Возвращаясь с деревенского праздника, присели отдохнуть на крылечке — такие нарядные и светлые в своих вышитых народных костюмах... Именно такой представилась мне «история» этой фотографии, когда я взглянула на нее в первый раз. А как было на самом деле? С одной стороны, снимок сделан в 70-е годы — тогда на праздники ходили уже в других, современных нарядах. С другой — народные костюмы совсем не похожи на «новодел», на явно самотканые, «колiшнiя». Что ж, единственная возможность узнать обо всем — найти людей, запечатленных на фотографии, и тот самый дом с резным крыльцом.
От прадедов, через века...
Первая остановка в нашем увлекательном путешествии — Калинковичский краеведческий музей. В одном из экспозиционных залов музея собраны уникальные образцы одежды того самого Калинковичского строя, который так ярко представлен героями снимка.
— Полесье всегда славилось красотой и особым колоритом национальной одежды его жителей. Калинковичский строй, имевший распространение в Калинковичском, а также Жлобинском и Светлогорском районах, максимально сохранил уникальные традиции наших предков, — вводит меня в тему научный сотрудник музея Татьяна Терешковец.
По словам Татьяны Викторовны, хоть снимок и черно-белый, можно с уверенностью сказать, что одежду украшает вышивка красного цвета. Этот цвет, считавшийся символом солнца, жизни, является традиционным для Калинковичского строя. В целом фотография дает достаточно полное представление о том, что входило в комплект женской и мужской одежды наших предков. Сорочки (рубашки) на женщинах были ниже колена, но не должны были быть видны из-под юбки-андарака. По праздникам надевались нарядные горсетки (безрукавки), как на одной из героинь. Обязательным элементом одежды являлся фартук, его носили девушки и женщины всех возрастов. Головным убором девушек был венок или скиндочка в виде узкого сложенного рушника с орнаментированными концами, женщины носили намитки. Позже появились обычные платки. Мужские рубашки были гораздо короче женских, их носили поверх ноговиц (штанов) и подвязывали поясом. Головным убором был бриль, или соломенная шляпа.
Глубоко символично расположение вышивки на национальных костюмах, продолжает рассказ моя собеседница. Как хорошо видно на снимке, расшивался воротник, предплечья, грудь, манжеты, подол в фартуках — чтобы защитить тело в местах, особенно важных для жизни и трудоспособности человека. Многие считают, что женщины носили фартук, только чтобы не пачкалась юбка-андарак. На самом деле его главная функция была прикрыть и защитить от недобрых сил живот женщины, как продолжательницы рода. Отличительной деталью одежды Калинковичского строя являются красиво расшитые воротники, пришитые или съемные, с множеством сборок. Это говорит о практичности калинковичских мастериц.
Узор на сорочках и фартуках традиционно вышивался крестиком, что само по себе уже считалось оберегом. В прошлом веке традицию дополнила вышивка «гладью». Ничего просто так наши предки не вышивали, каждый узор что-то обозначал. «В процессе вышивки узором женщина рассказывала определенную историю: как прошел у нее минувший год или в целом жизнь, какой достаток в семье, какой собрали урожай… Вышивка на одежде вдовы отличалась от вышивки женщины, живущей в паре. Сорочки девушек вышивались больше и ярче, чем замужних женщин. Языком узоров рассказывалось даже о том, счастлива ли женщина в семейной жизни. Знающие люди могли по одежде буквально «прочитать» судьбу ее хозяйки», — рассказывает Татьяна Терешковец.
Вся одежда, рушники, постилки, скатерти изготовлялись собственными руками. В магазин, как сейчас, не пойдешь и не купишь, процесс «рождения» каждого изделия был долгим и трудоемким. На сорочки и фартуки шла в основном ткань изо льна, реже конопли, на юбки-андараки — из овечьей шерсти. На то, чтобы посеять лен, вырастить и собрать его, соткать ткань, сшить и расшить праздничную сорочку, у женщин уходил год, а иногда и больше. Зато уж делали так делали. Сегодня в Калинковичском краеведческом музее можно увидеть расшитые сорочки, которым по 100-120 лет, но в них хоть сейчас отправляйся на праздник!
Честно сказать, от праздничных нарядов Калинковичского строя с их сочно-красной вышивкой идет такая позитивная энергетика, что невольно задумываешься — и ведь действительно есть что-то особенное во всех этих символах и оберегах. А может, это звучит голос предков, которые умели работать, но умели и отдыхать. И знали толк в настоящей красоте...
У резного крыльца
Дальше наш путь лежит в деревню Козловичи Калинковичского района, где около 40 лет назад и был сделан интересующий нас снимок. Как выясняется, эта полесская деревня имеет богатую историю — первое письменное упоминание о ней датируется XVI веком. Так что жители Козловичей были выбраны фотографом в качестве «моделей» не случайно, традиции ткачества и вышивки имеют здесь очень глубокие корни.
