Он — все равно что крупный выигрыш в лотерею. От этого человека во многом, особенно у дам, зависит наше настроение, уверенность в себе и даже сама судьба. Он решает проблемы, перед которыми пасуют лучшие психиатры. Иногда найти его бывает гораздо сложнее, чем мужа. Кто легко расстается с длинными волосами, а кто борется за каждый их сантиметр? Есть ли у парикмахеров профессиональный кодекс этики и что в нем написано? Как прическа может изменить жизнь? Почему белорусы боятся самовыражаться? Об этом и многом другом в интервью газете «7 дней» рассказала парикмахер, к которому всегда есть очередь, Юлия Грейд.
Равнение на Голливуд
— Откуда такая любовь к парикмахерскому искусству?
— Так уж сложилось, что по первой специальности я конструктор одежды. Но время и практика на предприятии показали, что это совершенно не мое. Хотелось какого-то творчества. И первое, что пришло тогда в голову, — попробовать себя в области парикмахерского искусства. Как сейчас помню, моей любимой игрушкой в детстве были ножницы. Мама даже по этому поводу не раз шутила: «Доченька, ты у меня с ножницами в руках родилась». Я резала все, что только попадалось на глаза. И даже на уроках труда у меня не столько получалось шить, сколько вырезать и кроить. Стричь тренировалась на себе, братьях, одноклассниках.
— Легко ли белорусы дают добро на эксперименты, успокаивая себя: «Волосы не зубы, отрастут».
— Не так часто, как бы мне, мастеру, хотелось. Но бывает, что приходят клиенты, согласные на кардинальную смену имиджа. Иногда брюнетки хотят стать блондинками. И наоборот. От таких смелых идей отговариваю. В таких случаях сложно обойтись без жертв для волос. В последнее время блондинки чаще желают стать более темными. Это связано с тенденцией на теплые, солнечные оттенки. Девушки потихонечку уходят от холодных цветов, выжженных волос. Заметен отказ от повальных пергидрольных экспериментов.
— Кому можно пожать за это руку?
— Естественность, природную красоту диктует Голливуд: натуральные волны, калифорнийское мелирование, солнечные блики в волосах… Был момент, когда все резали длинные волосы в каре. Сейчас же волосы растят.
— Можно ли уговорить на смену образа клиента, если он к этому не готов? Не будет ли для него это травмой?
— Попробовать, конечно, можно. Все зависит от того, как ты это преподнесешь. Обычно люди, у которых волосы легко растут и не требуют дополнительного ухода, расстаются с ними легко. А вот те, у кого с волосами не все в порядке, будут переживать за каждый срезанный сантиметр. В определенный момент у них может случиться даже истерика. Пытаюсь осторожно донести до клиента, что так волосы будут смотреться здоровыми и ухоженными.
Под одну гребенку
— Должен ли парикмахер быть психологом, чтобы расположить к себе клиента?
— Обязательно. Если театр начинается с вешалки, то общение с клиентом — с улыбки. Нужно чувствовать настроение человека, чтобы знать, где с ним можно пошутить, а где все-таки лучше промолчать. Диалог всегда завязываю осторожно. Анекдоты сразу не рассказываю (улыбается). Стараюсь, чтобы потом ко мне еще раз вернулись.
— С кем проще работать: с молчунами или говорунами?
— Удобнее с тем человеком, который постоянно говорит. Фон заполняется разговором клиента. А когда человек молчит, не всегда можно понять, нравится ему или нет то, что я делаю. У меня, как у мастера, закрадываются сомнения, что что-то не так. Тогда начинаешь задавать наводящие вопросы. Слава Богу, чаще попадаются открытые клиенты, готовые к беседам «за жизнь». По отношению к ним я веду себя точно так же. А иногда приходит постричься этакий «человек в футляре». В большинстве случаев — это мужчины. Они могут с порога заявить: «Вы знаете, я пришел сюда отдохнуть. Не трогайте меня, пожалуйста».
— Некоторые парикмахеры, работающие в крутых салонах, любят рубить всю правду с плеча: «Какие у вас сухие и тонкие волосы! Кошмар!». У парикмахера существует какой-нибудь профессиональный кодекс этики?
