой, а уметь изменяться до неузнаваемости и играть самые разные типажи. Это невероятно интересно! Представляете: каждый раз новый типаж? Чтобы его сыграть, актер начинает наблюдать, изучать, знакомиться и все ближе и ближе понимать, что это за психотип такой. Беда актера, когда он сыграл одного персонажа, поверил, что он такой, и по жизни играет одну роль.
— Каково было играть беременного мужчину в одноименном фильме?
— Для меня это было неожиданным предложением. Несмотря на комедию, работа оказалась сложной, потому что носить большой накладной живот невероятно сложно. Но самое интересное, что вся съемочная группа поверила мне и относилась очень внимательно. Перед съемками я провел несколько дней в перинатарном центре во время консультации. И понял, что у каждой женщины беременность происходит по-разному. Во время съемок я очень многое понял о женщинах, например, что у беременных меняются гастрономические вкусы. Например, она никогда не ела соленых огурцов, и вдруг ей их очень захотелось и она с таким удовольствием поедает один огурец за другим! А еще я понял, насколько настроение во время беременности не управляется самой женщиной. Если женщина капризничает, раздражена, то виновата не она, а гормоны. И мы, мужчины, должны понимать это и выполнять все ее желания.
— Каждый год на «Кинотавр» вы приезжаете вместе с женой, на мой взгляд, вы очень гармоничная пара.
— Спасибо! Мне повезло с женой. Танечка следит за моими имиджем, стилем, нарядами. То, как я выгляжу, — полностью заслуга жены. А еще в ней кроется настоящий кулинарный талант. На мои предложения поужинать в ресторане, чтобы освободить ее от готовки, Танечка всегда отвечает: «Лучше поужинаем дома!». И действительно, поесть домашнее, приготовленное любимой женой, гораздо приятнее, потому что ни в одном ресторане не приготовят ничего вкуснее. Словно возвращаешься в детство, когда прибегал из школы домой и с порога слышал незабываемый аромат того, что приготовила мама.
— Почему вы пошли в режиссуру?
— Пришел кризис в кино, кинематограф впал в полосу ожидания. А мне давно хотелось попробовать себя в режиссуре. Что-то я в жизни замечал, и мне хотелось об этом рассказать. Поэтому пошел на режиссерские курсы в мастерскую Хотиненко. Режиссер — это совсем другая профессия, меняющая человека. В нашей среде не очень хорошо относятся к тому, когда актеры становятся режиссерами. Как правило, после этого актер теряет в профессиональном плане. Он начинает разбираться в режиссуре, понимает внешнюю картинку, как создавать кино или спектакль. И потом уже сложнее погрузиться внутрь себя, подчиняться режиссеру. Потому что актера 5 лет учат быть послушным материалом, своеобразным пластилином в руках режиссера.
— Ваш первый режиссерский дебют был удачным. А каково вам в роли режиссера?
— Начиналось все с того, что я услышал историю одной семьи, предложил знакомому сценаристу написать по ней сценарий. Трое суток мы с ним писали, не отвлекаясь ни на что. А когда сценарий был готов, передо мной встал вопрос финансирования фильма, технического оснащения, актеров. Так как спонсоров не было, я вынес из дома все деньги, которые у меня были. Тогда не думал о своей семье, мне казалось, что сниму фильм и у меня будет много предложений на съемки, где отработаю эти деньги. Но предложений не было, и полтора года жил в долг. Я благодарен жене, которая меня не осудила, а поддержала. Мне повезло, что Сабине Еремеевой, с которой работал на фильме «Путешествие с домашними животными», понравился отснятый материал и она согласилась стать продюсером картины. А уже успех этого фильма вдохновил на продолжение, и я снял фильм «Мамы» по второй новелле — «Моей любимой» — с Сергеем Безруковым.