Как повлияли на медиасреду Беларуси поправки в закон «О средствах массовой информации», которые действуют с 1 января 2015 года? Насколько эффективны меры по ограничению доступа к сайтам, нарушающим законодательство? Какие планируются законодательные нововведения по защите детей от вредной информации? На эти и другие вопросы во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА ответила министр информации Лилия Ананич.
Павел Сушенко, г. Минск: — В соответствии с новым законом о СМИ, который вступил в силу с 1 января 2015 года, Мининформ в течение года ограничивал доступ более чем к 40 сайтам. Как вы оцениваете эффективность этой меры?
Лилия Ананич: — В прошлом году было принято 41 решение об ограничении доступа к информационным ресурсам за неисполнение требований декрета от 28 декабря 2014 года №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» и закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации», за использование табуированной лексики, пропаганду порнографии, незаконную рекламу лекарственных средств и алкогольных напитков, распространение экстремистских материалов и др. Возобновлен доступ только к 4 информационным ресурсам. Владельцы других ресурсов в Министерство информации не обращались по понятным причинам — правоохранительные органы выявили вопиющие факты использования интернет-ресурсов для реализации наркотиков.
Если же интернет-ресурсы оперативно исправляли выявленные нарушения законодательства, то в установленном порядке доступ к ним возобновлялся.
Корр. БЕЛТА: — Насколько нам известно, за истекший период 2016 года уже вынесены решения об ограничении доступа к пяти интернет-ресурсам, направлены два письменных предупреждения владельцам информационных ресурсов. Больше стали выявлять или больше нарушать? Как отреагировали на эти меры владельцы ресурсов?
Лилия Ананич: — Не стали больше выявлять, не стали больше нарушать — идет системная плановая работа. В текущем году по линии правоохранительных органов ограничен доступ к пяти информационным ресурсам за распространение информации о наркотиках. Два предупреждения (эта мера предусмотрена законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации») вынесено интернет-ресурсам за размещение недостоверной информации и информации, которая может нанести вред государственным интересам.
Эффективность этой меры очевидна — буквально в день получения предупреждений интернет-ресурсы устранили правонарушения.
Мы считаем несостоятельной точку зрения оппонентов насчет того, что предупреждение Министерства информации — это вмешательство в редакционную политику. Это не вмешательство, а исполнение законодательства. Есть сторона, которая должна соблюдать законодательство о СМИ, и есть право Министерства информации на вынесение предупреждений.
Четкое соблюдение законодательства, стремление к правовой культуре, следование принципам журналистской этики, объективности, всесторонняя подача информации с точными фактами, без оскорблений — эти принципы белорусской журналистики никто не отменял. И, на мой взгляд, действующее законодательство помогает развивать отечественную журналистику.
Анна Рудник, г. Минск: — В Палате представителей ко второму чтению готовятся поправки в некоторые законы, которые касаются защиты детей от вредной информации, в том числе в законы о средствах массовой информации, об информации, об издательском деле. С какими предложениями выступает Министерство информации?
Лилия Ананич: — Подготовлен многоплановый законопроект, который является итогом коллективного труда тех, кто в разных сферах обязан защищать информационное пространство, воспитывать подрастающее поколение и ограждать детей от деструктивной информации. Министерство информации как орган госуправления в сфере информации и печати работал над дополнением закона «О средствах массовой информации» и закона «Об издательском деле в Республике Беларусь».
Суть предлагаемых поправок — ввести комплекс мер по защите детей от информации, причиняющей вред здоровью, развитию, нравственности. Маркировка продукции позволит родителям обратить внимание на те информационные продукты, которые доступны ребенку, речь идет и о газетах, и о журналах, и о телепрограммах. Маркировать продукцию, распространяемую в печатном и электронном виде, необходимо в соответствии с критериями отнесения к той или иной возрастной категории.
Что касается издательской деятельности, то продукция белорусских издательств, безусловно, также должна будет маркироваться. Проектом закона предусмотрено, что право маркировать зарубежную продукцию, которой также насыщен наш рынок, может получить распространитель.
