Имя следующего героя нашей рубрики увековечено на карте Казахстана. В крупнейших казахстанских городах Астане и Алматы есть улицы Адольфа Янушкевича, писателя-этнографа, достойного сына белорусской земли. Судьба распорядилась так, что богатый творческий потенциал ему довелось реализовать не на родине, а на бескрайних казахских просторах.
Адольф Янушкевич родился 9 июня 1803 года в Несвиже. Его отец Михал Янушкевич служил у известных магнатов Радзивиллов, крестным отцом Адольфа был Михаил Иероним Радзивилл. Будущий писатель и этнограф был старшим ребенком в семье, всего же детей было девять — четыре сына и пять дочерей. Мать, Тэкля Соколовская, приходилась родственницей Тадеушу Костюшко. Отец до того, как начал работать у Радзивиллов, дослужился до чина подполковника, принимал участие в восстании под руководством Тадеуша Костюшко. Эти факты сами за себя говорят о той атмосфере, в которой рос Адольф Янушкевич и его братья. Долг, честь, патриотизм — эти понятия были для них превыше всего, что во многом и предопределило их судьбы.
Родители сделали все, чтобы дать сыновьям самое лучшее образование. Как рассказал нашему корреспонденту заместитель директора по научной работе Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Дмитрий Яцкевич, Адольф Янушкевич и его брат Евстафий обучались в несвижской доминиканской школе. Учили детей как образованные ксендзы, так и специально приглашенные светские учителя. У братьев был гувернер, помогавший им постигать новые науки.
Продолжил юный Адольф образование в престижной Винницкой гимназии на Подолье, куда переехал по просьбе богатого бездетного дяди, пожелавшего сделать его своим наследником. В 1821 году поступил на литературный факультет Виленского университета, дебютировал в журнале Dziennik Wileсski поэмой «Мелитон и Эвелина». Адольф примыкает к литературному обществу филаретов, знакомится с Адамом Мицкевичем. Позже они продолжат общение, встретившись во время путешествия по Европе. Именно Адольф Янушкевич является прототипом Адольфа в знаменитой поэме Адама Мицкевича «Дзяды».
В 1821 году родители купили собственное небольшое имение в д.Дягильно Койдановской волости (теперь Дзержинский район на Минщине), которое стало родовым гнездом Янушкевичей и к которому навсегда прикипел сердцем Адольф. После возвращения из Вильно он пытается найти свое место в жизни, снова едет к дяде на Подолье. Адольф умен, образован, в 23 года (!) его избирают депутатом Главной палаты по гражданским судебным делам в Каменце. За три года работы он проявил себя с наилучшей стороны, его хотят переизбрать еще на один срок. Но молодой человек вынужден отказаться — беспокоят больные легкие, он едет поправить здоровье в Европу. Впрочем, частицу своего сердца он оставляет на Подолье, где встретил свою единственную любовь Стефанию Гиновскую. Перед отъездом пишет для нее сонет, еще не зная, что прощается навсегда...
Поворотным в судьбе Адольфа Янушкевича стал 1831 год, когда он и два его брата принимают участие в польском восстании. После поражения восстания Евстафий и Ромуальд уехали в Париж, что спасло их от наказания, но лишило возможности когда-нибудь снова увидеть родные места. Адольф же в одном из боев получил семь ранений и попал в плен, его приговорили к ссылке в Сибирь и конфискации имущества. Во время допросов раскаяния не проявлял, остался верен своим идеалам. Даже такой дорогой ценой.
Отбывать ссылку отправили в Тобольск, затем в глухую сибирскую деревню под Ишимом, позже в сам Ишим... Письма, написанные им в этот период, трогают до глубины души. Молодой ссыльный всей душой рвется домой в Дягильно, пишет матери, что «приготовил 5 рублей для почтальона, который привезет пакет с новостью о нашем избавлении». И не знает, что его ссылка продлится долгих 25 лет... Что невеста Стефания устанет ждать и выйдет замуж за другого... Что старенькая мама получит и сохранит 600 писем сына, прежде чем сможет обнять его у родного порога...
В суровом сибирском климате снова дают о себе знать больные легкие. Начинается борьба за выживание, которую он выдерживает с честью. В этих сложных условиях Адольф не утратил силы духа, не опустил руки. Вел здоровый образ жизни, много читал, делал переводы, учил французскому своих товарищей по несчастью. В этот период он очень сдружился с поэтом-декабристом Александром Одоевским, автором известных строк «... из искры возгорится пламя». Одоевский посвятил Янушкевичу два своих стихотворения.
Десять лет спустя Янушкевичу предлагают переехать в Омск и поступить на государственную службу. Он соглашается, надеясь увеличить свои шансы на амнистию. В 1841 году начинает работать в Пограничном управлении сибирских киргизов (так в то время именовали казахов).
Участвуя в переписи местных жителей, наш земляк совершает многомесячные поездки в бескрайние степи. Он выучил казахский язык, что позволило ему общаться как с простыми людьми, так и с местной элитой — султанами, биями, батырами. Живет в юртах, изучает быт и традиции кочевых казахских племен, все больше проникаясь к ним симпатией. О своих наблюдениях, впечатлениях, открытиях в свободное от основной работы время Янушкевич развернуто пишет в личном дневнике и письмах близким. Его талантливое перо коснулось всех сторон жизни казахов того времени, начиная от описаний одежды, пищевых предпочтений, обычаев и заканчивая уникальными сведениями по истории, географии, астрономии и этнографии.
