№2 от 09 января 2014 года
Мимо кассы
В уходящем году работа предприятий автосервиса находилась в центре внимания ряда государственных органов, предпринимательских ассоциаций, хозяйствующих субъектов. Тема СТО была не раз главной в ходе дискуссий на передачах центральных теле- и радиоканалов, не сходила со страниц газет и журналов. Оно и не удивительно. Государство, наконец, взялось за нелегальных мастеров по ремонту автомобилей.Решались три важнейших вопроса: как вывести из тени нелегальные станции технического обслуживания, улучшить качество предлагаемых потребителям услуг, создать понятную и четкую систему администрирования отношений между государством и субъектом, оказывающим услуги по ремонту автотранспорта?
Чтобы «обелить» теневые СТО, государство, учитывая предложения деловых кругов республики, предложило понятные, привлекательные, упрощенные правила игры для работавших до этого в тени «гаражных мастерских». Они прописаны в Указе Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2013 г. № 432.
В числе важнейших шагов легализации — планируемое введение в этом году упрощенного порядка уплаты налогов небольшими и средними СТО. Кроме того предусматривается изменение стандартов обслуживания транспортных средств организациями автосервиса, подразумевающих конкретизацию применяемой технической и технологической документации, приведение в соответствие с законодательством требований к квалификации персонала.
Кроме того, в целях популяризации легального оказания услуг автосервиса, а также рабочих профессий в данной сфере деятельности гаражному бизнесу государство «прописало» проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства и многое другое. От предпринимателей, занимающихся обслуживанием и ремонтом автомобилей, потребовали самую малость: честности, порядочности. И прозрачности ведения дел.
Сегодня большинство субъектов хозяйствования именно так и работают. Однако, как показывают проверки Комитета госконтроля, не все владельцы автосервисов воспользовались возможностью легально и прибыльно для себя и государства осуществлять свою деятельность, по-прежнему предпочитая оставаться в тени.
Так, сотрудниками Комитета в декабре текущего года внепланово проверена деятельность одной из столичных станций технического обслуживания с весьма позитивным и располагающим названием.
На первый взгляд, станция, обладая техническими возможностями и персоналом для качественного выполнения сложных ремонтных работ, едва сводила концы с концами, перебиваясь случайными заказами. Но более детальная проверка показала, что большинство выполняемых заказов официально через кассу и бухгалтерию предприятия попросту не проводились, а полученная от такой работы выручка в виде наличных денег никакими налогами не облагалась и оседала в карманах владельцев.
Более того, даже заработную плату штатным работникам директор предпочитал выплачивать (официально) в размере ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством. Хотя ни для кого не секрет, что такой зарплатой ни одного уважающего себя автослесаря на работу в городе Минске не заманишь. Но даже несмотря на то, что зарплата была весьма скромной, она выплачивалась с нарушением установленных сроков.
Кроме того, территория СТО находилась в неудовлетворительном санитарном состоянии, не велась работа с отходами, образующимися в процессе деятельности, не на все оказываемые услуги был получен сертификат соответствия.
По результатам проверки столичному СТО доначислены соответствующие налоги и сборы. Рассматривается вопрос о привлечении к ответственности как самой организации, так и ее должностных лиц.
Комитет государственного контроля и в дальнейшем будет осуществлять контроль за деятельностью недобросовестных станций технического обслуживания.
Прокомментировать ситуацию с введением новых условий деятельности СТО, особенностей легализации серого рынка СТО мы попросили заместителя начальника управления Комитета госконтроля Александра Васильевича Московича. Вот что он сказал:
— Условия легализации так называемых «гаражных мастерских», оговоренные Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2013 г. № 432, на мой взгляд, являются мягкой стимулирующей мерой государства, посылающей сигнал владельцам нелегальных СТО: «Мы разрешаем вам работать в прежнем гараже, но вы, будьте добры, платите налоги!». Нелегалам, работающим на сером поле рынка, ранее скрывавшим свой бизнес и не думающим о налогах, сегодня дается возможность выйти из тени, согласиться на упрощенную систему уплаты налога и простейший учет.
Легализация деятельности СТО будет способствовать улучшению качества гаражного сервиса. Потребителя, в первую очередь, интересует именно качество работы, своевременность ее выполнения, то, чего он часто не получает: деньги, работающие по-серому, СТО берут, а качественный сервис предоставить могут не всегда. А ведь сегодня, как никогда ранее, владельцы подержанных автомобилей, завезенных до конца 2011 года, оснащенных современнейшей электроникой и прочими жизненно важными системами, требуют грамотного, высококвалифицированного сервиса. Нужно сказать, что некачественные услуги, кстати, — беда не только гаражного сервиса, но и других видов услуг. Если в советские времена все сервисные услуги имели соответствующе стандарты, предусматривающие определенные технологичные схемы, сегодня государство несколько ослабило контроль за сферой услуг.
Новые требования к гаражным сервисам дадут дополнительные стимулы и гарантии того, что потребитель получит качественную услугу. Они подтолкнут ранее действующие нелегально организации заботиться о повышении квалификации персонала, обучать мастеров сервиса новым технологиям ремонта оснащенных новыми гаджетами современных автомобилей. Уже уходят в прошлое кулибины — мастера-универсалы СТО. Появляются мастера по покраске, по электронике, по бортовым компьютерам.
Безусловно, одним из важных шагов личностного роста станет участие работников сервисных служб и в конкурсах профессионального мастерства. Во всем мире специалисты СТО стремятся участвовать в таких конкурсах. Ведь это — бесплатная реклама услуг «профи», к которым потом выстраиваются очереди. Такие спецы не скрываются от клиентов, а стараются выполнить каждый последующий заказ лучше предыдущего. Наличие мастеров-«золотые руки» станет хорошей рекламой таких станций техобслуживания страны, вышедших из тени на свет.