На счету этого актера более 60 ролей. Он снялся в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кино: «Алые паруса», «Война и мир», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Анна Каренина», «Солярис». А недавно на экраны вышел фильм «Три мушкетера», где Василий Лановой играет Ришелье. И как всегда — талантливо. Сегодня, 16 января, любимому несколькими поколениями зрителей народному артисту СССР Василию Лановому исполняется 80 лет. Мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям, желаем ему здоровья и творческих успехов!
Наша справка
Василий Лановой еще во время учебы в 1954 году снялся в своем первом фильме «Аттестат зрелости», а в 1956 году сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин». 56 лет назад был принят в труппу академического театра им. Е. Вахтангова, где служит и поныне. Актер написал книги «Счастливые встречи» и «Летят за днями дни». Василий Семенович — профессор, заведующий кафедрой в Щукинском театральном училище. Более 10 лет возглавляет Международный детский кинофестиваль «Артек». Лауреат Ленинской премии, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы народов, Почета. Среди других наград — ордена Андрея Первозванного, Петра Великого II степени, Святого Станислава, Национальная премия имени Петра Великого, Российская национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение театральному Отечеству».
–– Василий Семенович, вы знаете происхождение вашей фамилии?
–– Слово «ланы» в переводе на современный язык — это поля, участки. А человека или бригадира, который смотрел за теми, кто работал на полях, называли «лановы». Все мои предки работали на земле. Отсюда и происхождение фамилии Лановой.
–– Все ваши предки крестьяне, откуда у вас появилось желание стать актером?
–– Все получилось случайно. Однажды с другом детства Володей Земляникиным, гуляя по Москве, мы обратили внимание на красочную афишу спектакля театральной студии. Из любопытства пошли на спектакль. И нам очень понравилось, как наши сверстники перевоплощаются на сцене. Мы решили попробовать. Правда, поначалу было трудно, потому что мало того, что я заикался, так еще говорил по-украински, писал с большим количеством ошибок. Из-за этого у меня были совсем маленькие роли. Но постепенно, благодаря моему педагогу Сергею Львовичу Штейну, я стал получать главные роли, у меня появились первые поклонники.
–– Правда ли, что, несмотря на ваши первые успехи, вы хотели бросить актерство и уйти в летное училище?
–– Однажды в нашу школу пришли летчики и так увлекательно рассказали о своей героической профессии, что я загорелся и подал документы в летное училище. Когда Сергей Львович Штейн узнал об этом, он втихаря поехал в приемную комиссию и попросил, чтобы меня зарезали на вступительных экзаменах, объяснив это тем, что он не знает, какой из меня получится летчик, а вот актер может получиться неплохой. В результате я провалил вступительные экзамены и действительно стал актером, хотя меня исключали из театрального училища.
–– Как, вы же еще студентом активно снимались в кино!
–– Вот именно за это меня и хотели исключить. В нашем театральном училище не поощрялось, чтобы студенты снимались в кино. Когда мне поступило предложение, я по своей наивности думал, что снимусь во время летних каникул в фильме «Павел Корчагин» и об этом никто не узнает. И вот после окончания съемок лечу я в Москву, открываю газету «Правда» и вижу свой портрет и статью, в которой написано, что студент третьего курса Вахтанговского театрального училища снялся в главной роли в фильме «Павел Корчагин». Я сразу понял, что меня ждут неприятности, но деваться было некуда. Меня ознакомили с приказом об отчислении. Естественно, я расстроился, но вскоре узнал, что ректор собрал всех моих преподавателей и сказал: «Ланового нужно наказать, но он хороший студент, его нужно оставить, поэтому придумайте так, чтобы его наказать, но и одновременно оставить». В результате меня перевели на курс ниже, и я учился не 4 года, как все, а 5.
–– Василий Семенович, вы в прекрасной физической форме. В чем секрет вашей молодости?
–– Мой секрет прост. Я каждый день в любую погоду бегаю по утрам. Делаю зарядку 15—20 минут. Каждый отпуск активно провожу на море. А что касается моего внешнего вида, то не соблюдаю никаких диет, люблю вкусно поесть. А моя стройность — это заслуга мамы, благодаря ей у меня такая природа.
–– Много лет вы счастливы в браке с актрисой Ириной Купченко. Как часто вы ей говорите слово «люблю»?