Возможно, Янушкевич и сам не понимал тогда, какую ценность будут представлять для потомков его заметки. Он смог запечатлеть уходящий мир кочевников, тот период казахской истории, который описан крайне мало. Причем сделал это непредвзято, объективно и ярко, сполна раскрыв в описаниях свой писательский талант. Интересно, что некоторые высказанные нашим земляком мысли стали пророческими. О крохотном тогда поселке Акмола (теперь Астана) он писал, что это будущая столица всей степи. В отношении самих казахов утверждал, что «придет время, когда они займут почетное место среди народов».
Забегая вперед, скажу, что дневники и письма Янушкевича были изданы уже после его смерти. Их переработал и опубликовал его друг Феликс Вротновский — в 1861 году в Париже, затем в 1875 году в Берлине. Спустя почти сто лет это издание на польском языке попало в руки преподавателю алматинского университета Фаине Стекловой, по достоинству оценившей значимость его текстов. Книга была переведена на русский, затем на казахский языки.
Последние годы ссылки Адольф Янушкевич провел в Нижнем Тагиле, работая у промышленников Демидовых. Он уже сильно болел, но смог оставить о себе добрую память и в этом сибирском городе. По сей день на городской библиотеке висит табличка с благодарностью «первому библиотекарю — политическому ссыльному Адольфу Янушкевичу».
Амнистии Янушкевич наконец дождался — это случилось в 1856 году. Сразу домой, в Дягильно, где его с распростертыми объятиями встретили родные — мать, младший брат Януарий и племянницы. Местный доктор вплотную занялся здоровьем тяжелобольного писателя, но помочь ему уже не смог. Всего год прожил Адольф Янушкевич после возвращения домой. Похоронили его на фамильном кладбище в Дягильно.
Человеку и гражданину
Долгие годы имя Адольфа Янушкевича было практически забыто в Беларуси, однако сегодня оно переживает свое второе рождение. Выходят посвященные ему научные труды и публикации, память о земляке возрождается в г.Дзержинске (бывшем Койданово) и д. Дягильно. Местные поэты из литературно-поэтического клуба «Выток» посвятили ему свои стихотворения, составившие сборник «У вянок Адольфу Янушкевiчу». Жительница Дзержинска Анна Судник-Матусевич перевела на белорусский язык его письма из казахских степей.
Большая просветительская работа ведется в Дзержинской центральной районной библиотеке, где скрупулезно собраны и представлены читателю все издания и статьи о жизни нашего выдающегося земляка. Их труд был по достоинству оценен в этом году на Республиканском конкурсе «Бiблiятэка — асяродак нацыянальная культуры», на котором они стали победителями в номинации «За поисковую и исследовательскую работу».
Не остается в стороне и подрастающее поколение, рассказал нашему корреспонденту учитель истории дзержинской средней школы №4 Виктор Уранов. Ученица 10 класса Диана Васильева за свою работу «Адольф Янушкевич — человек и гражданин» удостоилась диплома 2-й степени на Международном форуме студенческой и учащейся молодежи «Первый шаг в науку-2014».
Вместе с Виктором Урановым мы побывали в Дягильно, к которому все годы ссылки так рвалась душа Адольфа Янушкевича. К сожалению, от родовой усадьбы не осталось и следа. После смерти Януария Янушкевича, брата Адольфа, опустевшее имение было куплено жившей по соседству помещицей Эмилией Дыбовской. В 30-е годы в усадьбе размещался Дом колхозника, войну она уже не пережила. До наших дней уцелела лишь одна из хозпостроек, которую местные жители именуют панским домом. Сейчас в ней размещается производственный цех, но есть идея создать здесь музей Адольфа Янушкевича.
Фамильное кладбище Янушкевичей в Дягильно приводится в порядок. Долгие годы оно было заброшено, часть надгробных плит исчезла. В прошлом году здесь торжественно открыли монумент Адольфу Янушкевичу, заложили аллею памяти. Было сказано много хороших слов, поэты читали стихи. Удивительно, но факт — на многих фотографиях с открытия четко виден яркий солнечный луч, идущий с неба...
На казахстанской земле
Дань памяти Адольфу Янушкевичу отдают и в Казахстане. О том, какую работу в этом направлении ведет белорусская диаспора в г. Алматы и Алматинской области, мы узнали от ее главы, председателя общественного объединения «Национальный культурный центр Беларусь» Леонида Питаленко.
— Имя Адольфа Янушкевича значимо и для нашей белорусской диаспоры, и для творческой интеллигенции Казахстана, которая радеет за сохранение традиций, обычаев и этнической культуры казахов. Ведь благодаря его этнографическим запискам сохранилась очень ценная информация, которая позволяет возрождать традиции, что очень важно для каждого народа, — отметил Леонид Николаевич.
В данный момент, рассказал мой собеседник, готовятся документы для регистрации фонда имени Адольфа Янушкевича. Его возглавит известный бизнесмен и меценат Сакен Сейфуллин, внук известного казахского писателя Сакена Сейфуллина. Средства фонда будут направлены на увековечение памяти Адольфа Янушкевича и популяризацию его этнографических трудов. В числе планируемых мероприятий — автопробег по местам, где жил и работал Янушкевич, проведение художественных и литературных выставок. Планируется также переиздание писем и дневников писателя на казахском, белорусском и русском языках.
К слову, белорусская диаспора в Алматы и Алматинской области насчитывает порядка 4 тысяч человек. Помимо улицы Адольфа Янушкевича, есть в одном из крупнейших городов Казахстана и другие «белорусские» улицы, такие как Минская, Витебская. Общественное объединение «Национальный культурный центр Беларусь» было образовано в октябре 1992 года. Всего на территории Казахстана действует 17 этнокультурных объединений белорусов.