Елена Яковлева — популярная и востребованная актриса. На ее счету около 100 ролей! И вот недавно она снялась в фильме, где сыграла роль известной болгарской провидицы Ванги. Но несмотря на свою успешность, актриса на первое место ставит семью, на второе — саму себя и только на третье — творчество. О том, какие еще у нее приоритеты, Елена Алексеевна поделилась с нашим корреспондентом.
— Я живу по своим понятиям, никогда не распихиваю людей локтями, стараюсь не обижаться, потому что обиженный человек способен на нехорошее.
–– Как вы, начинающая актриса, попали на главную роль в «Интердевочку»?
–– Когда я услышала, что Петр Тодоровский будет снимать фильм по нашумевшей повести Кунина «Интердевочка», подумала: «Интересно, как мой любимый режиссер будет снимать про «это»? И вдруг на вахте мне передают пакет, в котором сценарий и предложение пройти пробы на главную роль. Я так хотела сниматься в этом фильме, что от волнения даже сценарий до конца не дочитала. Я была уверена, что Тодоровский, какой бы ни был сценарий пошлый, противно это не сделает. Перед встречей с режиссером я представила образ своей героини и накрасилась очень ярко, натянула соответствующую одежду и перед отходом спросила у мужа, как я выгляжу. Он с ужасом посмотрел на меня и спросил: «Ты вот так собираешься ехать в трамвае?». Я послушалась мужа, подкорректировала свою внешность и побежала. Когда Таня, помощница режиссера, отвела меня к Тодоровскому, он, увидев меня, в ярости стал кричать: «Сколько ты будешь водить ко мне непонятно кого? Разве она похожа на проститутку?». Я вся затряслась, а Петр Ефимович, заметив это, сказал: «Извините, конечно, вы в этом не виноваты, но зритель все-таки должен на что-то смотреть. А у вас нет ничего!» В тот момент я пожалела, что послушала мужа. А Тодоровский, несмотря на свою ярость, все же отправил меня на фотопробы. Спустя две недели позвонила Таня и сказала: «Лена, по-моему, ты утверждена, потому что фото твое все исколото». Я спрашиваю: «Как?» На что Таня отвечает: «Петр Ефимович твое фото иголочками то прикалывал на стену, то снимал...» Потом уже, на съемках, Тодоровский пытался меня откормить, носил мне пирожки. А когда ничего не получилось, мои «прелести» сделали из поролона.
–– Это правда, что, несмотря на ваш спокойный характер, если вам что-то не нравится на съемках, вы будет отстаивать свое?
–– Да, правда. Например, в «Интердевочке» в сцене секса с японцем я наотрез отказывалась изображать страсть. Мне казалось, какая страсть с не нравившимся мне японцем, да еще за деньги! Тогда Петр Ефимович схватил меня за ноги и стал дергать. Я упрямо стояла на своем. Тогда Тодоровский попросил гримера нанести мне на лицо немножко глицерина, чтобы изобразить пот. Потока глицерина я не выдержала и скривилась. «Вот это уже ближе к жизни», — удовлетворенно сказал Петр Ефимович, и мы сняли сцену.
–– После премьеры фильма на вас обрушилась всесоюзная слава. Как вы к этому отнеслись?
–– После выхода фильма на экран мне была интересна реакция зрителя, поэтому я отстояла очередь в кинотеатр «Пушкинский», купила билет и вместе со всеми пошла смотреть фильм. Если честно, фильм я смотрела невнимательно, потому что меня больше интересовала реакция зрителей. После окончания картины я с волнением думала, что вот сейчас выйду в фойе кинотеатра знаменитой, ко мне будет приковано все внимание. Был огромный, переполненный зал, поэтому полчаса, не спеша я выходила из кинотеатра. И никакой реакции!
Я стала заглядывать в глаза, думала, узнают, скажут свои отзывы, но никто не обращал на меня внимания. Через неделю я была рядом с кинотеатром «Пушкинский» в тот момент, когда закончился сеанс. Я шла навстречу толпе, и меня снова никто не узнал. Зато была ужасная критика в газетах, приходило много гневных писем, например, одна женщина писала: «Я бы с тобой даже в одном доме жить не стала».
–– Вы гораздо популярнее своего мужа Валерия Шальных. Как он к этому относится?
–– Отношение к этому развивалось постепенно, в несколько этапов, от жуткой ревности, переживаний, что он финансово менее успешный, чем я, до мнимого терпения, что я более востребованная, больше зарабатываю. Затем наступил период понимания всего и принятия. А вообще, артисты люди эмоциональные, поэтому несколько раз доходило до развода. Но хорошо, что хватило терпения, мудрости все осознать, и сейчас у нас все хорошо.
–– Чем занимается ваш сын?
–– Денис учится на режиссера документального кино. Сейчас ему 20 лет, и чтобы он привыкал к самостоятельности, мы купили ему квартиру. Сын не любит, чтобы я ему покупала вещи, поэтому одежду заказывает себе в интернете. Для меня это какие-то непонятные майки, джинсы, куртки, но это его выбор.
