№51 от 19 декабря 2013 года
Направленность неизменна
Итак, свершилось событие, которого некоторые финансовые аналитики, прежде всего из стана оппозиции, в нынешнем году уже и не ждали: депутаты Палаты представителей белорусского парламента приняли во втором чтении законопроект «О республиканском бюджете на 2014 год». Надо ли говорить о том, сколь важным является этот документ для обеспечения нормальной экономической жизни страны в следующем году, который обещает быть не менее сложным, чем год уходящий. Вопрос, думается, скорее чисто риторический. Хотя, конечно, требуется еще, чтобы законопроект одобрила верхняя палата парламента и подписал глава государства. Однако практика последних лет показывает, что кардинальные изменения в проект бюджета при этом не вносятся.Что же в первую голову отличает проект главного финансового документа страны на 2014 год? Пожалуй, прежде всего неизменность приоритетов. Во-первых, он сформирован на бездефицитной основе, ему присущи полнота учета доходов и сбалансированность принимаемых обязательств с источниками их финансирования. Ну, а во-вторых, структура расходов бюджета не претерпевает существенных изменений, половина из них — социально ориентированные расходы. При этом важнейшие — расходы на образование и здравоохранение — в структуре бюджета прирастают. Кроме того, расходы на заработную плату в бюджетном секторе позволят сохранить ее размер в реальном выражении, а рост зарплаты будет обеспечиваться за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций. Что же касается оказания государственной поддержки реальному сектору экономики, то оно будет сосредоточено на двух основных направлениях: экспорте, а также модернизации и создании производств с высокой добавленной стоимостью.
В цифрах эти приоритеты выглядят следующим образом. Сумма доходов по проекту республиканского бюджета на 2014 год определена в объеме
128 трлн 594,1 млрд рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2013 года на 19%. Расходы республиканского бюджета на 2014 год прогнозируются в сумме также 128 трлн 594,1 млрд рублей (с ростом на 15,2%). При этом наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов придется на НДС (35,6%), доходы от внешнеэкономической деятельности (20,3%), акцизы (17,7%), налог на прибыль (6,3%). По всем этим статьям запланирован рост к 2013 году.
В свою очередь доля расходов на образование увеличивается с 16,7 до 17,2%, расходов на здравоохранение — с 13,3% до 14,1%. Так, в следующем году для развития всех сфер образования бюджетные средства будут направляться на финансирование государственных программ, обеспечение потребности экономики в квалифицированных кадрах, качественное обновление оснащения учреждений образования с учетом развития информационных образовательных технологий. А бюджетная политика в области здравоохранения будет направлена на формирование современного здравоохранения, совмещающего эффективную деятельность и рациональное использование бюджетных средств. Причем приоритетными направлениями должны стать повышение доступности и качества медицинской помощи населению, финансирование мероприятий по реализации государственных программ.
Нельзя также не отметить, что по проекту республиканского бюджета расходы в 2014 году на реализацию социальной политики государства предусмотрены в сумме 9,8 трлн рублей. Эти средства планируется направить на выполнение государственных программ в области социальной политики, оказание помощи в обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проведение молодежной политики. В частности, учтены расходы на строительство 2,5 млн кв.м жилья с государственной поддержкой. В целом объем бюджетной поддержки строительства жилья и инфраструктуры в будущем году составит 22,4 трлн рублей против 17 трлн в 2013-м.
На оказание государственной поддержки реальному сектору экономики по двум вышеназванным основным направлениям в виде возмещения процентных ставок по банковским кредитам предусмотрена сумма в размере 10,1 трлн рублей, что на 8% больше, чем в текущем году. Данные средства позволят обеспечить государственной поддержкой 103,6 трлн рублей кредитных ресурсов (рост на 20% к 2013 году).
Сохраняется также значительная поддержка агропромышленного комплекса. Так, в реальном выражении увеличиваются расходы на выполнение государственных функций на селе в части мелиорирования и поддержания плодородия земель, селекции и семеноводства, научного обеспечения и реализации важнейших госпрограмм. Объем этих расходов составит 7,5 трлн рублей. «В результате намеченных мер будет обеспечиваться продовольственная безопасность нашей республики и повышение экспортного потенциала аграрного сектора», — подчеркнула в данной связи председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Людмила Добрынина.
В свою очередь министр финансов Беларуси Андрей Харковец отметил, что бюджет на 2014 год является бюджетом сбалансированного развития. «Бюджет бездефицитен и не несет в себе никаких рисков, дополнительных расходов либо угроз для бюджетной системы. Поэтому я считаю его очень удачным и сбалансированным», — сказал министр. Бездефицитность бюджета предполагает сбалансированность расходов и доходов, то есть жизнь по средствам. «Что наша экономика зарабатывает, то мы и должны потратить, не больше», — добавил он.
Понятно, что исполнить такой бюджет будет совсем не просто. Но другого пути у нас просто нет. Если мы хотим, чтобы социальные приоритеты бюджета, к которым, кстати, большинство белорусов уже привыкло, не остались красивой декларацией, а были реально воплощены в жизнь, работать предстоит много и напряженно. Иначе денег на эти расходы элементарно не будет.