Талантливый человек талантлив во всем. Только как добиться успеха во многих делах? Ждать вдохновения? Да, но не только. Лучше много работать над собой. Так считает Андрей Маврин, барабанщик Президентского оркестра и белорусской группы «Дрозды», преподаватель Института современных знаний им. А.М. Широкова и просто хороший человек. Он успевает совмещать активную деятельность музыканта, увлечение стрельбой из лука, уделяет внимание любимым — жене и дочери. В интервью газете «7 дней» он рассказал о своем творческом пути, гастрольной жизни, встрече с Сарой Коннор и перспективах музыканта в Беларуси.
— Что подтолкнуло вас выбрать профессию музыканта?
— В музыкальную школу №1 им. Римского-Корсакова в г. Могилеве меня привела бабушка. Отправила учиться со словами: «Баянисты всегда нужны. И на свадьбах потом играть сможешь». Так я начал учиться игре на баяне, но чувствовал, что это не мое. Всегда тянуло к барабанам. Поэтому в 7 классе пошел на ознакомительный курс по ударным инструментам. Семья выбор поддержала, особенно отец, который сам в юности был барабанщиком. Мой педагог Леонид Семенович Муравчик оказал большое влияние на мое становление как музыканта. Он был яркой, харизматичной личностью, с удивительными педагогическими способностями. После окончания музыкальной школы я поступил в лицей. Наш директор Людмила Алексеевна Мищенко постоянно возила своих студентов в столицу на консультации к профессорам Белорусской академии музыки. Там мы узнавали, какие конкурсы проходят, где можно зарекомендовать себя. Так в 1999 году я стал лауреатом Республиканского конкурса исполнителей на медных духовых и ударных инструментах в Барановичах. Это было для меня настоящим достижением. В 2000 году поступил в Белорусскую государственную академию музыки. Учеба пролетела быстро, потому как уже на 1 курсе мой преподаватель Людмила Михайловна Клиндухова рекомендовала меня в оркестр Финберга. Мне очень повезло: 18-летним мальчишкой попал в такой профессиональный коллектив, где многому научился. Те два года, что проработал в оркестре, были как армия. Михаил Яковлевич — хороший организатор. Каждый отвечал за свою работу, знал, что нужно делать, и весь механизм очень четко работал. Такую серьезную дисциплину мог выдержать не каждый музыкант. Я работал на литаврах, перкуссии, и мне это нравилось. В 2002 году мне позвонил Виктор Владимирович Бабарикин и предложил поучаствовать в прослушивании. Так у меня появилась возможность играть на барабанах, т.е. делать то, что я хочу и люблю. Прослушивание прошло успешно, и вот уже 11-й год работаю в Президентском оркестре.
— Ваш оркестр много выступал и выступает со знаменитыми артистами, звездами мирового масштаба. Кто и чем вам больше всего запомнился?
– Наверное, Сара Коннор. Это был один из первых серьезнейших опытов работы. Мы долго готовились к совместному выступлению, разучивали партии, были очень сложные аранжировки. Предстояло с честью и достоинством все исполнить. Ответственность огромная! За пару дней до концерта приехали музыканты Сары. Гитарист, он же аранжировщик, контролировал репетиции, давал какие-то советы. Мы себя хорошо зарекомендовали. Совместных выступлений с певицей было уже четыре: трижды в Минске и один раз в Москве. Приятно работать с профессионалами, людьми, которые по-настоящему любят музыку и получают удовольствие от того, что они делают. Удивила сама Сара Коннор. Открытая, доброжелательная, где-то бесшабашная европейка. Очень интересная личность. А еще впечатлило выступление с Кенни Джи. В нашем концерте было много импровизационных моментов, что в оркестровой практике случается нечасто.
— Как вы оказались в составе группы «Дрозды»?
— Им нужен был барабанщик. Мне позвонил друг, гитарист Олег Иванович. Он предложил временно поработать с ребятами, пока не найдут постоянного человека. Так вышло, что я и стал тем самым постоянным человеком. Мне очень нравится позитив в группе, атмосфера непринужденная, где-то легкомысленная. С «Дроздами» весело. Сколько забавных и курьезных случаев у нас бывало на гастролях! Мы стали хорошими друзьями, можем общаться и спорить на любые темы. К тому же сотрудничество с такой группой полезно для меня как для музыканта. Тут есть место для творчества, финансовую отдачу получаешь. Что еще сказать? Веселые ребята, веселая музыка. Я получаю удовольствие от работы с ними.
