Все для фронта. Все для победы
9 августа 1944 года Госкомитет обороны принял решение об организации в Минске автосборочного завода. 3 месяца спустя завод отправил на фронт первые автомобили.Через 2 недели после освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, а точнее 16 июля 1944 года, прямо с партизанского парада победителей, состоявшегося на минском ипподроме, партизанские роты пришли на юго-восточную окраину города — в Красное Урочище. Здесь до войны размещалась воинская часть, и в полуразрушенных танковых ангарах и мастерских начался ремонт поврежденной в боях автомобильной техники.
Но фронт требовал большего: новых автомобилей! И 9 августа Госкомитет обороны принял решение: организовать в Минске автосборочный завод мощностью 150 автомашин в сутки.
Сборку автомобилей из поставляемых по ленд-лизу узлов и деталей запланировали начать в 4 квартале 1944 года. Уже в ноябре предстояло собрать первые 100 автомобилей, через месяц, в декабре, — 250. Директором строящегося завода был назначен И. Толкунов.
Подготовка к сборке автомобилей началась с восстановления разрушенных производственных и жилых помещений, разминирования уцелевших, пуска дизель-мотора, давшего заводу и поселку первые киловатты электроэнергии, с обучения первых слесарей-сборщиков автомобилей. В их числе был и пришедший на завод будущий Герой Социалистического Труда Дмитрий Барашкин. Еще недавно партизанивший в лесах Витебщины, он стал теперь работать слесарем-сборщиком.
Как вспоминал руководивший в то время энергетической службой предприятия Герой Социалистического Труда первый генеральный директор «БелавтоМАЗа» Иван Демин, уже в октябре с заводов страны на будущий МАЗ начали поступать оборудование и первые машинокомплекты.
Вагоны с прибывающими грузами требовалось разгружать немедленно. Война диктовала свои темпы: зачастую заводской гудок поднимал всех среди ночи. Лом, а то и просто березовые колья, тросы и веревки — вот и все приспособления, с помощью которых доставлялись на рабочие места тяжелые грузы.
Чтобы облегчить доставку грузов с разгрузочной пло-
щадки, на скорую руку обустроили узкоколейку. Рельсы собирали со всей округи. На станции Степянка нашли
заброшенную «кукушку» и несколько платформ. Проблема доставки грузов на сборку была решена.
В конце октября завод приступил к сборке автомобилей. Руководил процессом бывший партизанский командир, начальник сборочного цеха Владимир Петров.
И 7 ноября первые 50 автомашин, собранных на предприятии, были торжественно переданы представителям воинских частей. Сразу же после митинга, на который собрался весь заводской коллектив, ушли своим ходом на фронт.
— Чтобы наши войска быстрее въехали на них в поверженный Берлин, мы с каждым днем будем все больше собирать машин для фронта! — сказал, обращаясь к участни-
кам митинга, директор завода
И.Ф. Толкунов.
Поначалу сборка машин велась на «козлах». Это не позволяло обеспечивать требуемые темпы. Но прибывшая вскоре с Горьковского автозавода группа рабочих и специалистов, хорошо понимавших, что такое конвейерная сборка, взялась за монтаж конвейера. С его пуском суточный темп вырос в четыре раза, с конвейера стало сходить до 30 машин, а к концу 1945 года — до 60 и более.
Завод давал фронту не только машины. В начале 1945 года в действующую армию ушла и часть заводской молодежи. Предприятие провожало на фронт своих ребят. На места ушедших на бой с врагом вставали девчата из сел Минской, Молодечненской и Пинской областей.
Заводчан отправляли не только на передовую. В начале апреля 1945 года часть работников, знающих толк в технике, откомандировали в распоряжение 2-го Белорусского фронта для демонтажа оборудования немецких предприятий и отправки его в Союз. С поставленной задачей командированные в Германию специалисты будущего МАЗа с честью справились. Отправленное ими на завод оборудование, среди которого было немало вывезенного из СССР, исправно работало еще
долгие годы.
С октября 1944 года по сентябрь 1946-го на заводе в Минске велась сборка автомобилей из машинокомплектов, поставляемых по ленд-лизу. Свыше 5000 автомобилей различных марок — «студебеккеров», «фордов», «МАКов», — собранных в Минске, были отправлены в действующую армию. А когда закончилась война, буквально на следующий день, машины, собранные в Минске, пошли по новым адресам. Их ждали разрушенные города и села. Собрав за два года таких 18174 автомобиля, завод к 1 октября 1946 года прекратил выпуск импортной техники.
Предприятие начало подготовку к производству собственных автомобилей — машин минской марки. Уже 7 ноября 1947 года первые 5 автомобилей МАЗ-205, проехавших в праздничной колонне минских автозаводцев по улицам еще лежавшего в руинах Минска, стали серьезной заявкой на будущий расцвет белорусского автомобилестроения.