О том, какие интересные события культурной жизни нас ждут в ближайшее время и о том, какие проблемы в культурной сфере сегодня самые актуальные, во время онлайн-конференции, которая прошла на сайте БЕЛТА, рассказал министр культуры Беларуси Борис Светлов.
Алина Анатольевна Кемен, г. Минск: — Чем удивит зрителей в этом году «Славянский базар в Витебске»? Что приготовил? В связи с чем решили отказаться от проведения на «Славянском базаре» Дней культуры Беларуси, России и Украины, объединив все в общий концерт?
Борис Светлов: — Как вы знаете, главой государства дано поручение, чтобы фестиваль «Славянский базар» изменил в этом году свой формат. Во-первых, речь идет о модернизации самого фестиваля. На мой взгляд, он в последние годы стал если не аморфным, то расплылся с точки зрения и временных сроков, и пространственных границ, поэтому зрителям, которые присутствуют на фестивале, хотелось бы предложить более компактную структуру мероприятия. Как организаторы, мы пошли следующим путем: сократили количество дней, и в этом году «Славянский базар» пройдет с 11 по 15 июля. Что касается конкретных мероприятий, которые всегда были частью этого фестиваля, то мы их тоже попытались более компактно расположить в пределах Витебска. Еще одним существенным нововведением является то, что фестиваль поворачивается лицом в большей степени именно к телезрителю. Это не означает ущемление прав тех, кто будет находиться непосредственно в зале, однако учет восприятия телевизионной аудитории заложен изначально в подготовку самого фестиваля. В постановочных группах присутствуют и телевизионные режиссеры, которые под своим специфическим углом зрения видят картинку и подсказывают, что необходимо с точки зрения каких-то деталей, связанных с телепоказом, вплоть до оформления сцены. Что касается остальных нововведений, то это увеличение числа концертов звезд российской и зарубежной эстрады. Это позволит подчеркнуть звездный статус фестиваля, повысить его доходность. Можно сказать, что это усиление фестивальной атмосферы в Витебске именно за счет большого количества праздников, выставок, ярмарок всевозможных ремесел, выступлений любительских коллективов, уличных музыкантов и так далее. Что касается отказа от проведения Дней культуры Беларуси, России и Украины, это связано с тем, что в последнее время стало достаточно сложно насыщать каждый день какими-то оригинальными содержательными номерами высокого художественного уровня. На фестивале есть День открытия, День закрытия, День Союзного государства, плюс к каждому фестивальному дню. По этой причине было принято решение, абсолютно правильное, на мой взгляд, уйти от эффекта малинового джема, который размазывается по большой поверхности, и сконцентрировать эти Дни культуры в один день. Таким днем выбран День Союзного государства — 12 июля.
Корр. БЕЛТА — Какие еще международные фестивали, проводимые в Беларуси, ожидает «перезагрузка»?
Борис Светлов: — «Перезагрузка», я думаю, должна произойти со всеми нашими фестивалями, а их на сегодняшний день в Беларуси насчитывается около 60. Постепенно они будут в любом случае менять свой формат, менять свой контент, потому что зрители постоянно требуют новизны. Каждый фестиваль ежегодно должен нести в себе что-то новое, чтобы мы не повторяли каких-то ошибок фестивалей прошлых лет.
Корр. БЕЛТА: — Одним из приоритетных направлений работы ведомства является реализация госпрограммы «Замки Беларуси» на 2012—2018 годы. В прошлом году работы велись на 19 объектах, в этом список увеличился на три единицы. Какие объекты добавили в список в 2013-м и каков план проведения восстановительных работ?
Борис Светлов: — В 2013 году в рамках выполнения мероприятий госпрограммы «Замки Беларуси» запланированы работы на 22 объектах. В Министерстве культуры рассмотрена и согласована документация по объекту «Реконструкция с реставрацией двух башен и консервацией фрагментов замка в г.Быхове (памятника архитектуры XVII века)». В настоящее время выполняются работы подготовительного периода, начаты реставрационно-восстановительные работы, финансирование ведется за счет средств республиканского и местного бюджетов. В Брестской области начаты работы по реставрации восточного корпуса дворцового комплекса в г.п.Ружаны. В 2013 году будут выполняться работы по усилению фундаментов и реставрации фасадов восточного корпуса, финансируются они за счет средств местного бюджета. Работы по консервации остатков стены замка Вишневецких в пос.Тельман Брагинского района были запланированы в прошлом году, но из-за отсутствия спонсорских средств перенесены на 2013 год. Кроме этого, запланировано благоустройство территорий трех новых объектов археологии: в д.Жабер Дрогичинского района, д.Кривляны Жабинковского района, д.Лысково Пружанского района, которые не требуют значительных финансовых затрат. Всего на реализацию намеченных в 2013 году мероприятий потребуется Br35,7 млрд за счет всех источников финансирования.