–– Хотели бы вы что-то изменить в своей внешности? И как вообще относитесь к пластическим операциям?
–– Актриса должна достойно выглядеть, поэтому я хорошо отношусь к пластическим операциям. Главное, конечно, чтобы без перебора, чтобы это не было смешно. Много раз я обращала внимание на свою внешность. Сначала мне казалось, что нужно исправить нос, потом — нужно сделать пухленькие губы, как у Анжелины Джоли. Затем обратила внимание на разрез глаз, разлет бровей, красивый, большой лоб, помните, как у Натальи Белохвостиковой — большой, открытый, гладкий. А у меня маленький, в морщинках. Я не скрываю, что сделала небольшую пластическую операцию. Считаю, что ничего страшного в пластике нет, это прекрасная и замечательная процедура, после которой хочется смотреть в зеркало и улыбаться, а не хмуриться.
— Какое качество вам больше всего не нравится в других?
–– Самовлюбленность.
–– А что больше всего не любите в себе?
–– Не могу сказать «нет»!
–– Что вы считаете самым ценным в людях?
–– Способность любить. Я считаю, что любовь — чувство всеобъемлющее. Это все: доброта, нежность, ответственность, забота.
–– Что вам больше всего не нравится в современном телевидении?
–– Пошлость!
–– Правда ли, что ваша мама делала замечания замечательному актеру Иннокентию Смоктуновскому?
–– Когда я стала сниматься, маме очень хотелось побывать на съемочной площадке и посмотреть, как снимают кино. Я ее провела на площадку и познакомила со Смоктуновским. Они очень мило разговаривали. Помню, в кадре герой Смоктуновского в предсмертном состоянии, а я, его жена, ухаживаю за ним, подаю стакан воды, он ее пьет, рука его дрожит. После съемок этой сцены Иннокентий Михайлович спросил у мамы, как он сыграл, а мама сказала: «Хорошо, но вот если бы рука меньше дрожала, было бы лучше». Позже мама опомнилась и очень переживала: «Как это я самому Смоктуновскому сделала замечание!»
–– Можно узнать о ваших увлечениях?
–– Люблю цветы, лошадей, водить машину. Когда меня учил вождению муж, я нервничала, из-за этого во что-то врезалась, но сейчас вожу неплохо. Первой моей машиной была «Ока», которую мне подарили за выступление на КамАЗе. Сейчас у меня «Рено-Меган». Очень люблю читать. Ни одной книги не читаю просто так. Я проигрываю главную героиню, какой бы она ни была. Поэтому читаю медленно. Любимые писатели Бунин, Набоков, в дороге могу почитать какой-нибудь современный детектив.
Артур МЕХТИЕВ
«Вангелия»: мистика на съемках
Связываться с непознанным и мистическим — всегда рискованное дело. Даже в кинематографе. Но несмотря на это мир загадочного привлекал и, скорее всего, будет и дальше привлекать продюсеров, режиссеров, актеров. Не смог отказать себе в удовольствии снять сериал о легендарной болгарской прорицательнице Ванге и режиссер Сергей Борчуков…
И чуть не поплатился жизнью. Еще до начала съемок. Борчуков спешил на поезд в Москве и на вокзале столкнулся с тележкой для сумок, упал на рельсы. Головой не ударился и каким-то чудом успел убраться с пути двигавшегося на него в тот момент состава. Разрезало только большой палец на ноге.
Следующее предупреждение режиссер получил в первый день съемок. Сразу после прозвучавшей команды «Мотор!» его атаковал рой ос. Насекомые покусали только Сергея Борчукова. Команда проекта расценила это как предупреждение: мол, снимать можно, но с умом.
Режиссер комментирует происшедшее сдержанно, мол, мистика, как и Восток, — штука тонкая. Но бояться ее не стоит.
Впрочем, на этом странные события, преследующие съемочную группу, не закончились. Первоначально играть главную героиню в сериале должна была Инна Чурикова. Сергей Борчуков уговорил ее. Однако именно в тот день, когда надо было подписывать договор, актриса сломала руки. Обе. Так что ей пришлось отказаться не только от фильма, но и от ролей в некоторых театральных постановках.
Заменила ее на площадке Елена Яковлева. Как позже прокомментировал ситуацию глава Международной шахматной ассоциации Кирсан Илюмжинов, являвшийся близким другом Ванги, по ауре эта актриса очень соответствует провидице. Манеру общения передает точно. Одним словом, в образ вошла хорошо.
Маленькую ясновидящую в сериале играла 13-летняя Даша Отрошко. Причем еще до съемок ее семья знала, что девочка будет сниматься в кино. Ее маме однажды приснился сон, будто Даша в более взрослом возрасте играет на детской площадке, а глаза при этом у нее закрыты.