— Безусловно, такой трактат есть. Он так и называется «Кодекс чести парикмахера». В нем четко прописано, как и в каких ситуациях должен вести себя парикмахер. На любых курсах обязательно учат, как сглаживать конфликты. Культура общения должна обязательно присутствовать. Нельзя человеку в грубой форме заявлять, какие у него ужасные волосы. Такую информацию надо преподносить гораздо мягче.
— Много ли приходит клиентов «во всеоружии»: с распечатанными фотографиями, вырезками из модных глянцевых журналов?
— Достаточно. Прошерстив интернет, они порой приходят с самыми безумными идеями. К сожалению, народ не всегда чувствует разницу между красивой картинкой и возможным результатом. На снимках — вычесанные и вылизанные модели, правильно поставлен свет и т.д. Клиент мечтает о густых и гладких волосах, как на фотографии, а у самого они тонкие и пушащиеся. И такая стрижка ему точно не подойдет, она не ляжет. Приходится искать замену, варьировать. К счастью, пока все удается.
Двойники Элвиса Пресли и Виктории Бекхэм
— Стереотипы играют свою роль?
– В большинстве случаев люди опираются на какой-то общий образ. До сих пор существуют стереотипы, что если ты, например, дворник, то ты непременно будешь коротко стричься или же завязывать волосы в хвостик. Или вот еще. Если ты покрасил волосы в синий или красный, то ты непременно бандит. Это полная чушь. У меня есть одна клиентка, у которой шикарные ухоженные волосы. Она постоянно подравнивает их кончики, красится в приятный холодный цвет. Вся такая фешн-девушка. При этом она работает маляром на стройке. Свои рамки навязывает менталитет. У нас единицы решаются изменить себя, потому что мы боимся быть непринятыми обществом. Радует, что сейчас больше самовыражается молодежь.
— Говорят, что самоучки большего добиваются в профессии, потому что любят нарушать правила.
— Даже если ты самородок, но за плечами у тебя нет хорошей базы, то вряд ли стоит рассчитывать на высоты. Сильная база должна быть. А остальное — дело времени и желание.
— Кто больше расстраивается, если их неудачно постригли, — мужчины или женщины?
— Замечено, что мужчины носят в себе переживания, связанные со всем. Они более замкнуты по природе, нежели мы. Но более привередливы в этом вопросе молодые люди. В частности, старшеклассницы перед выпускным вечером. Им сложно угодить, потому что они не знают, чего сами хотят. Ты должен угадать.
— Что-то сверхновое в искусстве стрижки уже не изобрести. Как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Бывают всплески, когда все поголовно хотят одну и ту же прическу. Вас, как профессионала, этот факт огорчает?
— Когда я только начинала свою трудовую деятельность, была популярна стрижка «а-ля Дима Билан». Их было столько, что я научилась выполнять эту стрижку чуть ли не с закрытыми глазами (смеется). Потом в моду вошло каре от Виктории Бекхэм. На смену — косы. Без них не обходилась ни одна свадьба, ни один выпускной. Сейчас популярна стрижка в стиле Элвиса Пресли. Это немецкая стрижка 40-х годов, называется «ганс». Честно, я уже устала от них. Но веяние моды неумолимо. Хочется какого-то полета фантазии.
С чистого листа
— Встречали ли вы людей, желающих изменить жизнь, начав со стрижки?
— Часто. Здесь срабатывает «эффект плацебо». У человека, у которого в жизни не складывается, рано или поздно наступает момент, когда хочется что-то резко поменять. С психологической точки зрения для этого существуют два хороших способа — переставить мебель в квартире или сменить прическу. Так произошло и с моей мамой. Она всю жизнь была блондинкой. Носила длинные волосы. А однажды после разрыва с мужем захотела коротко постричься и перекраситься в рыжий цвет. Не знаю, совпадение ли это или еще что-то, но она вышла замуж во второй раз.
— Не так давно вы посетили мастер-классы, которые проходили в Италии. Чем их мир парикмахерского искусства принципиально отличается от нашего?
— Итальянцы — одна из наций, которая диктует моду в парикмахерском искусстве. Они — приверженцы классики. Редко встретишь итальянцев с зелеными или синими волосами. Там все-таки акцент делается на хорошую форму стрижки, на натуральный цвет. Уход за волосами для них — все равно что культ. Это касается как женщин, так и мужчин.
— Парикмахерское дело — искусство или мастерство?
— И то, и другое. С одной стороны, ты, как художник, свободен в своей фантазии, с другой — это возможность качественно выполнять свою работу.