По данным Национального статистического комитета Беларуси на 1 января 2014 года, в республике проживает 1 млн 761 тыс. детей в возрасте до 18 лет, или 18,6% общей численности населения. Государство уделяет большое внимание увеличению рождаемости и усилению социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей. В стране успешно реализуется Национальная программа демографической безопасности. С 2004 года наблюдается абсолютный и относительный рост показателей рождаемости во всех регионах. В рейтинге «Индекс материнства-2014» Беларусь заняла 26-е место среди 176 стран в списке благоприятных для материнства.
О том, как на практике реализуются права ребенка, какие выявляются проблемы и как они решаются, во время онлайн-конференции БЕЛТА рассказали начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Беларуси Дарья Лебедева, заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Алексей Подвойский, начальник отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Виталий Янчин, председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц и представитель Министерства образования Беларуси Инесса Кислая.
Андрей Шакуто, Минск: — Как Министерство образования относится к институту уполномоченного по правам ребенка? Есть ли вероятность появления в Беларуси такого института?
Инесса Кислая: — В настоящее время Министерство образования Беларуси совместно с представительством Детского фонда ЮНИСЕФ прорабатывает вопросы введения пилотного проекта уполномоченного по правам ребенка в одном из регионов страны. По итогам можно будет сделать вывод о необходимости этого института в нашей стране.
Виктор Чайчиц: — Новый орган надо создавать только в том случае, когда есть основания полагать, что уже функционирующие учреждения не работают в достаточной мере. По моему мнению, достаточно организаций, которые занимаются детьми, защищают права ребенка.
Мария Мороз, Минск: — Проблема социального сиротства актуальна для всех стран. Какова ситуация в Беларуси? Какие меры принимаются для выявления так называемого скрытого социального сиротства, когда дети формально живут в семьях, но родители не занимаются их воспитанием и дети фактически предоставлены сами себе?
Инесса Кислая: — В Беларуси за последние годы уменьшается социальное сиротство. Это результат планомерной работы всех заинтересованных структур по выведению детей из социально опасного положения, то есть по реализации Декрета №18 и других законодательных актов. За 2013 год без попечения родителей осталось 2 тыс. 750 детей, что на 10,8% меньше, чем в 2012 году. Сегодня в Беларуси около 23 тыс. социальных сирот.
Что касается скрытого сиротства, мы можем его выявить, если поступают сообщения о неблагополучии или о фактах совершения родителями противоправных деяний, то есть любой информации, которая свидетельствует о том, что у ребенка в семье есть какие-то проблемы. Каждый такой случай изучается, проводится расследование. Таким образом, мы стараемся не допустить скрытого социального сиротства.
Дарья Лебедева: — Есть еще одна проблема в законодательстве. В Кодексе о браке и семье давно существуют две нормы — 148-я и 149-я статьи. Больше проблем связано с названием и формулировкой 148-й. В частности, в ней говорится о возможности установления опеки над детьми, родители которых уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей. Это нонсенс. В настоящее время Генпрокуратура вносит в Национальный центр правовой информации предложения об исключении этой нормы из Кодекса о браке и семье. Это типичная ситуация, когда скрывается социальное сиротство за опекой, как правило, родственной.
Кроме того, на наш взгляд, существенной переработки в кодексе требует норма, согласно которой может устанавливаться опека при временном отсутствии родителя. Правовая норма не дает исчерпывающий перечень ситуаций, когда родитель отсутствует и над ребенком может быть установлена опека. Прописаны командировка, болезнь и тому подобное. Что такое «тому подобное»? На практике это зачастую выглядит так: мама уезжает за границу, устраивает свою личную жизнь, над ребенком устанавливается временная опека бабушки. По норме это всего шесть месяцев, но срок постоянно продлевается. Мамы нет в помине. В лучшем случае она присылает бабушке средства для воспитания своего ребенка. И вот, пожалуйста, — один из случаев, когда закон дает возможность скрывать социальное сиротство. Поэтому сейчас мы вносим предложение об исключении из кодекса одной нормы и существенной доработке второй.
Татьяна Масалыка, Минск: — Согласно законодательству, родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на гособеспечении. Но такие родители, как правило, ведут асоциальный образ жизни и не работают. Как обеспечивается возмещение их родителями затрат государства на их содержание?
Виталий Янчин: — Проблема нежелания обязанных лиц работать по-прежнему существует. В большинстве своем это лица, злоупотребляющие спиртными напитками и, как правило, лишенные родительских прав. Благодаря совместным усилиям заинтересованных госорганов около 99% состоящих на учете в ОВД обязанных лиц трудоустроены, однако около 15% из них уклоняются от работы. Ранее этот процент был еще больше — более 20%.
