Досье «7 дней»
Алена Бабенко родилась 31 марта 1972 года в Кемерово. Училась в Томском государственном университете на факультете прикладной математики и кибернетики. Однако студенческий театр миниатюр, в котором Алена активно участвовала, притягивал ее куда сильнее. Поэтому она окончила ВГИК (курс А. Ромашина). Популярность к актрисе пришла после фильма «Водитель для Веры». Всего на счету актрисы 40 ролей. С 2008 года Бабенко играет в театре «Современник». В 2013 году Алене Бабенко присуждено звание заслуженной артистки Российской Федерации.
На XX Минском международном кинофестивале «Лiстапад» популярная актриса Алена Бабенко представила премьеру российского фильма «Прощание», в котором сыграла главную роль. По мнению многих, это одна из лучших работ актрисы. Тем интереснее было расспросить гостью фестиваля о прожитых ролях и творческих планах.
— Алена, интересно, какой вы были в детстве?
— Я была сорванцом, с ободранными коленками и вечно переломанными ногами-руками. А еще постоянно о чем-то мечтала, из-за этого постоянно сжигала чайник на включенной плите, бесконечно теряла ключи. Помню, мне в руку мама вкладывала двадцать копеек, зажимала ладонь и говорила: «Купишь хлеб». Я шла в магазин, но домой возвращалась без денег и без хлеба. А еще я была проказницей. Помню, разрезала новую штору, чтобы парус на кораблике сделать. Попало мне сильно за это. Но я вскоре все забывала и снова что-то вытворяла.
— Актрисой с детства мечтали быть?
— Нет! Кем я только ни мечтала быть в детстве! И ботаником, и хлеборобом, и ветеринаром, и балериной. Мне очень нравилась певица Эдит Пиаф, и я мечтала петь, как она. Я училась в музыкальной школе, а еще с удовольствием участвовала в школьной самодеятельности, в программе «А ну-ка, девушки», и пела в вокально-инструментальном ансамбле.
— Почему вы, девушка с явными талантами, выбрали точные науки и поступили на факультет прикладной математики и кибернетики?
— Я всегда любила математику, алгебру и геометрию. В моей юности развивалось новое интересное направление — программирование. А поскольку мой папа работал инженером в Кузбасэнерго, у него в кабинете стояли ЭВМ. А тогда это были огромные металлические шкафы, которые громко гудели, и из них выезжали перфорированные бумажки с дырочками, которые люди читали. Для меня это была фантастика — как они в них что-то понимают? Ведь это даже не цифры, а просто дырочки! Помню, папа говорил: «Вот, Леночка, это машины будущего». И поэтому мне казалось, что, выбрав профессию программиста, я шагаю в будущее. После школы поехала в Москву поступать в университет на математический факультет. Но после того, как провалилась в столице, поступила в Томске. С первых же дней учебы в университете увидела объявление на прием в студенческий театр миниатюр. Поэтому я училась с серединки на половинку — все время отнимал театр.
— А правда, что в то время, когда учились на математика, участвовали для пробах в фильма «Цареубийца»?
— Да! Все получилось как-то неожиданно. Пришла в студенческий театр девушка, как оказалось, ассистент режиссера с «Мосфильма», увидела мою фотографию, разыскала меня и спросила: «Не хотели бы вы поучаствовать в кинопробах у Карена Шахназарова?». Если честно, тогда я еще не знала толком, кто такой Шахназаров. Из любопытства согласилась. Кинопробы были очень смешными, ведь я не понимала в этом ничего, поэтому дурачилась. Например, там познакомилась с Олегом Ивановичем Янковским. Однажды у него разболелась голова, и я сказала: «Олег Иванович, давайте я вам сниму боль руками». На удивление, он согласился. И я стала водить руками над его головой. Через некоторое время Янковский то ли подыграл, то ли на самом деле почувствовал облегчение и сказал: «А ты знаешь, у меня действительно боль прошла»... Получается, что жизнь меня толкала в сторону кино, но, видимо, я была очень невнимательна к знакам судьбы, поэтому не все сразу сложилось.
— Вы заканчивали университет в Томске. Что же вас привело в Москву?
— Любовь! Я влюбилась в Виталия Бабенко, известного телережиссера. И, бросив университет, поехала к нему в Москву.
— Как вас встретила Москва?
— У мужа квартиры не было, поэтому жили мы у его друзей. Причем спали все в одной комнате, меняясь местами: одну ночь мы на полу, а хозяева на диване, вторую наоборот. Я приехала в Москву в 1992 году, когда продуктов в магазинах не было. Все было по талонам. Когда я забеременела, меня не хотели прикреплять ни к одной поликлинике, потому что не было московской прописки. Каким-то чудом зарегистрировалась в районной поликлинике. Вот так встретила меня Москва.
— Алена, я думал, вы попали в Москву, поступив во ВГИК. А у вас совсем другая история...
