Велогибриды (велосипеды с мотором, е-байки, электровелосипеды) с каждым годом становятся все более популярным видом транспорта, отдыха и проведения досуга. Электрические велосипеды отлично подходят для людей самого разного возраста, которые выбирают активный и здоровый образ жизни. Магазины предлагают огромный выбор моделей на любой вкус: складные и полноразмерные, мощные, быстрые, утилитарные, дизайнерские модели и т.д. Электровелосипед — удобная машина для перемещения в городских и пригородных условиях. Он придуман для облегчения жизни велосипедистов и как альтернатива бензиновым двухколесным средствам передвижения — скутерам и мопедам.
Экологи всего мира призывают людей переходить на зеленые технологии, от которых выигрывает окружающая среда и общество в целом. Е-байки, несмотря на то, что потребляют электроэнергию, наносят минимальный ущерб экологии по сравнению с машинами на бензиновом или дизельном двигателе. Казалось бы, чудная эта штука велогибрид, купи — и в добрый путь! Однако здесь не все так просто.
Электровелосипед — это совершенно новый вид транспорта для Беларуси, а поэтому даже в райотделах ГАИ вам не сразу ответят на такие вопросы, как: нужно ли регистрировать такое двухколесное чудо, необходимы ли права для водителей сих гибридов и т.д.
Похоже, бурное развитие техники обгоняет существующее законодательство. И если буквально год-два тому назад наши потребители о таких новинках инженерной мысли даже не слышали, то сегодня на дороге электробайкеров становится все больше и больше.
Вместе с заместителем начальника ОГАИ Фрунзенского РУВД Минска Сергеем Дудчиком мы попробовали разобраться, какими именно законодательными актами на сегодняшний день можно воспользоваться при ответе на вопросы, касающиеся необычных модных велосипедов.
Итак, нужно ли регистрировать велосипеды, которые оснащены электродвигателями? Обратимся к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. № 443 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств».
В пункте 1.5.8 сказано: «Регистрации в регистрационных подразделениях подлежат мопеды, квадроциклы, иные механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 и более кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также максимальной конструктивной скоростью движения более 50 километров в час и прицепы к ним, предназначенные для движения по дорогам».
Как видно, здесь сделан акцент на мощности электродвигателя (более 4 киловатт!). Следовательно, если вы приобретете велосипед с подвесным двигателем мощностью более 4 киловатт, то он подлежит регистрации. Однако пока на наших дорогах колесят маломощные электровелосипеды, которые не подпадают под вышеупомянутое определение. Выходит, их регистрировать не нужно. Но где гарантия, что через пару месяцев или полгода в продаже не появятся более мощные гибриды, которые, согласно постановлению, подлежат регистрации? Значит, что при себе водителю так называемого е-байка желательно иметь техпаспорт, в котором указана мощность двигателя. И при возникновении конфликтной ситуации на дороге вы сможете предъявить этот документ работнику ГАИ. Если там указана цифра 4 или менее — никакая регистрация вашему двухколесному коню не нужна.
Теперь по поводу наличия у е-байкера водительского удостоверения. Открываем «Закон о дорожном движении» (от 5 января 2008 г.). Статья 24 «Категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств, самоходных машин, на управление которыми выдаются водительские удостоверения» говорит о том, что для вождения того же мопеда необходима категория «АМ». Но является ли «герой нашего романа» мопедом? Вот в чем вопрос!
Теперь открываем ПДД. Согласно пункту ПДД 2.27 «мопед — механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 50 км/ч». Да, к мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.
То есть чтобы назвать транспортное средство мопедом, одновременно должны соблюдаться два условия — объем до 50 куб и скорость не более 50 км/ч.
Определить объем двигателя электровелосипеда вряд ли получится, у него просто нет такой характеристики, там фигурирует только мощность двигателя. Правда, есть такая характеристика, как скорость. Те электровелосипеды, которые продаются на рынке сегодня, имеют максимальную скорость 28—30 км/час. Следовательно, пока водителю на такой транспорт права не нужны. Однако эксперты прогнозируют, что в скором времени появятся более скоростные гибриды… А значит, завтра для вождения таких транспортных средств водительское удостоверение все же понадобится.
«Я бы порекомендовал владельцам электровелосипедов содержать их в технически исправном состоянии, — говорит Сергей Дудчик. — Дорога ошибок не прощает и второго шанса не дает. А поэтому ПДД все участники дорожного движения, в том числе и те, кого называют е-байкерами, должны соблюдать неукоснительно».
Плюсы электровелосипеда:
Электровелосипед хорош для начинающих велосипедистов, не уверенных в своих силах, а также для тех, кто не может похвастаться отменным здоровьем и выносливостью. В случае истощения собственных ресурсов всегда можно обратиться к помощи мотора. Покорение местности с гористым рельефом становится легче. Скорость 30 км/ч педалями достигается трудно.
Минусы электровелосипеда:
Электромотор имеет вес, который приплюсовывается к весу велосипеда. Это может доставлять неудобства, если велосипед нужно заносить на высокий этаж. Для здоровья и развития ножных мускулов полезно крутить педали, в том числе и в горку. Велосипед с мотором стоит дороже велосипеда без мотора.
Преимущества и недостатки относительно скутера или мопеда
Плюсы:
Экологичность. Никаких выхлопов и загрязнения окружающей среды и человеческих легких.
Больше пользы для здоровья, все же педали крутить приходится.
Отсутствие шума при движении.
Высокая маневренность и способность перемещаться в самых труднопроходимых местах.
Не нужно прогревать мотор, он сразу готов к движению.
Простота и надежность, если сравнивать с бензиновыми двигателями.
Если кончилась зарядка или случилась какая-то неисправность с мотором, всегда можно доехать до места при помощи педалей.
Обслуживание сведено к минимуму.
Дешевизна. Велосипед, его обслуживание и расходы на «топливо» обходятся дешевле скутера или мопеда.
Можно держать в квартире, перевозить в автомобиле или даже в электричке.
Не нужны права и регистрация транспорта.
Минусы:
Количество километров, которые можно проехать без «дозаправки», меньше.
Нужно тратить время на зарядку и подзарядку аккумулятора.
При низких температурах уменьшается емкость кислотных аккумуляторов.
На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!