Имя нашего земляка, выдающегося советского авиаконструктора Павла Осиповича Сухого увековечено прежде всего в названии его знаменитых на весь мир самолетов «Су». Но благодарную память о себе он заслужил не только в небе, но и на земле. Его имя носит крупнейший российский авиационный холдинг «Сухой», в 2004 году на карте Москвы появилась улица Авиаконструктора Сухого. Именем Павла Осиповича назван Гомельский государственный технический университет, улицы в Витебске, Гомеле, Лунинце, Глубоком.
...На въезде в г. Глубокое на Витебщине застыл необычный памятник — самолет Су-17. Почему он установлен именно у этого города, знают, к сожалению, далеко не все. 10 июля 1895 года в тогда еще местечке Глубоком Дисненского уезда родился будущий знаменитый авиаконструктор Павел Сухой. Долгое время считалось, что местом его рождения было одноименное село в Гомельской области, но найденные в архивах документы восстановили истину. Теперь известны даже имена крестных родителей и православного священника, крестившего младенца Павла. К слову, таинство крещения совершилось в глубокском Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, действующем по сей день.
Благодаря активным исследованиям последних лет, белорусским историкам и краеведам удалось восстановить многие ранее неизвестные страницы родословной Павла Сухого. Нет никакого сомнения, что он не просто родился и вырос на белорусской земле, здесь корни нескольких поколений его предков. Дед, Андрей Алексеевич, жил в деревне Пахомово Вилейского уезда Виленской губернии. Он был крепостным крестьянином, однако знал грамоту и в 1837 году был отправлен помещиком на учебу в Черниговскую школу пчеловодства. Отец, Осип Андреевич, закончил Молодечненскую учительскую семинарию, работал начальным учителем в народных училищах Виленской губернии. На первом месте работы, в Ганутском народном училище, познакомился со своей будущей женой Елизаветой Гисич. В семье родилось четыре девочки и мальчик — будущий авиаконструктор Павел Сухой.
Белорусский период жизни Павла Осиповича связан с тремя городами — Глубоким, Гомелем и Лунинцом. В Глубоком он родился и провел первые годы жизни. В 1899 году семья переехала в Гомель, где Осип Андреевич сперва заведовал школой для детей железнодорожников, затем железнодорожным училищем. Юный Павел с серебряной медалью закончил гомельскую гимназию, проявив особые успехи в математике и физике.
Именно в гимназические годы произошла его первая встреча с авиацией, оставившая в душе подростка неизгладимый след. Спустя много лет он рассказывал своей дочери Ирине, как однажды возвращался с ребятами из гимназии и над их головами пролетел аэроплан известного русского летчика Сергея Уточкина. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» — признавался Сухой. Вернувшись домой, юный гимназист смастерил модель самолета, но она не полетела. Однако начала свой
полет мечта...
Закончив гимназию, Павел Сухой уже точно знает — учиться он хочет в Московском Высшем техническом училище
(МВТУ), в котором преподает «отец русской авиации» профессор Н.Е.Жуковский. Однако вскоре занятия пришлось прервать. Идет Первая мировая война, Сухого призывают в армию. После окончания школы прапорщиков он в действующей армии, в артиллерии. Здесь, на фронте, будущий авиаконструктор в полной мере осознал, какую важную роль в войне играет авиация. Возможно, тогда и родилось у него осознанное желание сконструировать для родной страны лучшие самолеты, которые давали бы ей преимущество над любым противником.
С военной службы Сухой демобилизовался по состоянию здоровья. Продолжить учебу в МВТУ не удалось, занятия в это сложное для страны время были отменены. Он едет к родителям в Гомель, на какое-то время устраивается учителем математики в школе г. Лунинца на Брестчине. Лунинец стал третьим знаковым для Павла Осиповича белорусским городом. Здесь он встретил любовь всей жизни, свою будущую жену Софью Феликсовну Тенчинскую, преподававшую в школе французский язык. Свадьбу сыграли через несколько лет, у них родилось двое детей — дочь Ирина и сын Дмитрий. Этот брак был по-настоящему счастливым, семья стала для Павла Осиповича надежным тылом и отдушиной.
20-е годы... Разруха, голод, безденежье... Но Павел Осипович вернулся в Москву, чтобы закончить образование в МВТУ.
Руководивший его дипломным проектом
А. М. Туполев высоко оценил способности молодого инженера и пригласил его на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Мечта Павла Сухого конструировать самолеты для своей страны сбылась — благодаря его таланту, трудолюбию и упорству в достижении поставленной цели. Он прошел путь от рядового чертежника до генерального авиаконструктора, золотыми буквами вписав свое имя в историю отечественного самолетостроения. Наш выдающийся земляк — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Золотой медали А.Н.Туполева №1.
Павел Осипович Сухой является автором свыше 50 оригинальных типов самолетов. В 30-е годы на рекордных самолетах РД-2, РД-1, созданных его бригадой, экипажи В.Чкалова и М.Громова выполнили первые беспосадочные полеты в Америку через Северный полюс. В огненные 40-е, на первом этапе войны, врагу успешно противостояли его отличавшиеся «повышенной живучестью» Су-2. В послевоенные годы Павел Сухой и его конструкторское бюро стояли у истоков создания реактивной и сверхзвуковой авиации СССР. Су-7Б стал родоначальником семейства самолетов, на долгие годы составивших основу истребительно-бомбардировочной авиации Советского Союза. Су-15 — самый массовый сверхзвуковой перехватчик СССР, защищавший воздушные рубежи страны вплоть до начала 90-х годов. Основу российских ВВС до сих пор составляют штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики и разведчики Су-24, а Су-27 и огромное семейство сверхсовременных боевых машин, созданных на его базе, вызывают восхищение во всем мире.