— В Москве я познакомилась с женой актера Анатолия Владимировича Ромашина. И как-то Юля сказала: «Алена, ты же играла в студенческом театре, а почему бы тебе не пойти учиться? Мой муж в этом году набирает новый курс во ВГИКе». И я решила испытать судьбу. Как видите, удачно.
— Несмотря на постоянные репетиции, съемки, гастроли, вы всегда прекрасно выглядите. У вас есть свои секреты красоты?
— Я думаю, что несмотря на всю занятость, нужно позволять себе расслабляться, когда хочется! Отдых дает хорошее настроение, а значит, возможность быть красивой. При этом без особой косметики и модности. Иногда в зависимости от внутреннего состояния мне хочется подкорректировать свою внешность. Чтобы про меня говорили — эта женщина без возраста.
— Мне показалось, что вы стесняетесь своей популярности, поэтому стараетесь быть незаметной.
— Популярность необходима актрисе, но мне комфортнее, чтобы меня не узнавали. Вот один случай. Однажды после премьеры фильма «Водитель для Веры» я была на вечеринке у своей подруги. Ко мне подсел мужчина и стал меня ругать: «Ну как вы могли? Когда моя мама, жена и дочка смотрели «Водитель для Веры», они рыдали. Почему мои близкие должны плакать?». Для меня вечер был испорчен, хотелось убежать. Сейчас, когда меня узнают на улице или в магазине, я отвечаю: «Извините, но это не я! Алена Бабенко — это моя сестра-близнец».
— Какой черт своего характера вы не довольны?
— Гипертрофированное упрямство. Я с детства всегда все делаю так, как себе воображаю.
— Вы любите пробовать себя в чем-то новом?
— Да! Слышали поговорку «Охота пуще неволи»? Это про меня. Например, когда мне предложили участвовать в шоу «Ледниковый период», я обрадовалась, потому что с детства любила фигурное катание. Помню, каталась до позднего вечера, и мне не хотелось уходить с катка. За мной приходил папа и кричал: «Лена, домой!». А я пряталась за сугроб, чтобы докататься, выполнить свой нафантазированный танец... В общем, я не только стала участвовать в шоу, но и профессионально освоила фигурное катание, заняв третье место в «Ледниковом периоде». Конечно, не обошлось без травм. Но я думаю, что лучше экспериментировать, чем не попробовать и потом всю жизнь сожалеть об этом.
— Как вы боретесь с депрессией?
— Помните, главная героиня фильма «На Нижней Масловке» в исполнении Алисы Фрейндлих говорила: «С микробами надо дружить». Так вот, я дружу с депрессией, потому что считаю, что депрессия — это временная остановка, накопление сил для того, чтобы возникло новое желание что-то творить.
— На мой взгляд, предательство — один из главных грехов. А как вы считаете?
— Думаю, человек должен уметь прощать. Я всегда говорю, что прежде чем назвать человеческий поступок предательством, нужно понять, почему он так поступил. Помните, в романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат в разговоре с Иешуа спрашивает у него: «И палач — добрый?». Да, и палач добрый. Просто бывают разные обстоятельства, бывает, что человек запутался.
— Чем увлекаетесь в свободное время, какую музыку слушаете?
— Времени свободного, чтобы просто сидеть и слушать музыку, мало. На мой взгляд, музыка должна соответствовать настроению. Я люблю классику, но в основном слушаю ее, когда веду машину. В свободное время люблю писать рассказы. Это не художественные произведения, а внутренние монологи — переживания по каким-то поводам, рассказы-отношения к чему-то, рассказы-наблюдения.
— Вы согласны с тем, что мужчины боятся умных женщин?
— Знаете, ничто не заводит мужчину так, как игра, провокация. Я обожаю эту игру, когда ты изображаешь себя недоступной. К сожалению, сейчас все упростилось, нет этого предварительного хулиганства. Женщина стала захватчицей. А многие мужчины, глядя на таких, думают, что им делать рядом с такой женщиной? Женщина должна быть слабой, романтичной, непонятной, но только не прямолинейной, этаким Чапаевым в юбке.
— Помните свою первую любовь?
— Это случилось еще в детском саду. У меня с Лешкой кровати стояли рядом, и мы весь тихий час или хихикали под одеялом, не давая остальным спать, или стояли за свои проделки по углам. С этим мальчиком мы всерьез считали себя женихом и невестой, поэтому у нас была настоящая семейная пара — с ревностью, ссорами и примирениями.
— Как вам удалось после окончания ВГИКа попасть в один из лучших театров Москвы?
— Я пришла в театр «Современник» посмотреть спектакль «Три сестры». А так как была знакома с художественным руководителем театра, то зашла к Галине Волчек посоветоваться, идти мне работать в театр или играть только в кинематографе. Волчек откровенно сказала, что нужно играть в театре, и она хотела бы видеть меня у себя, но пока для меня нет ролей. После этого разговора я пошла репетировать в театр, в который меня позвали. И вдруг неожиданно позвонила Волчек и сказала, что для меня есть роль. Естественно, я, не задумываясь, ушла в «Современник».
Артур МЕХТИЕВ