Всенародно любимый артист эстрады, актер театра и кино, телеведущий, общественный деятель, руководитель московского Театра эстрады Геннадий Хазанов сегодня, прямо скажем, нарасхват — в каких только проектах он не принимает участия! Его можно увидеть и в роли ведущего телепередачи, и в качестве члена жюри Высшей лиги КВН, шоу «Повтори!», «Точь-в-точь»… А всесоюзный успех к Хазанову пришел в 1975 году — по телевидению показали его монолог студента кулинарного техникума. Несмотря на популярность образа, Хазанов решил его не эксплуатировать, создав ряд запоминающихся миниатюр, воплощенных в новых образах на сцене. На пятом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Хазанов получил первую премию. Вместе со своим постоянным автором Аркадием Хайтом Хазанов в 1980 году ставит свой первый спектакль «Мелочи жизни» в Театре эстрады. Позже создает свой театр «Моно». Помимо эстрады, Хазанов успешно снимается в кино.
— Было ли в вашем детстве нечто такое, что намекало бы на будущую артистическую карьеру?
— Я родился в Замоскворечье. Жил с мамой, старшим братом от ее первого брака и бабушкой в коммуналке. Моя бабушка была соратницей Крупской и состояла в партии большевиков с 1917 года. Я часто спорил с ней, ведь она свято верила в идеалы коммунизма. О том, что я еврей, я узнал от соседки, а затем из-за этого меня дразнили сверстники. Всех нас формирует детство. И моя дальнейшая жизнь диктовалась стремлением доказать, что я имею право на жизнь, что я ничем не хуже сверстников. Сколько себя помню, выступал перед гостями, в школьной самодеятельности, в пионерском лагере. Мне повезло, что занимался в Доме культуры гуманитарных факультетов МГУ в эстрадной студии Марка Розовского.
— Почему после школы вы поступили в Московский инженерно-строительный институт?
— Потому, что меня не принимали ни в один театральный вуз. Пошел после школы на радиозавод. Помню, пришел в день получки и увидел, что пьют все, включая охрану. Спас меня мастер, который сказал: «Сосунку не наливать». Затем Саша Ширвиндт подсказал мне, что есть училище, куда принимают всех, кто не поступил в театральные вузы. Но в эстрадно-цирковое училище меня тоже не приняли с первой попытки! Вот тогда я поступил в Московский инженерно-строительный институт. А через год перетащил туда приятеля Леню Якубовича из Института электронного машиностроения. Со второй попытки я поступил в цирковое училище. Но на последнем курсе меня записали в диссиденты и рекомендовали отчислить за исполнение литературного произведения, написанного кем-то из студенческой самодеятельности. Спасибо директору училища, который не послушался приказа сверху и разрешил мне получить диплом. Правда, на полгода я был оставлен учиться условно, без стипендии.
— И чем же закончилась история с «волчьим билетом»?
— Меня никуда не брали. Но однажды позвонил Аркадий Хайт и сказал, что Утесов ищет конферансье. Мне повезло, что Утесов взял меня. Кстати, Леонид Осипович был у меня свидетелем на свадьбе. Общение с Утесовым меня многому научило. Например, однажды мы с ним обедали в ресторане. Когда официантка принесла блюдо, Утесов, попробовав его, отдал обратно. Официантка спросила, в чем дело. На что он ответил: «Деточка, это не надо кушать. Это уже г...». Репризы вылетали из него сами собой, без натуги. В этом он был абсолютным мастером.
— А как познакомились с Аркадием Райкиным?
— Когда в столице гастролировал Райкин, билетов достать было невозможно. Мне помогло, что тогда все, включая кассиров, увлекались футболом. Я позвонил в кассу и голосом Николая Озерова потребовал оставить ему билет. И произошло чудо — билет оставили! На следующих гастролях Райкина в Москве я, набравшись наглости, в антракте поинтересовался у знаменитого артиста, что он посоветует мне прочесть при поступлении в театральный вуз. На что он мне ответил: «Я бы выбрал седьмую главу «Мертвых душ». Я воспринял это как руководство к действию — читал во всех театральных вузах, но нигде меня не взяли. Когда допытывался, почему, отвечали: «Из-за отсутствия юмора и темперамента».
— Вспомните забавные истории, которые проходили на ваших глазах.
— Очень насмешил артист Витас, который на саммите СНГ во время концерта подошел к тогдашнему президенту Азербайджана Гейдару Алиеву и сказал: «А теперь я с особой радостью хочу спеть песню для армянской делегации».
— Я читал, что вы чуть не погибли на съемочной площадке?
— Да, действительно, из-за кино в 1985 году я чуть не погиб. По просьбе Рязанова играл в дипломной работе его ученика Евгения Цимбала. И на съемках на меня упала стеклянная витрина, разрезала спину и чуть не отсекла голову. Потом долго приходилось бороться со страхом. Помню, на съемках «Маленького гиганта большого секса» мне все время казалось, что обязательно случится какое-то несчастье. Хотя верю в судьбу и понимаю: если что-то на роду написано, так тому и быть. Впрочем, и смешные вещи случались. Когда снимали «итальянский» сюжет в «Ералаше», покойный Евгений Моргунов, который играл директора школы, никак не мог запомнить текст. Мне было легче: я в семьдесят пятом году ездил в Южную Америку и делал программу на испанском. А Моргунову наняли учителя, он долго репетировал, на съемке ему на бумажке написали итальянские слова русскими буквами. Евгений Александрович должен был ударить по столу и воскликнуть: «Эрпенсео лорео!». Но, когда скомандовали «Мотор!», он не разглядел шпаргалку и в ужасе крикнул: «Пенисом Лору!» На съемочной площадке случилась истерика.
— Вы более 40 лет вместе со своей женой, а как познакомились?
— Осенью 1969 года я пришел в Дом культуры гуманитарного факультета МГУ: в эстрадной студии «Наш дом» было открытие сезона. Там я и увидел девушку Злату, которая была помощником режиссера Марка Розовского. Мы познакомились, и 18 октября 1969 года встретились у метро «Добрынинская» на первом свидании. Вскоре поженились, и с тех пор вместе.
— Говорят, что вы часто встречаетесь с астрологами и доверяете их прогнозам.
— Встречаюсь и доверяю. Меня все интересует — и личная жизнь, и карьера. Я считаю, что человек — часть Вселенной и он не может не зависеть от расположения звезд, они влияют на него. Те, кто в это не верит, заблуждаются либо от своего атеизма, либо от перегруженности вульгарной наукой.
— Вы прекрасно выглядите. Спортом занимаетесь?
— К сожалению, времени на занятия спортом не хватает, и в основном мои физические нагрузки сконцентрированы на полутора-двухмесячном летнем отдыхе, когда я стараюсь каждый день проходить 10 км пешком. Я делаю это на Рижском взморье, так как все мои попытки заняться этим в Подмосковье наталкиваются на непреодолимое препятствие в виде пробок при выезде за город и возвращении обратно. Но надеюсь, что постепенно мой организм прикажет мозгу все-таки заняться физическим самоспасением. Если нельзя ходить по улицам, значит, надо ходить в помещении по беговой дорожке.
— Ну и напоследок, пожалуйста, расскажите любимый анекдот от Геннадия Хазанова для наших читателей.
— Анекдот — это не женщина, которую выбирают на всю жизнь. У меня есть любимая фраза, которая принадлежит Станиславу Ежи Лецу: «Временами несгибаемая позиция — это результат паралича».
Артур МЕХТИЕВ