Безусловно, важнейшим событием в экономической жизни Беларуси на минувшей неделе стало принятие совместного постановления правительства и Национального банка, которым утвержден план действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики страны.
В принципе появления этого документа ждали еще раньше. Ведь практически с начала текущего года в национальной экономике постепенно, но достаточно угрожающе нарастали дисбалансы, которые необходимо было ликвидировать, действуя оперативно. «Мы начали терять доходы бюджета с начала 2013 года, и по налогу на прибыль, и по ввозным таможенным пошлинам. Связано это было с тем, что изменились внешние условия доходов наших предприятий, что существенно повлияло на состояние счета текущих операций, в результате пострадал и бюджет, и возникло некое давление на золотовалютные резервы», — пояснил в этой связи заместитель министра финансов Максим Ермолович. Отрицательно на состояние бюджета и доходы повлияла, по его словам, и ситуация на калийном рынке. Кроме того, высокие процентные ставки по кредитам и структура кредитного портфеля генерировали дополнительные существенные расходы по субсидированию процентных ставок в рамках госпрограмм. В результате потери бюджета в 2013 году оцениваются в размере около 17 трлн рублей по сравнению с тем, что было утверждено.
Понятно, что для того, чтобы бюджет был сбалансирован с минимальным дефицитом, который государство способно профинансировать, необходимо ограничить расходы до конца года. «И они будут достаточно жестко ограничены», — заявил замминистра. При этом в первую очередь ограничения коснутся республиканского уровня. Вместе с тем «та социальная составляющая, которая финансируется из местных бюджетов, будет максимально сохранена, тем более что местные бюджеты демонстрируют достаточно высокую стабильность исполнения своих доходов», — заверил Максим Ермолович.
Сложнее дела обстоят с государственными программами. Здесь проблема заключается в том, что остановка кредитования создаст дополнительные проблемы в экономике, в первую очередь в строительном секторе. Поэтому финансовые ресурсы максимально концентрируются на вводных объектах, причем на тех, которые могут дать максимальную отдачу до конца года. В Минфине справедливо считают, что это весьма важный аспект, поскольку необходимо очень глубоко и системно заниматься эффективностью тех проектов, которые реализуются в рамках госпрограмм, и не только эффективностью, но и управлением этими ресурсами, ибо чаще всего ресурсы даже на эффективные проекты распыляются, растет потребность в финансировании и возникает расширяющаяся потребность кредитования госпрограмм.
Помимо вопросов, связанных с реализацией госпрограмм, планом совместных действий предусмотрен целый блок иных мер. В частности, на неэмиссионной основе будет ликвидировано отклонение от расчетных показателей в бюджетной политике. Будет также обеспечена умеренная жесткость денежно-кредитной политики. «Лишних рублей, которые могли бы давить на валютный рынок, просто не будет. До конца года прирост кредитов к экономике не превысит 9 трлн рублей (это примерно 1% роста кредитования экономики в месяц)», — отметил в данной связи первый заместитель руководителя Аппарата Совета Министров — руководитель секретариата премьер-министра Александр Заборовский. Наконец, без снижения золотовалютных резервов предусматривается обеспечить выплату внешнего госдолга и балансировку всех валютных обязательств правительства и Нацбанка. Источники этих выплат диверсифицируются: это будут не только внешние деньги, но и эффективные бюджетные займы на внутреннем рынке.
Разумеется, эти и ряд других предусмотренных в плане мер представляют собой блок краткосрочных оперативных шагов, которые находятся в рамках макроэкономической политики, реализуемой правительством и Нацбанком. Вместе с тем очень важно, что, помимо этих мер, план содержит также среднесрочные, которые позволят создать дополнительные источники экономического роста в частном и государственном секторах.
Особого внимания в данном контексте заслуживают меры структурной перестройки экономики, включая реформу системы управления ею. Это и понятно, ведь реформа предполагает переориентацию целей и функций министерств и территориальных органов государственного управления с развития подчиненных организаций на развитие территорий и видов экономической деятельности; реализацию следующего этапа административной реформы, включающей ликвидацию концернов и создание на их основе корпоративных структур; демонополизацию экономики (энергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство).
Таким образом, как справедливо отметил первый заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Тарас Надольный, достижение положительных результатов при реализации заложенных в плане мер основано на переходе к экономической политике, направленной на повышение эффективности использования факторов производства и распределения ресурсов, качественном совершенствовании всех сфер экономики страны и улучшении экономического потенциала государства именно за счет повышения конкурентоспособности реального сектора экономики.
А заместитель министра экономики Дмитрий Голухов добавил, что «реализация мероприятий позволит нам выйти на траекторию устойчивого сбалансированного роста», поскольку в результате намеченных действий будет создан «достаточно прочный фундамент для максимизации эффективного использования ресурсов, которые находятся внутри страны, и создания привлекательных условий для привлечения внешнего финансирования для развития экономики».