Илья Т., г. Минск: — По мнению некоторых экспертов, сфера культуры в Беларуси слишком зарегулирована. Чтобы создать условия для свободного культурного развития, творческой независимости, необходимо ограничить регулятивные функции государства. А как вы считаете?
Борис Светлов: — Начну с того, что согласно Закону «О культуре в Республике Беларусь» к основным целям государственной политики в области культуры относится в том числе и «установление гарантий свободы художественного творчества и другой творческой деятельности». При этом подчеркну, что сложившаяся в стране система финансирования культуры является прежде всего государственной. То есть государство фактически выступает главным спонсором в сфере культуры. В Беларуси сфера культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики, а культура и искусство пользуются всемерной поддержкой государства. С учетом того, что роль культуры становится определяющей в процессе влияния на государственное строительство и конкурентоспособность страны, государство должно и имеет полное право четко выстраивать принципы государственного управления в сфере культуры, в том числе и на законодательном уровне. Другой вопрос, что процесс формирования законодательства о культуре свидетельствует о многогранности и очевидной сложности отношений в этой сфере. Сейчас белорусское законодательство в сфере культуры состоит из положений более чем 800 нормативных правовых актов различной юридической силы. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщенности, многообразии законодательства о культуре, а с другой — о его определенной громоздкости. Поэтому главным направлением работы мне видится в совершенствовании законодательства в сфере культуры путем его систематизации, а точнее, кодификации. Безусловно, вопросы создания условий для свободного культурного развития будут также развиты в Кодексе Республики Беларусь о культуре, проект которого сейчас находится в стадии активного общественного обсуждения.
Ольга Ивановна Веренич, г. Минск: — В прошлом году уроженка Минска Надежда Кучер стала обладательницей Гран-при одного из самых престижных в мире международных конкурсов вокалистов в Голландии. На этом конкурсе она также была удостоена приза зрительских симпатий и приза за лучшее исполнение обязательного произведения Еппе Муляйна. Когда-то Беларусь упустила такой талант, но почему сегодня мы не пытаемся вернуть его на родину?
Борис Светлов: — Мы отслеживаем всех талантливых и гениальных ребят, исполнителей, музыкантов, художников, которые готовы работать на благо родины. С другой стороны, ограничивать их в плане места работы, проживания было бы неправильно. С таким же успехом мы могли бы говорить о том, что в свое время «упустили» Александра Рыбака, который успешно выступил на «Евровидении». У нас создана система помощи талантам, ее мы осуществляем благодаря фонду по поддержке талантливой молодежи. Все делается для того, чтобы воспитать талантливых людей, дать им возможность самореализоваться. В силу каких-то жизненных обстоятельств Надежда Кучер уехала из Беларуси. Если у нее будет желание поработать в республике (на «Славянском базаре», в Большом театре оперы и балета или где-то еще), мы готовы рассмотреть возможность сотрудничества. Мы приветствуем наших белорусов, которые своими успехами напоминают о нашей стране, работая или здесь, или за границей.
Марина, г. Минск: — Назовите, пожалуйста, три самые большие, по вашему мнению, проблемы в белорусской культуре и пути их решения.
Борис Светлов: — Деньги, деньги и еще раз деньги — вот три (или одна большая) проблемы. Культура нуждается в финансовой поддержке. Сегодня речь идет о том, чтобы изменить структуру финансирования культурных мероприятий при развитии различных видов искусства в пользу сокращения бюджетных затрат и привлечения спонсоров, государственно-частного партнерства. Это та конкретная задача, которую должно решить Министерство культуры.
Екатерина Игоревна Галык, г.п. Вороново: — Как наладить отношения с Министерством культуры, чтобы частные театры могли иметь свою площадку и артистов этих театров могли видеть зрители из разных уголков Беларуси?
Борис Светлов: — Не знаю даже, насколько корректен этот вопрос. Кто запрещает частным театрам иметь свою площадку? Неужели мне нужно просить, чтобы кто-то с государственной площадки подвинулся? Есть, например, замечательный театр Владимира Ушакова. Они работают в концертном зале «Минск», решают вопрос аренды и так далее, зритель ходит.
Корр. БЕЛТА: — Что нужно «Беларусьфильму», чтобы выделенные государством деньги шли на производство интересных картин, и не только военных?
Борис Светлов: — Наверное, кино не хватает того же, чего не хватает любому искусству, киностудии или театральному, концертному учреждению, — талантов. Если не будет конкретных талантливых личностей, которые делают фильмы, то, конечно, мы далеко не продвинемся. Кино — это в том числе и производство, поэтому техническое отставание здесь невозможно. Нам необходимо все время следить, чтобы уровень технологий при производстве фильмов отвечал мировым требованиям. В настоящее время идет реконструкция «Беларусьфильма». Думаю, в самое ближайшее время мы получим новую киностудию, которая позволит делать талантливые фильмы, соответствующие по форме современным технологическим требованиям.
Полный текст читайте на сайте www.belta.by