Примечательным событием в экономической жизни нашей страны на минувшей неделе явилась конференция «Государственно-частное партнерство: лучший международный опыт и перспективы для Республики Беларусь», которая состоялась в Минске. Почему на этом событии, на мой взгляд, стоит остановиться особо? Прежде всего потому, что в условиях новых вызовов во всем мире наблюдается тенденция к активизации отношений государства и частного бизнеса в решении совместных задач. Это происходит на фоне эволюции функций государства и возрастающего влияния на мировую экономику частного сектора. В данной связи неотъемлемым фактором нормального функционирования национальных экономических систем и гармоничного развития общества является конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных институтов. Все более очевидным становится тот факт, что обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение стратегических целей государства в развитии невозможно без заинтересованного партнерства государственных органов власти и частного бизнеса.
В Беларуси о необходимости создания механизмов ГЧП говорится уже достаточно давно. Правда, дальше слов дело не очень-то шло, в первую очередь по причине отсутствия необходимой правовой базы. И вот, наконец, решение этой проблемы сдвинулось с мертвой точки. В республике утверждена концепция проекта закона о государственно-частном партнерстве, подготовлен проект закона о ГЧП. В основе этих институциональных документов двухлетний (с мая 2013 года по май 2015 года) проект международной технической помощи по укреплению национального потенциала в области применения механизмов ГЧП с бюджетом 1,08 млн евро, который финансируется Европейским союзом и софинансируется Программой развития ООН. По словам министра экономики Беларуси Николая Снопкова, «проект призван, во-первых, подготовить высококвалифицированные кадры для реализации проектов ГЧП, во-вторых, сформировать практикоприменимую законодательную базу, в-третьих, создать организационную и управленческую структуру в виде Национального центра государственно-частного партнерства, в-четвертых, разработать методологическую основу по реализации проектов ГЧП». Ожидается, что результирующим этапом совместной работы станет разработка и запуск двух пилотных проектов по развитию социальной инфраструктуры.
При этом важно отметить, что международные эксперты провели анализ проекта белорусского закона о государственно-частном партнерстве. Согласно анализу документ соответствует мировым практикам на 81,5%. «Это лучший показатель среди стран региона. Соответственно, это является более конкурентной базой для того, чтобы в нашей стране этот институт развился быстро, эффективно и на пользу общества», — резонно заметил министр экономики.
Конечно, Беларусь сегодня находится на раннем этапе развития ГЧП, поэтому сейчас самое время воспользоваться накопленным мировым опытом для формирования эффективной основы ГЧП, что позволит лучше взаимоувязать государственный и частный секторы, модернизировать инфраструктуру и повысить качество жизни населения. В частности, не грех обратиться к опыту Евросоюза, где, по словам главы представительства ЕС в Беларуси Майры Моры, государственно-частное партнерство приобрело высокую значимость как средство финансирования государственной инфраструктуры. Так, в странах Евросоюза были заключены в рамках ГЧП сделки на общую сумму в сотни миллиардов евро. ГЧП там рассматривается как важный элемент инвестирования средств и содействия развитию инноваций. Понятно, что это весьма актуально и для Беларуси.
Да и в целом, как подчеркивает премьер-министр нашей страны Михаил Мясникович: «Бурное развитие многообразных форм взаимодействия государства и бизнеса в самых разных отраслях экономики позволяют их трактовать как характерную черту современной глобальной экономики. Развитие эффективных институтов государственно-частного партнерства выступает одним из ключевых условий повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности страны, развития инфраструктуры, формирования успешной экономической политики». Нет нужды говорить, что в связи с интенсивным развитием интеграционных процессов в Евразии, созданием Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана и формированием Евразийского экономического союза эти задачи приобретают особую актуальность для нашей страны.
Разумеется, для того, чтобы механизмы ГЧП заработали в Беларуси по-настоящему эффективно, необходимо понимание сути и целей развития государственно-частного партнерства обеими сторонами — и частным бизнесом, и государственными органами (а если точнее — всем обществом). Сделать это уточнение мне представляется чрезвычайно важным, ибо ГЧП позволяет решать многие важнейшие для общества задачи. В частности, как показывает зарубежный опыт, ГЧП — самое оптимальное решение для реализации проектов по строительству автодорог, детских садов и школ, реконструкции больниц и инфраструктуры в области жилищно-коммунального хозяйства. Это уникальный инструмент, который позволяет получить выгоду государству, бизнесу и рядовому гражданину, потому что создает новые производства, рабочие места, услуги для белорусов.
Вот почему нельзя не согласиться с Николаем Снопковым, когда он говорит: «Будущее за компанией, которая заложит интересы общества в свою бизнес-модель. То же самое можно сказать и про общество. Если оно заложит интересы бизнеса в свою модель, то, безусловно, это будет общество стабильного долгосрочного роста». А разве не к этому мы стремимся?