Такой опыт есть в России, мы это видим по тому же телеконтенту, который получаем из-за пределов страны. Аналогичную маркировку можно заметить и на книгах. В нашей стране в информационном контексте мы будем вести эту работу эффективно — детей надо защищать. Для родителей это будет дополнительным поводом обратить внимание, что читает ребенок, какие программы он смотрит. Уверена, в определенной степени это систематизирует и деятельность средств массовой информации — после внесения поправок в законодательство определенные изменения должны быть и в сетке вещания.
Сергей, г. Воложин: — Планируется ли расширять общедоступный пакет эфирного цифрового телевещания? Если да, то когда и какие каналы в него будут включены?
Лилия Ананич: — В каждом уголке нашей страны законодательно закреплены законом о СМИ и детально расписаны постановлением правительства перечень телепрограмм, которые входят в общедоступный пакет, и порядок их распространения. Все уже привыкли к этим кнопкам. Девять программ хорошего качества доступны благодаря цифровому телевидению во всех уголках Беларусь.
Но вопрос лежит не в плоскости расширения общедоступного пакета. Скорее актуально технологическое, нормативное закрепление очередности трансляции белорусских телепрограмм. Ведь фактически сегодня в нашей стране наряду с белорусскими распространяются 208 иностранных телеканалов. Мы должны быть всячески заинтересованы, чтобы развивалось национальное телевидение, национальный контент. Чтобы максимально создавать условия, в том числе по очередности трансляции на определенной кнопке. У нас есть обращения от представителей белорусских телевизионных компаний, чтобы мы этот вопрос рассмотрели. Думаю, что эта задача несложная, и мы ее актуализируем.
По мере развития национального контента будет развиваться и увеличится количество каналов, которые мы предлагаем телезрителям. Мне кажется, что скорее надо работать над созданием качественного информационного продукта. Сегодня созданы телеканалы в регионах страны. Это огромное поле деятельности.
Елена, Россонский район: — Из-за отключения проводного радиовещания в прошлом году основная масса местных радиостудий утратила технологическую площадку для вещания, в результате многие из них просто закрылись. А ведь для жителей глубинки радио - едва ли не основной источник информации. Занималось ли министерство этой проблемой?
Лилия Ананич: — Эта тема детально обсуждалась в 2015 году, внимание ей было уделено и на коллегии по итогам прошлого года. Поставлена задача — развивать региональное радиовещание. Сегодня в Минской области вопросы регионального вещания решены на частоте областной радиостанции «Минская волна», а, например, в Гомельской области это «Гомель FM», «Гомель плюс», телерадиокомпания «Гомель». Есть примеры в Витебской, Брестской, Гродненской и Могилевской областях. Ряд редакций заключает договоры с Белтелерадиокомпанией, чтобы на ее базе размещать свои продукты.
Вместе с тем — это не решение вопроса. Мы нацеливаем региональное радиовещание на организацию полноценных качественных вещательных продуктов путем создания FM-станций, где есть такие частотные ресурсы. Не так давно мы зарегистрировали в Гомеле «Правда-радио». Там долго рассматривались вопросы по частотам, но в результате радио открыто и будет развиваться. Сегодня FM-радио будет формироваться в регионах.
Согласитесь, что проводное радио устарело не только в силу архаичности самого способа доставки сигнала. В последние годы оно было представлено 15 минутами утром и вечером. В XXI веке — это не есть качественное вещание. Смена технологических укладов произошла. Сейчас дело за учредителями — развивать региональное вещание. Тем более что такие подходы сформулированы в стратегии развития на 2016—2020 годы. Это и технологическая, и кадровая составляющая. Это комплекс задач, которые должны решаться на местах.
Но сегодня нужно думать и об интернет-радио. Районные газеты активно развивают интернет-ресурсы. Думаю, появятся примеры интернет-радио, в особенности в регионах. Идет поиск путей развития, в том числе региональных печатных СМИ. Редакции ищут, как закреплять свое влияние на информационном поле.
Полная версия онлайн-конференции на сайте www. belta.by