Что говорить, авиаконструктором Павел Осипович был гениальным. А каким он был человеком? Об этом мы узнаем по сохранившимся воспоминаниям родных и коллег. Николай Григорьевич Зырин, проработавший вместе с авиаконструктором более 30 лет, его главными личными качествами называл скромность, благородство и доброжелательность. Несмотря на блестящую карьеру, Сухой был человеком очень скромным. Не стремился к почестям и богатству, не любил быть на виду, избегал банкетов, торжественных заседаний. Не курил и не переносил спиртного. Николай Зырин вспоминает случай, когда Павел Осипович, проболев десять дней, отказался получать зарплату, попросив секретаря: «Вера Ивановна, верните эти деньги и уточните с учетом моих нерабочих дней».
Павел Осипович был требователен к себе и своим подчиненным, конструкторов ценил по деловым качествам, не любил подхалимов. Все важные процессы старался контролировать лично, не довольствуясь докладами. Ежедневно бывал в отделе проектов, конструкторских бригадах, ходил в цеха. Работал авиаконструктор много, однако умел грамотно планировать свой день и распределять силы. Поэтому времени у него хватало не только на работу, но и на семью. Дочь Ирина Павловна Воскресенская писала в своих воспоминаниях: «Всю работу отец делал только на заводе, никогда не приносил домой. Дома у него не было не только своего кабинета, но даже и письменного стола. Отец всегда помнил, что жизнь у человека одна. Он любил и ценил ее. Очень любил природу, животных, часто гулял в лесу с внучками». Владел французским, английским, немецким языками. Со своим лечащим врачом общался
на латыни.
Умер Павел Осипович Сухой в 1975 году, на 80-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
У истоков жизни
На малой родине выдающегося авиаконструктора, в г. Глубоком, его именем названа средняя школа №1. На базе школы уже без малого 30 лет действует музей П.О.Сухого, бессменным руководителем которого является учитель истории Тереза Рабизо.
Начало музею было положено в 1984 году, когда Тереза Эдуардовна вместе со своими учениками организовала клуб «Поиск». Их целью было собрать всю возможную информацию о знаменитом земляке. Поскольку до начала 80-х о том, что он родился в Глубоком, никто в городе не знал, начинать пришлось буквально с нуля. «Первое время мы думали, что его отец, Осип Андреевич, в свое время работал учителем в нашей школе, которая является старейшей в городе. Впоследствии эта гипотеза не подтвердилась, однако наш энтузиазм это ничуть
не уменьшило», — признается моя собеседница.
В архивах и музеях России, Беларуси, Литвы были собраны уникальные материалы, налажены контакты с родственниками, коллегами Павла Осиповича. В 1985 году музей открыл свои двери для посетителей, и с тех пор пользуется большой популярностью как у белорусских, так и зарубежных гостей города. Среди экспонатов — личные вещи авиаконструктора, страницы его дневника, документы. «Иногда в прессе пишут, что Сухой сознательно скрывал место своего рождения, поскольку наше Глубокое до 1939 года было в составе Польши. Это неправда. У нас в музее хранится автобиография Павла Осиповича, написанная его рукой незадолго до Великой Отечественной войны, где в качестве места своего рождения он указывает Витебщину. Почему впоследствии с этим вопросом возникла путаница, сказать трудно», — отмечает Тереза Рабизо.
Настоящей «изюминкой» экспозиции является кабина и катапультное кресло самолета СУ-17, подаренные музею Барановичским авиаремонтным заводом. Кроме того, среди дорогих подарков — макеты самолетов Су-2, Су-7Б и Су-15 от российского холдинга «Сухой», современный высотно-компенсирующий костюм летчика с кислородной маской, переданный музею летно-испытательным институтом им. М.Громова (г. Жуковский, Московская область). А еще здесь можно увидеть уникальный фотоснимок, который хранил в своем рабочем столе Павел Осипович. Его московские коллеги решили, что на нем — панорамный вид Гомеля начала XX века. Но здесь, в Глубоком, сразу узнали на снимке свой город...
Сегодня на базе музея работают кружки юных экскурсоводов и авиамоделирования. Кто знает, может, среди детишек, которые старательно мастерят из картона свои первые Су, подрастает будущий авиаконструктор? Во всяком случае, среди выпускников школы уже есть ребята, которые связали свою жизнь с авиацией...
«Он рассказывал нам о Гомеле...»
Сегодня в Москве живут две внучки Павла Осиповича Сухого. Корреспондент «7 дней» разыскала одну из них — Марию Георгиевну Воскресенскую, и вот что она рассказала:
— Дедушка был человеком, который чтил свои корни, для которого всегда была важна его семья. Помню, он рассказывал нам о Гомеле, в котором вырос, вспоминал, как учился в гомельской гимназии. У него остались о том времени хорошие воспоминания, хотя жизнь у семьи в материальном плане была нелегкая. Вспоминал, как просил у матери молока, а молока они позволить себе не могли.
В силу большой занятости ему трудно было навещать места, где прошло его детство. Но он поддерживал связь с сестрой, которая осталась жить в Гомеле. Он вообще очень заботился о своей семье, родителях, помогал всем сестрам.
Я бывала в Беларуси уже не раз, и всегда с удовольствием принимаю приглашение. Впервые приехала в 1995 году, когда гомельскому университету присваивали имя Сухого. Мне очень нравится в Беларуси, чувствую себя как дома. Интересно было увидеть здание гимназии в Гомеле, где дедушка учился, собор в Глубоком, где его крестили, побывать в музее и школе, названных его именем. Приятно, что в Беларуси хранят о нем такую искреннюю память.