Для решения этой проблемы МВД инициировало внесение дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающих привлечение трудоустроенных обязанных лиц, совершающих прогулы, к административной ответственности в виде административного ареста с обязательным привлечением к труду. Сейчас такая мера применяется только к лицам, уклоняющимся от трудоустройства, но не от работы.
В настоящее время согласованный со всеми заинтересованными проект закона находится в Палате представителей Национального собрания.
Валерий Скобелко, Кричев: — Не кажется ли вам, что постановка на учет в ИДН за переход в неположенном месте или мелкую шалость — это перебор?
Виталий Янчин: — К нам все чаще поступают обращения граждан о необоснованности, по их мнению, постановки на учет в инспекции по делам несовершеннолетних подростков за совершение незначительных правонарушений: безбилетный проезд, переход улицы в неустановленном месте и др.
Чтобы сконцентрировать основные меры индивидуальной профилактики в отношении подростков, склонных к совершению правонарушений, МВД предложило ставить на учет несовершеннолетних в случае однократного их привлечения к административной ответственности не за все правонарушения, предусмотренные КоАП, а лишь за наиболее тяжкие, такие как умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, мелкое хулиганство, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, занятие проституцией, заведомо ложное сообщение, управление транспортным средством в состоянии опьянения, управление транспортным средством без права управления этим средством.
Только в случае повторного привлечения к административной ответственности постановка на учет в ИДН должна осуществляться за любое правонарушение, предусмотренное КоАП.
Полный текст читайте на сайте www.belta.by/
О наших детях
* Большинство детей (77,1%) проживает в городах и поселках городского типа, в сельской местности — 22,9%.
* В республике сохраняется положительная тенденция роста рождаемости. В 2013 году родилось 118 тыс. детей, в том числе 60,8 тыс. мальчиков и 57,2 тыс. девочек. Уровень рождаемости увеличился с 9,4 на 1000 человек населения в 2005 году до 12,5 промилле в 2013 году.
* В минувшем году 52,6% новорожденных появились на свет у женщин, которые ранее уже испытали радость материнства.
* В республике в прошлом году родилось 1 тыс. 220 двоен, 26 троен. В Молодечно Минской области была зарегистрирована 1 четверня.
* Растет суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся детей в среднем на одну женщину в возрасте 15—49 лет). В 2013 году на одну женщину в среднем приходилось 1,7 детей (в 2005 году — 1,3).
* Увеличивается число детей, рождаемых женщинами, состоящими в зарегистрированном браке. Если в 2005 году доля детей, рожденных у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 24,2%, то в 2013 году этот показатель снизился до 16,1%.
* Беларусь относится к странам с низким уровнем младенческой и детской смертности. Устойчивой тенденцией является снижение младенческой и детской смертности в течение ряда лет. В 2013 году показатель младенческой смертности составил 3,5 на 1000 живорожденных против 7,1 в 2005 году. Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет снизился по сравнению с 2005 годом на 50,5% с 9,3 до 4,6 на 1000 родившихся живыми.
* В рамках реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011—2015 годы уделяется большое внимание увеличению рождаемости и усилению социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей. Размер единовременного пособия в мае текущего года составил при рождении первого ребенка Br12 млн 124,7 тыс., при рождении второго и последующих детей — Br16 млн 974,6 тыс. Размер пособий при рождении детей по сравнению с маем 2013 года увеличился на 24,5%.
* В сфере государственной помощи семьям, воспитывающим детей, в мае нынешнего года размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составил на первого ребенка Br1 млн 946,3 тыс., на второго и последующих детей — Br2 млн 224,3 тыс., на ребенка-инвалида — Br2 млн 502,4 тыс. Размер пособия на детей в возрасте старше 3 лет равнялся на ребенка-инвалида Br848,7 тыс., на других детей в семье — Br606,2 тыс.
* Организациями здравоохранения ежегодно проводятся профилактические осмотры детского населения. В 2013 году такими осмотрами было охвачено 1 млн 807,9 тыс. детей в возрасте до 18 лет. В целях снижения заболеваемости инфекционными болезнями в стране осуществляются мероприятия по проведению профилактических прививок. В 2013 году охват детей в возрасте до 1 года прививками против кори, эпидемического паротита и краснухи (КПК) составил 98,1%, туберкулеза — 98%, коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС) — 96,7%.