С 2010 года Козловичи являются агрогородком, на сегодняшний день здесь насчитывется порядка 380 жителей. Благодаря неоценимой помощи председателя Козловичского сельского совета Людмилы Горбун, удается выяснить — одна из запечатленных на снимке женщин и сегодня живет в Козловичах. Так что первым делом держим путь к дому Елены Ильиничны Савицкой, которая стоит на фотографии слева.
В этом году Елена Ильинична отметила свой 87-й день рождения. На момент той памятной фотосъемки, рассказывает моя собеседница, ей было около 50 лет. «Фотография сделана году в 1976-м, — вспоминает Елена Ильинична. — К нам в деревню приехал фотограф, начал приглашать сфотографироваться в народных костюмах. Я, честно сказать, сначала отказывалась. Соседка моя, Прасковья, уговорила. Дала свою вышитую рубашку, фартук, андарак. Она была старше меня, поэтому сама фотографироваться не хотела».
Надо сказать, Прасковья Григорьевна, в свое время первая красавица на деревне, была личностью особенной. До последнего дня, а прожила она около 90 лет, по-прежнему ткала и вышивала одежду своими руками, пользовалась исключительно самоткаными рушниками. В деревне и сейчас вспоминают, что из дома она выходила только в вышитом народном костюме. Так и в магазин приходила — местные привыкли, а приезжие удивлялись. Так что нарядить Елену Савицкую в собственноручно сшитые, а может, еще от предков доставшиеся наряды ей, конечно, труда не составило.
Как выяснилось, снимок был сделан на крыльце дома Савицких, которое очень понравилось фотографу. Надо сказать, подобные крылечки можно встретить сегодня во многих местных домах. Когда-то это было очень модно, и резчика по дереву, жившего в Козловичах, просто заваливали заказами. Конечно, крыльцо за эти годы заметно изменилось — хозяева убрали резные столбики, закрыли досками окошки. А вот украшающая козырек резьба сохранилась — та самая, как на фотографии.
Елена Ильинична прожила достойную жизнь. Вся ее трудовая деятельность прошла в колхозе. В следующем году вместе с супругом Павлом Ивановичем отметит 65-летний юбилей совместной жизни. На снимке 70-х годов она счастливая мать и бабушка — у нее четверо детей и двое внуков. За эти годы счастья значительно прибавилось — теперь у них с супругом 9 внуков и 12 правнуков.
Елена Савицкая признается: сама она такую одежду, как на снимке, уже не носила. Но детские воспоминания сохранили образ матери, принарядившейся в расшитый народный костюм. Сильнее всего традицию «подкосила» война. Козловичи практически полностью сгорели, в огне навсегда исчезли многие уникальные образцы народного костюма. После войны обездоленным людям было не до новых вышивок, хоть бы какую одежду на плечи надеть. А когда жизнь наладилась, в моду вошла одежда уже современного кроя.
Зашли мы в Козловичах и еще в один гостеприимный дом — к Татьяне Игнатьевне Метлушко, матери троих других героев фотоснимка. Ольга, Николай и Тамара Метлушко — так, оказывается, зовут этих красивых молодых людей в национальных костюмах. К сожалению, Николая Метлушко уже нет в живых — в 2007 году он погиб во время пожара. Тамара уже много лет живет в Смоленске, куда попала по распределению после окончания Гомельского торгово-экономического института. Ольга обосновалась в Калинковичах, работает бухгалтером в отделе образования райисполкома.
Дом Татьяны Игнатьевны и сегодня украшают вышитые покрывала. «Дочки вышивали», — с гордостью говорит она. Моя собеседница хорошо помнит то время, когда вышивка была обязательным атрибутом каждого деревенского дома. И одежду народную в юности успела поносить — в нее наряжалась на вечерки деревенская молодежь. «А горсетка такая, как на Тамаре, у моей свекрови была, она ее на праздники надевала», — вспоминает Татьяна Игнатьевна.
Побеседовали мы и с Ольгой Метлушко, которая на фотографии сидит в центре живописного квартета. Ольга Алексеевна рассказала, что она с сестрой и братом попала в объектив так же случайно, как и Елена Савицкая. Шли навестить свою бабушку, и прямо на улице фотограф зазвал их «в модели». Нарядили в народную самотканую одежду, которую все они надели впервые. «Интересно было, нам понравилось», — вспоминает Ольга Метлушко. Происходило это, по словам моей собеседницы, в конце 70-х — Николай тогда пришел из армии, Тамара уже училась в Гомеле, а сама Ольга работала в Калинковичах.
Сегодня в Козловичах больше нет народных мастериц, которые занимались бы традиционной вышивкой. Но в сельском доме культуры все желающие могут увидеть уникальные изделия, созданные руками местных умелиц. В экспозиции представлены вышитые сорочки, рушники, покрывала, собранные в домах старожилов. И, конечно, лучшим подтверждением мастерства и таланта многих поколений козловичских мастериц служат вот такие редкие фотографии. Хорошо, что мы все-таки успели сохранить в память потомкам красоту и богатство этих удивительных узоров, вытканных самой судьбой...