— А работа в Институте современных знаний — дополнительный заработок или, скорее, эксперимент?
— Было интересно попробовать себя в качестве педагога. Очень нравится общаться с молодежью. Это же новое поколение, новые барабанщики. Особенно если попадаются заинтересованные ученики. Они много времени проводят в интернете, следят за музыкальными новостями, в курсе новых тенденций. Приходят на занятия и делятся со мной. Я же комментирую всю эту информацию, даю советы, направляю. Не стремлюсь загнать учеников в какие-то рамки, а даю им возможность сделать самостоятельный выбор. Что касается финансовой стороны, тут все зависит от нагрузки. У меня не очень много учеников, поэтому оплата соответственная. Занимаюсь этим не ради дополнительного заработка, а для собственного развития.
— Какие советы даете молодым музыкантам?
— Прежде всего нужно понять, чего ты хочешь от музыки, какова твоя цель. Слушать много качественного материала, учиться анализировать — что нравится, а что нет, подмечать стилистические особенности, повышать собственое мастерство. А дальше — пытаться донести свои идеи, делиться со слушателем тем, что, прежде всего, для тебя самого важно. Главное — быть искренним, чтобы тебе поверили. Секрет успеха — талант плюс трудолюбие.
— Как вы думаете, перспективно ли быть музыкантом в нашей стране? Не было мыслей уехать за границу?
— А зачем? Нужно же поднимать родную целину (смеется). Не понимаю людей, которые уезжают. Нужно самим что-то делать, стараться как-то повлиять на внутреннюю музыкальную ситуацию. Делать так, чтобы музыка была качественной, чтобы о Беларуси знали как о стране, где есть талантливые музыканты. Что вообще есть такая страна. Однажды на гастролях в Германии к нам в отеле подошел человек и спросил: «А вы откуда?». Мы говорим: «Из Беларуси». А он: «А, Россия, я знаю». Печально. И в этом виноваты мы сами. Несколько моих знакомых уехали учиться и работать за границу. Но там тоже не все так просто. Больше музыкантов, огромная конкуренция. За границей стараются заниматься каким-то одним направлением, совершенствоваться в нем.
У нас в стране есть над чем работать. Сейчас перспективное направление — поп-музыка. В этой сфере, как, собственно, и в других, важно иметь харизму. Цеплять слушателя содержательными и понятными текстами, вести за собой людей. Именно харизмой, текстами и зажигательной музыкой заслужила любовь публики группа «Ляпис Трубецкой». В поп-музыке есть и место для творчества, и возможность заработать. Можно развиваться и параллельно выступать в ресторанах, на свадьбах, корпоративах. Появилось очень много кавер-бэндов. Не все, конечно, качественные…
Чтобы по-настоящему продвинуться, необходима спонсорская поддержка. Или можно пойти по другому пути — заняться самопродюсированием. Яркий пример — Виталий Карпанов. Это человек с неугасающей энергией. И солист, и продюсер, и директор группы! Он сам всеми вопросами занимается. И у него получается!
— У вас такая насыщенная работа. Остается ли время для семьи, других увлечений?
— Все свободное время стараюсь проводить с семьей, которая меня очень поддерживает. К тому же жена и дочь тоже любят музыку. Оля — профессиональная пианистка, сейчас, правда, работает в другой сфере. А дочка очень любит танцевать. Недавно были все вместе на концерте Джо Кокера. Маргаритка так плясала! Веселила зрителей, сидящих рядом с нами (смеется). Когда есть возможность выбраться на природу, люблю пострелять из лука, очень нравится спортивная стрельба из пистолета. Хочу возродить еще одно свое хобби — рыбалку. Недавно читал статью о парапланеристе из Мозыря. Удивился, что в Беларуси — стране, где нет гор, — подобное возможно. Могу сказать, что у меня появилась еще одна мечта — подняться к облакам.
— Какие творческие задачи вы себе ставите?
— В будущем я бы хотел писать музыку для широкого круга людей. И для себя, и для других коллективов. Сейчас нет места, где бы я мог посидеть, поразмышлять, где была бы особая атмосфера, где приходило бы вдохновение. Это необходимо, чтобы давать своим идеям музыкальное воплощение. Поэтому в процессе ремонта в квартире я обязательно предусмотрю такой уголок. А вообще, творческих планов очень много. И все они связаны с моим любимым делом.
Елена КАЗАКОВА, студентка Института журналистики БГУ