–– Я не очень верю мужчинам, которые часто говорят «люблю!» в суете. О своих чувствах нужно говорить только тогда, когда нет сил удержаться, когда эмоции тебя переполняют. Нужно быть внимательным, заботливым мужем, но не выносить это на публику.
–– Какие человеческие качества вы не приемлете, а какие цените?
–– Есть вещи, которые нельзя прощать, — это плохое, издевательское отношение к старости, к детям, к родине, цинизм, равнодушие к окружающим. Я ценю в людях доброту, отзывчивость. Самые благодатные слезы — от хороших поступков.
–– Василий Семенович, как вы, успешный актер, согласились сняться в эпизоде в фильме «Полосатый рейс»?
–– Это произошло случайно. Моя жена снималась в Одессе, а у меня было несколько выходных в театре, я поехал навестить ее и отдохнуть на море. Когда заселился в гостиницу, меня случайно увидел режиссер картины «Полосатый рейс» Володя Фетин и стал уговаривать сыграть в эпизоде «король пляжа», заметив, что иногда эпизод остается в истории и запоминается больше, чем большая роль. В конце концов я согласился, но оказалось, что в небольшом эпизоде есть очень интересный технический момент. Когда мой герой лежит на пляже в окружении красивых девушек, в черных стильных очках, которые тогда были роскошью, после появления тигров, по задумке режиссера, у него должны были волосы становиться дыбом. Что ни делали ассистенты режиссера, ничего не получалось. Тогда придумали поместить меня рядом с кустиком, пряди моих волос обвязать черными и зелеными нитками и прикрепить к веткам кустика. А под кустиком в песке закопали рабочего по имени Коля, который по команде дергал за эти нитки в нужный момент. Я еле сдерживал смех, когда слышал команду: «Коля волосы, Вася рот…». Вот все это одновременно срабатывало, и получился эпизод действительно на века.
–– А как вы согласились сыграть небольшую роль в фильме «Семнадцать мгновений весны»?
–– Лиознова три раза приезжала в театр, чтобы уговорить меня сниматься в «Семнадцати мгновениях весны». Помню, она мне сказала: «Вася, вы абсолютно неблагоразумно поступаете, у меня снимается цвет нашего кино, чем вы лучше их?» У Лиозновой был удивительный такт в работе с актерами. Сначала она смотрела, как актер копошится в своей роли, а потом чуть-чуть, как мать ребенка, все подправляла в нужную сторону. Помню, сказала мне: «Вася, не надо делать твоего персонажа бандитом, негодяем. Пойми, это война, он наш противник, но достаточно образованный человек, окончивший два института. Это его заслуга, что картины из итальянских музеев не попали в Германию». Спустя пять лет после выхода картины я шел по Пушкинской площади, а мне навстречу Юлиан Семенов. Мы остановились, поздоровались, он мне говорит: «Старик, вчера был в Кельне, видел твоего Карла Вольфа, жив, здоров, 150 килограммов веса. Я не удержался и спросил, смотрел ли он фильм «Семнадцать мгновений весны». Он ответил, что фильм смотрел, но актер абсолютно на него не похож. На что я сказал: «Вы должны радоваться, что вас сыграл красивый, худой Лановой». «Вольф» отвечает: «Хорошо, я вашему актеру передам бутылку хорошего коньяка». Я тут же не растерялся и спросил у Семенова: «А где же мой коньяк?» На что Юлиан ответил: «Извини старик, дорога дальняя, не довез».
–– Я знаю, что вы были заядлым курильщиком, а потом вдруг неожиданно для всех бросили. Поделитесь секретом, как вам удалось избавиться от пагубной привычки?
–– Когда я готовился играть роль хирурга, чтобы достоверно войти в образ, режиссер посоветовал посмотреть, как проводят операцию. Я пошел в Пироговку, попал на операцию на легких, которую проводил известный профессор. Когда он разрезал грудную клетку и показал легкое заядлого курильщика, оно было асфальтового цвета, с запахом дохлой кошки, долго пролежавшей на июльском солнце. Запах мне напомнил трупы, которые я видел в военные годы. Легкое было с множеством различных нехороших вкраплений, камней, и профессор на моих глазах всю эту гадость соскребал совочком в контейнер. После завершения операции я вышел из операционной и первое, что сделал, достал спички, пачку сигарет, скомкал их и выбросил в урну. И с тех пор больше к сигаретам не прикоснулся.
Артур МЕХТИЕВ