3 ноября в Беларуси будет отмечаться День работников гражданской авиации. Накануне профессионального праздника Директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Костин во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА ответил на десятки поступивших вопросов, подвел итоги работы отрасли за истекший период нынешнего года и рассказал о перспективах развития гражданской авиации в нашей стране.
Станислав Говорушкин, г. Гомель: — Какие принципиальные изменения и новации содержит новая редакция Воздушного кодекса Республики Беларусь?
— В 2013 году был отработан и прошел согласование с заинтересованными органами государственного управления законопроект «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Республики Беларусь».
Законопроект предусматривает образование в Беларуси третьего вида авиации — экспериментальной авиации. Необходимость нововведения продиктована разработкой и изготовлением в стране беспилотных летательных аппаратов, которые должны пройти все стадии от проектирования до выпуска опытных экземпляров, проведения наземных и летных испытаний. Таким образом, в законопроект впервые внесены определения беспилотного летательного аппарата и его оператора, определены права и обязанности специалистов.
Внесение дополнений и изменений в ныне действующий закон необходимо в связи с передачей врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации в подчинение Министерства здравоохранения Беларуси. Также это необходимо из-за увеличения количества видов документов, необходимых при авиаперевозках, и для приведения условий договора воздушной перевозки (в частности, отказа от полета) в соответствие с мировой практикой, применяемой авиакомпаниями.
Алексей Левченко, г. Минск:— Насколько активно взаимодействуют организации и предприятия департамента с зарубежными партнерами?
— Гражданская авиация — важнейший элемент транспортной системы, в значительной степени обеспечивающий экономический рост, внешнеторговые, деловые и туристические связи, а также мобильность населения и транспортную доступность регионов. Беларусь занимает центральное место на европейской карте. Через наше воздушное пространство проходят кратчайшие воздушные пути из Западной Европы на восток и в Юго-Восточную Азию, из Скандинавии на юг и в Средиземноморье. Такое выгодное географическое положение государства на карте мира создает экономические предпосылки для наращивания объемов авиаперевозок и успешной интеграции белорусской гражданской авиации в Европейскую авиатранспортную сеть. Значимую роль в достижении этого играет развитие договорно-правовой базы международного сотрудничества и активное взаимодействие с зарубежными партнерами.
Для создания нормативно-правовой базы и обеспечения международного сотрудничества в области гражданской авиации белорусская сторона на 1 октября 2013 года заключила 45 межправительственных соглашений о воздушном сообщении.
В настоящее время в Беларуси насчитывается 56 международных воздушных трасс. Протяженность этой сети составляет около 25,4 тыс. км.
Г.Д. Тюхлов, г. Минск: — На каком этапе находится процесс акционирования «Белавиа»? Смогут ли простые граждане стать акционерами «Белавиа»?
— Акционирование РУП «Национальная авиакомпании «Белавиа» проводится в соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси № 348 «Об утверждении плана преобразования республиканских унитарных предприятий в ОАО на 2011—2013 годы». В настоящее время подготовленный пакет документов проходит отраслевую экспертизу. Завершиться процесс акционирования должен в декабре текущего года, а в начале 2014 года авиакомпания выступит уже в новом статусе.
На основании действующих нормативных актов продажи акций на льготных условиях для работников авиакомпании не будет.
Министерство транспорта и коммуникаций рассчитывает, что акционирование национальной авиакомпании позволит привлечь крупного инвестора, что даст возможность авиакомпании сделать серьезный шаг по пути обновления и увеличения флота.
Елена Папкович: — В последнее время в сопредельных странах активно развиваются low cost перевозки. Поступают ли заявки от иностранных компаний о выполнении соответствующих рейсов из Минска? Готова ли белорусская сторона к приходу таких компаний?
— Low cost перевозчик (бюджетная авиакомпания) — это авиакомпания, предлагающая крайне низкие тарифы за авиаперевозку в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.
Относительно возможностей выхода одной из существующих бюджетных авиакомпаний на белорусский рынок авиаперевозок необходимо отметить, что в летнем сезоне 2013 года на маршруте Минск — Барселона оперировал испанский low cost перевозчик Vueling. На данный момент отсутствуют другие запросы от иностранных low cost авиакомпаний на выполнение рейсов в пункты Беларуси.
Авиакомпания «Белавиа» приняла решение о создании на своей базе гибридной авиакомпании, которая будет сочетать в себе как элементы классической авиакомпании, так и элементы low cost.
Евгений Кулагин, г. Могилев: — Как развиваются региональные аэропорты Беларуси?
— Аэропорты Брест, Витебск, Гродно, Гомель, Могилев входят в состав государственного предприятия «Белаэронавигация», которое постоянно поддерживает их основные фонды и инфраструктуру согласно сертификационным требованиям к аэродромам гражданской авиации Беларуси, обеспечивая безопасность выполняемых полетов и соответствие их статуса международным. Большое внимание уделяется состоянию взлетно-посадочных полос в аэропортах. Так, в 2011—2012 году реконструировали несущую поверхность ИВПП, перрона и РД в аэропорту Гомель, в 2012-2013-м — в аэропортах Могилев и Витебск.
Нужно отметить, что в текущем году в Витебске прошел фестиваль ОАО «Газпром» (Россия) — «Факел». В Витебск слетелись самолеты из многих уголков России, в том числе Тюмени, Оренбурга, Нижневартовска. В период проведения мероприятия было принято 46 самолетов разных типов (Боинг 737, CRJ 100/200, Ту 154, 134, Як-40,42 и др.) и обслужено 1700 пассажиров.
В основном областные аэропорты используются для посадок воздушных судов грузовых авиакомпаний с парком самолетов Ил 76 и АН 12.
Евгений Шапетько, г. Гомель: — Существует ли проблема дефицита кадров в гражданской авиации Беларуси? Слышал, что многие пилоты из-за низкой зарплаты уходят работать в авиакомпании стран-соседей. Правда ли это?
— Сегодня говорить о низкой зарплате летного состава не приходится. Этот вопрос был актуален примерно два года назад, когда заработная плата пилота гражданской авиации в Беларуси отличалась от заработной платы российских пилотов.
Дефицит летного состава во всем мире достаточно большой. Естественно, что, пройдя соответствующую подготовку на современных воздушных судах западного производства, пилоты из той же России переходили на работу в Корею, Германию, Канаду и другие страны. Чтобы российские пилоты не переходили работать в другие страны, было принято решение поднять им заработную плату до уровня зарплат в лучших авиакомпаниях мира. Она была значительно выше зарплаты пилотов в Беларуси. Поэтому нами было принято решение значительно повысить заработную плату летному составу, после чего специалисты перестали переходить на работу в российские авиакомпании и более того — некоторые вернулись работать из России в Беларусь.
Сегодня дефицита кадров мы не ощущаем.
Полный текст онлайн-конференции читайте на сайте www.belta.by