Каждый год в январе в редакцию «7 дней» звонит из России наш постоянный читатель Сергей Яковенко. И каждый раз тема для бесед неизменна. Мы вспоминаем талантливого, яркого музыканта — Владимира Мулявина. И нам очень приятно, что в числе семидневцев есть такие преданные почитатели творчества Владимира Георгиевича. Сегодня мы предоставляем читателям возможность понять, за что белорусскую песню (в лице Владимира Мулявина) так сильно любит конкретный человек, живущий в соседней России.
Одна из неразгаданных загадок творчества Мулявина состоит в том, что когда в начале 90-х годов прошлого столетия начались нелегкие времена в жизни братских славянских народов, а кино, литература и музыка отошли на второй план, талант Мулявина засверкал новыми яркими гранями.
В те годы, когда на политической карте мира появился целый ряд независимых государств, в том числе и Республика Беларусь, в культурной жизни наших славянских народов, к сожалению, произошли изменения далеко не в лучшую сторону: зрительные залы театров оказались практически полупустыми. Аншлаги в концертных залах были у мяукающих певиц и заурядных вокалистов, исполнявших песни с незамысловатыми словами и примитивными мелодиями.
А что же Мулявин? Владимир Георгиевич остался верен ранее избранному им творческому направлению: серьезная, вдохновенная и кропотливая работа над песней, позволяющая раскрыть талант каждого музыканта ансамбля. Мулявин всегда был сторонником серьезной, классической поэзии. Волошин, Мережковский, Рыбчинский, Купала, Гилевич: именно стихи этих поэтов звучали в песнях ансамбля в те годы.
Шестиструнная гитара… Без нее невозможно представить Владимира Георгиевича. В начале 90-х Мулявин исполнил песню «Гитара» — о преданности и верности музыкальному инструменту, который принес ему неувядаемую славу:
«Повинуясь песенному дару,
Юность променял я на гитару.
Дни и ночи, месяцы и годы
Я делил с ней радости, невзгоды.»
В далеком 1972 году в репертуаре ансамбля «Песняры» появилась песня «Спадчына» (музыка И. М. Лученка, слова Я. Купалы), великолепно исполненная А. Кашепаровым. Долгая и счастливая жизнь получилась у этой песни. Просто невозможно представить творчество Мулявина без поэзии классика белорусской литературы Я. Купалы. Безусловно, главной, неповторимой в творчестве «Песняров» в 90-е годы стала песня «Молитва». Владимир Георгиевич, в очередной раз, обратившис к творчеству своего любимого поэта, называл ее балладой. Буквально с первых слов песни в голосе Мулявина звучит тревога за нелегкую судьбу белорусского народа. Всего несколько минут продолжается эта неповторимая композиция, но Владимир Георгиевич и шестеро музыкантов создали невеликолепный мини-спектакль, который никого не может оставить равнодушным!
Мулявин — непревзойденный мастер нестандартных решений и неожиданных ходов при составлении репертуара ансамбля, позволяющих каждому музыканту раскрыть свой талант. Какие неповторимые песни были в те годы! На память сразу приходят следующие песни: «Две сестры» на стихи киевского поэта Юрия Рыбчинского о суровых, тревожных военных годах, «Каля млына» и «Ля замкавай гары» о большой, искренней и светлой любви.
А с какой душевной теплотой и неповторимой мулявинской интонацией исполнял Владимир Георгиевич песни «Кума», «Ой, княжна», «Обманите меня», «Христос Воскрес».
Через всю свою жизнь пронес Владимир Георгиевич дружбу с И. М. Лученком. Это были годы счастливого творческого сотрудничества. Сколько интересных решений нашли два друга: музыкант Мулявин и композитор Лученок. Ведь эти два могикана белорусской музыки обладали неповторимым, только им свойственным музыкальным вкусом и взаимопониманием. Да и почитатели таланта Мулявина ждали на концертах исполнения песен на музыку Лученка. Невозможно представить концерты «Песняров» без песен «Вероника», «Алеся», «Журавли на Полесье летят».
Творческую «лабораторию» Мулявина прошел не один десяток музыкантов. И если уж Владимир Георгиевич принимал человека в «Песняры», то отдавал ему частичку своей души и давал ему «путевку в жизнь». Так музыкант из незнакомого широкому кругу поклонников творчества ансамбля становился известным. Работая третье десятилетие как руководитель коллектива, Мулявин проявил себя как педагог и неиссякаемый генератор идей. Начиная работу над репертуаром, Владимир Георгиевич сразу представлял, каким будет исполнение той или иной песни.
Белая Русь, белый аист и что очень символично, в последние годы своей жизни Мулявин выступал в белом элегантном костюме. Не одно десятилетие в штиль, шторм и непогоду вел свой легендарный корабль «Песняры» признанный мастер славянской песни Владимир Георгиевич Мулявин и уверенно привел его в гавань мировой неувядаемой славы!
Сергей ЯКОВЕНКО, Московская область, Пушкино