Пожалуй, самым примечательным событием в экономической жизни Беларуси на минувшей неделе явилось начало коммерческой эксплуатации национальной электронной системы сбора платы за проезд по автомобильным дорогам республики BelToll. С 1 августа платными стали в общей сложности 815 км дорог страны. Это касается всего протяжения автомагистрали М-1/Е30 Брест (Козловичи) -- Минск -- граница России (Редьки), а также отдельных участков автомобильных трасс M-2 Минск -- Национальный аэропорт Минск, M-3 Минск -- Витебск, M-4 Минск -- Могилев, M-5/Е 271 Минск -- Гомель и M-6/Е 28 Минск -- Гродно -- граница Польши (Брузги).
Тарифы за перемещение по белорусским автомагистралям установлены в зависимости от технически допустимой общей массы транспортного средства и количества осей и составляют от 0,04 евро до 0,12 евро за километр. При этом важно отметить, что система BelToll основана на использовании технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях, которая позволяет выполнять расчет без необходимости остановки транспортных средств. А это, как вы понимаете, означает дополнительное удобство для водителей, не говоря уже про экономию времени. Ну, а нарушители вынуждены будут платить штраф, размер которого для легковых автомобилей в зависимости от нарушения составляет 50 и 100 евро, для грузовиков -- 130 и 260 евро.
Вместе с тем, в соответствии с президентским указом от дорожных сборов освобождаются транспортные средства, зарегистрированные на территории стран Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 т. Бесплатно смогут проехать мопеды и мотоциклы, зарегистрированные в Беларуси, колесные тракторы и самоходные машины, транспортные средства оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка. Не нужно будет платить водителям маршруток для городских перевозок пассажиров, автомобилей, применяемых для оказания медпомощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Беларуси и других стран.
Словом, в республике создана простая и прозрачная система оплаты проезда по белорусским дорогам, учитывающая транзитное положение страны и не наносящая ущерба гражданам Беларуси, ее экономике и безопасности.
Здесь важно учитывать, что система BelToll строилась без участия бюджетных ресурсов государства. Австрийская компания Kapsch TrafficCom AG согласно инвестдоговору направила на реализацию только первого этапа этого инновационного проекта более 120 млн евро. Вторая часть проекта, к которой инвестор уже приступил, рассчитана до 1 января 2014 года и предусматривает расширение системы за счет строительства придорожной инфраструктуры на других участках автодорог, которые со временем будут становиться платными. Это касается магистрали М-4 Минск -- Могилев и реконструированных участков магистрали М-5 Минск -- Гомель. Третий и четвертый этапы, аналогично второму, предполагают дальнейшее расширение сети платных дорог. Всего австрийский инвестор направит на полную реализацию проекта более 267 млн евро. Причем после того, как в течение трех лет инвестору будут возмещены затраты на создание инфраструктуры системы (кстати, за счет собираемых за проезд по дорогам средств), она будет передана в собственность нашей страны. В результате, по оценке специалистов, Беларусь за предстоящие 20 лет может заработать около 3 млрд долларов, которые пойдут на модернизацию отечественных дорог до европейского уровня.
Однако, думается, наши эксперты поскромничали. Во-первых, речь идет об улучшении состояния не только платных автодорог, но и вообще всей республиканской дорожной сети. О том, сколь значительный экономический эффект в перспективе это даст, много говорить не приходится. Ведь потери, например, от неважного состояния многих внутриреспубликанских дорог ежегодно исчисляются очень значительными суммами.
Во-вторых, не забудем, что только за стартовые 12 часов эксплуатации первой очереди системы BelToll с водителей-пользователей было собрано около 56 тыс. долларов. А ведь старт, тем более такого технически сложного проекта, всегда сопряжен с определенными шероховатостями. Но дело даже не столько в том, что с устранением шероховатостей и полным вводом системы приток денег заметно возрастет. Главное заключается в том, что дорожная сеть Беларуси в не столь далекой перспективе станет неотъемлемой частью единого транспортного пространства Таможенного союза. Соответственно, это неминуемо повлечет за собой резкое увеличение транзитного грузопотока через территорию нашей страны. Что в свою очередь сулит очень весомые дополнительные прибыли в республиканскую казну.
Кроме того, существенный рост транзита ожидается и в связи с созданием в Беларуси разветвленной системы транспортно-логистических центров. Иными словами, республика во все большей мере готова предоставлять иностранным партнерам широкий спектр логистических услуг. А экономический потенциал современной логистики трудно переоценить. Тем более что наши возможности в этой сфере также сопрягаются в рамках таможенной «тройки», а это, несомненно, даст мощный синергетический эффект.
Одним словом, запуск системы BelToll можно с полным правом считать знаковым событием не только для транспортной отрасли Беларуси, но и экономики страны в целом. Ибо уже сегодня использование этой надежной и современной системы способно принести стране серьезные выгоды, не говоря о том, что в перспективе они обещают быть еще большими.