10 апреля в Палате представителей Национального собрания Беларуси был рассмотрен ряд социально значимых законопроектов.
О лекарствах
В первом чтении принят проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах», который призван усовершенствовать ныне существующую практику и привести ее в соответствие с законодательными нормами Таможенного союза.
Наверняка каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда цена на одно и то же лекарство в разных аптеках отличается, причем существенно. Человек, располагающий временем, может позволить себе объехать несколько аптек и купить заветный пузырек там, где дешевле. Однако большинство граждан покупает в близлежащей аптеке, и тут уж с ценой — как кому повезет. Чтобы урегулировать ситуацию, законопроектом вводится такое новое понятие, как максимальная предельная отпускная цена. Этот шаг будет способствовать поступлению в республику лекарственных средств по ценам, которые не будут превышать заявленные при регистрации.
— Цель нововведения — обеспечить единую ценовую политику при закупке лекарственных средств, их вхождении на белорусский рынок, и в дальнейшем рассмотреть возможность ведения единой политики в наценках в розничной и оптовой торговле. Это позволит снизить цену на лекарства, лекарственные препараты различных производителей станут более доступны для наших граждан, — отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Елена Шамаль.
Упрощается процедура государственной регистрации лекарственных средств. Если фармпроизводитель достойно ведет себя на рынке в течение пяти лет, он сможет продлить свою лицензию бессрочно. Вместе с тем, в законопроекте вводится норма, когда эта лицензия может быть приостановлена либо вообще аннулирована, если производитель ведет себя некорректно либо выявлены какие-то новые данные о небезопасности лекарственных препаратов.
«При введении бессрочной регистрации лекарственных средств, предусмотренной законопроектом, не будет ли ослаблен контроль за их качеством?» — такой справедливый вопрос был задан одним из депутатов министру здравоохранения Василию Жарко, представлявшему законопроект в парламенте. «Каждая партия лекарственных средств, поступающая или с завода, или по импорту, обязательно проходит через аналитическую лабораторию. В прошлом году мы проверили 115 тысяч партий. 125 партий было забраковано и не допущено на рынок, из них 17 — отечественных, 108 — зарубежных. Контроль был и останется, для этого у нас достаточно лабораторий, а наш центр экспертиз, один из немногих на постсоветском пространстве, аттестован Всемирной организацией здравоохранения», — ответил министр.
Следует отметить, что новым законопроектом вводится также система фармаконадзора, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку соотношения рисков и пользы лекарственных препаратов. Как мы знаем, помимо положительного воздействия лекарство может иметь свои побочные эффекты. Фармаконадзор направлен на то, чтобы минимизировать все возможные риски и обеспечить наш рынок как можно более качественными лекарственными препаратами.
О зарплатах
В первом чтении принят проект Закона «О внесении дополнения и изменения в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».
Представляя законопроект в парламенте, министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина проинформировала: «В 2013 году и за 3 месяца текущего года было выявлено около 4 тыс. 700 нарушений законодательства о труде в части несвоевременной выплаты заработной платы. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа как для самого руководителя, так и для организации-нанимателя. Однако Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях в настоящее время установлен только двухмесячный срок привлечения к административной ответственности со дня совершения нарушения. В связи с этим к административной ответственности было привлечено 3 тысячи 205 должностных лиц, что на 1,5 тысячи меньше, чем фактов выявленных нарушений, так как истекли сроки привлечения. И в этих случаях наниматели ушли от ответственности».
В связи с этим и были разработаны поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предполагают увеличить срок давности по делам об административных правонарушениях за невыплату заработной платы с 2 месяцев до 1 года со дня совершения и не позднее 2 месяцев со дня обнаружения. Кроме этого, проектом закона предусмотрено также установление административной ответственности персонально на руководителей организаций всех форм собственности за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения. В настоящее время за данное нарушение предусмотрена ответственность только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, штрафы накладываются на организации, предприятия, а не на должностное лицо. В 2013 году за названное нарушение привлечено к административной ответственности 4 тыс. 755 плательщиков. Предлагаемое проектом закона изменение повлечет наложение штрафа конкретно на должностное лицо в размере от 7 до 30 базовых величин. «Неуплата или неполная уплата взносов в фонд влечет нарушение прав работников на выплаты по государственному социальному страхованию. Данные периоды исключаются из стажа права на пенсию, не учитываются при расчете больничных листов. Поэтому устанавливается ответственность конкретных виновных должностных лиц, юридического лица, что будет способствовать обеспечению социальной защиты граждан при формировании права на пенсию и социальные пособия», — подчеркнула министр.
О погребении
Депутаты также одобрили в первом чтении и проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле».
Корректировка закона вызвана необходимостью совершенствования с учетом практики его применения, подчеркнул, представляя законопроект, министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Шорец.
В законопроекте предусмотрен порядок проведения инвентаризации мест погребения, которую предлагается проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Вводится норма, дающая право местным исполнительным и распорядительным органам принимать решение о повторном использовании для захоронения тех могил, которые признаны заброшенными. Как это будет выглядеть на практике? При выявлении могил, за которыми давно никто не ухаживает, родственников захороненного в них человека будут информировать о необходимости навести порядок, в том числе путем размещения информации непосредственно на участке для захоронения. По истечении шестидесяти лет с момента захоронения умершего и двух лет с момента уведомления о необходимости проявить заботу о захоронении, могила будет признана заброшенной. Останки, извлеченные из заброшенных могил, предлагается кремировать, урны с прахом помещать в общую могилу или общий пантеон. На освободившемся участке может быть проведено повторное захоронение.
В законопроекте уточнена классификация мест погребения, а также введена классификация воинских захоронений. Наряду с этим в законопроект введены нормы, касающиеся использования территорий, на которых выявлены и находятся старые и ранее неизвестные могилы. Закрепление таких норм в законопроекте вызвано тем, что на практике при проведении любых работ, связанных с раскопкой грунта, нередко обнаруживаются захоронения, не имеющие в установленном порядке статуса места погребения. Причем порядок обращения с такими захоронениями в настоящее время отсутствует.
При определении размера пособия на погребение вместо средней заработной платы рабочих и служащих по аналогии с другими видами пособий предлагается применять среднюю заработную плату работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти. Также в законопроект включены обязательные требования к решению о создании мест погребения, которые предусматривают минимальные расстояния от границ территорий жилой застройки, зон отдыха, садоводческих товариществ, планировку мест погребения и очередность выделения участков для погребения.