Родителей в отставку?
Сегодня проблема значимости традиционных семейных ценностей в обществе снова выходит на первое место. После многих мытарств, поисков новых идеалов и ориентиров счастья мы вновь вернулись на круги своя — к корням, отчему дому, своей малой и большой Родине... И поняли: вот это и есть — настоящее и вечное, это и есть — непреходящие ценности. Потому что семья — центр Вселенной для каждого человека. Не случайно сегодня во всем мире отмечается Международный день семьи — человечество прекрасно осознает, насколько важен этот институт для прогресса цивилизации. Но прогресс — это не обязательно ломка традиционного. Почему, например, ювенальные технологии вызывают иногда активную критику тех, кто считает их фактором дестабилизации института семьи? Об этом наш корреспондент побеседовала с научным сотрудником Центра проблем развития образования Белгосуниверситета Еленой Ярошевич.
— Можно ли сказать, что в Беларуси активно формируется система ювенальной юстиции?
— Началом этого процесса стало присоединение Беларуси в 1990 году к Конвенции о правах ребенка, которая стала кульминацией 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Светлана Яковишина, доцент кафедры публичного права юридического факультета учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений», в своей статье «Опыт реализации Концепции ювенальной юстиции в РФ» указывает, что «в настоящее время в белорусском законодательстве присутствуют почти все элементы ювенальной юстиции: международные стандарты, ратифицированные Республикой Беларусь; рамки административных и уголовных санкций; границы судебного усмотрения». В 2010 году министр юстиции подтвердил, что Концепция ювенальной юстиции Беларуси согласована практически со всеми ведомствами и будет рассмотрена Правовым научно-консультационным Советом при Администрации Президента. Но этот проект так и не был принят белорусскими специалистами.
— Что же встревожило некоторых психологов, педагогов, экспертов и родительскую общественность в Беларуси? Почему против документа ополчилась церковь? Что не устраивает оппонентов в этой концепции «максимальной защиты» прав несовершеннолетних? Неужели приоритет права должен быть на стороне взрослых?
— Аналитических материалов на эту тему более чем достаточно в СМИ, в интернете и на полках книжных магазинов. Скажу насчет специализированных ювенальных судов и восстановительного правосудия. Защищать интересы детей и учитывать психологическую незрелость несовершеннолетних преступников в судебных разбирательствах, несомненно, нужно, и повышать квалификацию судей полезно. Однако при изучении чужого опыта неплохо было бы учесть реальные данные, подтверждающие высокие показатели молодежной преступности во многих западных странах, где уже не одно десятилетие действует ювенальная юстиция.
В 2014 году французская ювенальная юстиция отмечает свое 65-летие, и результаты просто ужасают. Несколько раз в Париже за эти годы разгорались многодневные подростковые бунты. Агрессивные юноши, уверенные в своей безнаказанности, поджигали автомобили, громили дома и магазины, били прохожих. Такие же массовые погромы происходили в Великобритании.
Наркомания, токсикомания, детская преступность в этих странах возрастают с каждым днем, а остановить ее не позволяет законодательство, так как наказать молодых правонарушителей за преступления нельзя, ведь они «еще маленькие». Но здесь есть такая закономерность: дети взрослеют. И те из них, на чьи неоднократные «шалости» закрывал глаза ювенальный суд, повзрослев, предстают перед судом для взрослых преступников. А расхлебывать последствия ювенального гуманизма приходится сотрудникам других ведомств. И пострадавшим.
— Может, нам все-таки обратить внимание на другой опыт?
— На постсоветском пространстве, где так активно пытается укорениться ювенальная юстиция, есть люди, которые понимают, чем грозит разгул молодежной преступности. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов в эфире телеканала «Союз» обратил особое внимание, что «ювенальная юстиция разрушает основной путь общественной жизни, закон общественной жизни». Это закон дисциплины и подчиненности в обществе, пояснил он. Если вы солдату дадите те же права, что и генералу, — все, армия закончилась. Если вы сотруднику, работнику фирмы, дадите те же права, что и хозяину, — все, фирма лопнула. Если вы дадите любому гражданину права президента — все, государства нет. Если вы дадите ребенку не только те права, что и родителям, а большие даже права — а ювенальная юстиция как раз об этом и говорит, — что будет? Нарушается основной закон социальной жизни. Это вещи очевидные. В рамках ювенальной системы становится нормой судебное разбирательство детей со своими родителями, которые как бы ущемляют их права. Особенно уязвимыми делаются семьи, в которых детей стараются воспитывать в рамках традиционной морали, так как, с точки зрения сторонников ювенальной юстиции, такие родители якобы подавляют личность ребенка и лишают его права на нормальное развитие.
— Таким образом, возникает противопоставление интересов детей и их родителей?
— В некоторых школах дается или на видное место вывешивается номер телефона доверия. Дети о нем знают, так как ежегодно еще с начальной школы им подробно рассказывают о том, какие они имеют права, в каких международных документах эти права закреплены и как эти права можно отстоять. И, как показывает опыт, дети потом очень широко их трактуют, забывая об обязанностях.
Да и словосочетание-то какое, если вдуматься, — телефон доверия… Не психологической помощи, а доверия. Ребенка окружают родители, бабушки-дедушки, родственники, соседи, в школе — классный руководитель, завуч, директор, психолог и социальный педагог. Неужели все эти взрослые будут абсолютно равнодушны, если заметят действительные проблемы с ребенком — прогулы, асоциальное поведение, недоедание, побои, смену настроения? А у ребенка, предполагается, ни к кому из этого окружения нет доверия — только к чужим дядям и тетям из телефона... А ведь самые доверительные отношения — это детско-родительские.
И вот уже на слух мы привыкаем к подмене понятий, к едва уловимому противопоставлению детей и родителей. Таким образом, поскольку воспитание в семье предполагает послушание родителям и удержание ребенка от зла, в том числе путем запретов и наказаний, то реализованная система ювенальной юстиции фактически лишает родителей их естественного права воспитывать детей и преимущественного права на определение системы и приоритетов их воспитания.
Сейчас нас заверяют, что введение специализированных ювенальных судов в Беларуси — это усовершенствование судебной системы. Однако она может стать ключевым моментом, запуском всей системы ювенальной юстиции в нашей стране. И тогда основанием к изъятию ребенка из семьи может стать что угодно: низкий уровень благосостояния, отсутствие собственного жилья, отсутствие отдельной комнаты для ребенка, отсутствие персонального компьютера у ребенка, недостаточный продуктовый набор в холодильнике, босые ноги у ребенка, инвалидность родителей или членов семьи, разговор с ребенком на повышенных тонах, оставление ребенка на незначительный срок одного дома или во дворе дома и др.
— Что же можно ожидать в этой сфере в ближайшем будущем?
— Деятельность Министерства юстиции самым непосредственным образом затрагивает жизнь каждого гражданина Беларуси. Поэтому рассмотрение вопроса о введении ювенальной юстиции должно происходить только при широком общественном обсуждении, с привлечением независимых негосударственных организаций, юристов, педагогов, ученых, других экспертов, с привлечением родительского сообщества, с учетом мнения традиционных для Беларуси религий. Государству нужно всячески помогать семье, потому что только в семье ребенок получает всю полноту любви, учится азам социальной жизни и начинает ощущать себя полноценной личностью. А став ею — создать новую, здоровую семью, оплот сильного и процветающего государства.