№47 от 21 ноября 2013 года
Раскрыть секрет Полишинеля
На минувшей неделе Министерство экономики наконец-то обнародовало подготовленный им и одобренный еще 30 октября президиумом Совета Министров проект президентского указа «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год». В принципе базовые цифры документа сенсацией не стали. Хотя нельзя не отметить, что пересматривались они не раз. И далеко не факт, что не подвергнутся корректировке и в будущем в зависимости от развития ситуации на внутреннем и внешних рынках. Пока же в проекте указа запланированы следующие важнейшие параметры. Валовой внутренний продукт должен возрасти 3,3% по сравнению с предыдущем годом, экспорт товаров и услуг — на 11,6%, сальдо внешней торговли товарами и услугами ожидается на уровне 0,1% ВВП. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) прогнозируются в 2014 году в размере 4,5 млрд долларов. Реальные располагаемые денежные доходы населения ожидаются на уровне 103% к предыдущему году. Индекс потребительских цен согласно прогнозу в декабре 2014 года должен составить 111% (декабрь к декабрю).
Порядок цифр, несмотря на очевидные вопросы, в общем-то, понятен. Однако, на мой взгляд, важнее другое. А именно: какую глобальную цель преследовало правительство, утверждая этот вариант прогноза? Ответ на этот важнейший для развития экономики страны, а значит, и для роста в перспективе благосостояния населения, не является секретом полишинеля. Он заключается в необходимости достижения компромисса между ростом и сбалансированностью развития национальной экономики в условиях сужающихся внешних рынков. Исходя из этого, прогнозные параметры на 2014 год разрабатывались с учетом пересмотра в сторону снижения темпов роста ВВП России, динамики экономик других основных торговых партнеров Беларуси, негативных тенденций на мировом рынке калия и особенностей конъюнктуры рынка нефтепродуктов.
В частности, проектом прогноза предусмотрен экспорт калийных удобрений в размере 7 млн тонн при снижении средней цены с 370 долларов за тонну физического веса в текущем году до 300 долларов в 2014-м. При этом следует учитывать, что для целей прогноза используется не рыночная, а «очищенная» цена. Фактически это чистая выручка, поступающая от продажи тонны калийных удобрений. «Это необходимый параметр для расчета внешнеторгового и платежного баланса страны. Таким образом, называемая в контексте обсуждения проекта прогноза цена не является ценой, которая складывается на рынке», — пояснили в Минэкономики.
Среди других важных условий обеспечения сбалансированности экономики является перенаправление денег из потребительского сектора в инвестиционный и трансформация сбережений в накопления, что, по замыслу разработчиков документа, будут обеспечиваться посредством развития рынка ценных бумаг, включая рынок IPO и облигаций; прироста вкладов населения в депозиты банков; расширения строительства индивидуального жилья (запланировано строительство 6,5 млн кв.м жилья за счет всех источников финансирования, в том числе 2,5 млн кв.м — с господдержкой); развития малого и среднего бизнеса (предусмотрено обеспечение удельного веса его субъектов — юридических лиц в общем объеме ВВП на уровне не менее 27%).
В свою очередь достижение намеченного прироста выручки (не менее 738 млн белорусских рублей на одного среднесписочного работника, что составляет 123,3% к 2013 году в текущих ценах) будет обеспечиваться в том числе посредством стимулирования предприятий к инвестированию и инновациям через введение нормативов распределения чистой прибыли в организациях с государственной долей собственности.
Важным аспектом прогноза, по мнению экспертов, является то, что ценовая ситуация в стране будет формироваться с учетом сокращения перекрестного и бюджетного субсидирования тарифов на услуги для населения. Это, считают они, позволит снизить ценовую нагрузку на реальный сектор экономики и бюджет. Кроме того, макроэкономическое равновесие будет обеспечено путем поддержания баланса между внутренним спросом и производственными возможностями страны, соблюдения согласованности объемов выделяемых финансовых ресурсов с потребностями экономики, взаимоувязки темпов роста ВВП, реальных денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал.
Таким образом, если проанализировать эти цифры, основной целью социально-экономического развития Беларуси в 2014 году остается повышение производительности труда, выручки на одного занятого и заработной платы на основе ускорения модернизации производства и институциональных преобразований. При этом в прогнозе акцентировано внимание на переходе к рыночному кредитованию экономики, соблюдению принципа опережения роста производительности труда над ростом заработной платы, оптимизации государственной поддержки.
К этому можно добавить, что с целью создания благоприятной институциональной среды, предоставляющей равные права для всех экономических субъектов, предусмотрено принятие ряда нормативных правовых актов — законов о государственном индикативном планировании, о государственно-частном партнерстве, о совершенствовании финансового рынка, указа о промышленных и агросубсидиях и др.).
Одним словом, «идеология прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2014 год — это сбалансированный качественный рост на основе организационно-экономической и технологической модернизации, направленный на формирование фундамента устойчивой высокоэффективной инновационной экономики», резюмировали в Минэкономики. Остается надеяться, что в данном случае идеология не разойдется с практическими делами, как это не раз бывало в прежние годы, а секрет Полишинеля не превратится в народный анекдот.