Оплотом православия на западных рубежах нашего Отечества называют Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь города Гродно, настоятельницей которого является Ее Высокопреподобие игуменья Гавриила (Глухова), которой недавно присуждена премия «Человек года Гродненщины» по итогам 2012 года, а также вручена медаль «Святой мученицы Анастасии Узорешительницы» I степени. В канун празднования благоверных Петра и Февронии Муромских, являющихся покровителями семьи и брака, корреспондент газеты « 7 дней» встретилась с матушкой игуменьей Гавриилой. Разговор с ней пошел о Петре и Февронии, а также семейных ценностях, которые, скажем так, несколько померкли в глазах многих наших соотечественников.
— Наша земля дала огромное число святых и праведных людей. В их числе благоверные Петр и Феврония Муромские, которые, хотя и не имели детей, но являются покровителями семей, в том числе многодетных. Не случайно День памяти — 8 июля, когда закончился их земной путь, — празднуется православными как День любви, семьи и верности. В семье Любовь и Верность как два лебедя, которые, как известно, не могут жить друг без друга. В нашей стране — это один из самых важных православных праздников.
Традиционно масштабные мероприятия проходят в Муроме в Свято-Троицком монастыре. К мощам Петра и Февронии, оставшихся вместе и после смерти (они находятся в одной раке), идут десятки тысяч людей. Идут, чтобы поклониться, попросить заступничества. И, по вере их в помощь, получают. Как известно, к пустому колодцу люди не ходят…
В нашей обители также имеется икона с частицами мощей святых Петра и Февронии Муромских. Монастырь в этот день чествует многодетные семьи. Раньше молодожены в этот день обручались, чтобы после окончания Петровского Поста, спустя 4 дня, на день памяти святых апостолов Петра и Павла, обвенчаться. Кстати, с нынешнего года по благословению Патриарха Кирилла празднование святых Петра и Февронии будет совершаться еще и 19 сентября — в День их прославления.
— Замуж выйти не напасть, лишь бы замужем не пропасть — гласит народная пословица. Матушка игуменья, учитывая Ваш большой духовный путь в православии, подскажите, в чем вы видите источник силы белорусской семьи? Ведь не секрет, что в нашей (как и любой другой) стране большое количество разводов. Нередко мужчины доказывают свое превосходство над женами с помощью кулаков...
— Семья — это первооснова нашего земного бытия. Господь хочет, чтобы мы, Его чада, не отступали от заповедей, данных Им нам, от Его любви и верности. И все беды и горести наши оттого, что мы же сами добровольно преступаем Божии Заповеди. Потеряв веру в Бога, мы тем самым подменяем понятие того, кто и за что должен отвечать в семье, в обществе.
Есть разные ситуации, когда мужчина поднимает руку на женщину. Чаще всего это происходит от того, что мужчины не переносят верховенства женщины над собой. Когда жена своей властностью, положением и зарплатой доминирует, при этом не выполняет должным образом роли хранительницы семейного очага, хозяйки, матери, тогда и испытывается семья на прочность, часто не выдерживая, рушится.
С другой стороны, наши мужчины не всегда правильно трактуют Евангелие, где сказано: «Жена да убоится своего мужа…», забывая при этом вспомнить то, что говорится в этом предложении после запятой: «Но и ты, муж, будь во всем покорен и любвеобилен к своей жене». А еще в Писании сказано: «Начало премудрости — страх Господень». При этом не животный страх, как, к примеру, страх лишения должности или премии, а страх сделать больно другому человеку своим непослушанием и дерзостью.
Современные же женщины стараются быть независимыми от мужчин, они стали бороться за некую свободу, эмансипацию… А ведь женщина — это, в первую очередь, мать, хранительница семейного очага, молитвенница за свою семью. Мужчина также является хранителем семьи, но больше в смысле материальном. Он должен «в поте лица своего» зарабатывать хлеб насущный для своей семьи, а жена должна большую часть времени уделять воспитанию детей.
— В ряде стран, где сильно влияние католической церкви, запрещены аборты. В результате женщины, желающие освободиться от нежелательной беременности, уезжают в страны с менее жестким законодательством, где избавляются от ребенка. В Беларуси аборты не запрещены. Насколько терпимо относится к ним православная церковь?
— Православная церковь абсолютно и категорически против абортов. Ведь аборт — это явное и беспощадное убийство не эмбриона, а ни в чем не повинной жизни человеческой. В этом случае старец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что мать (в отличие от обыкновенного убийцы, который убивает только тело), идя на аборт, совершает двойное убийство — тела и души. Позднее в Вечности, после ухода из земной жизни, ей предстоит встретиться с убитыми таким образом детьми. Женщинам, делавшим аборты, нужно искренне раскаиваться, брать из детских домов детей или помогать детям-сиротам, беседовать с горе-мамами, чтобы не быть заложницами прелюбодейства и своей похоти, тем самым предохраняя и других от убийства в утробе собственных детей.
Расскажу вам одну притчу. Встречаются два младенца, находящиеся в утробе матерей, лежащих рядом в роддоме. Ребенок неверующей мамы трепещет в ожидании: «О, ужас, что нас ожидает — наша жизнь заканчивается!». А младенец верующей роженицы говорит: «Ну что ты! Все будет хорошо. Мы, наконец, увидим свою мамочку. Она возьмет нас на ручки, будет убаюкивать, ласкать и петь колыбельные песни». И в реальной жизни ребенок неверующих родителей также не верит в загробную жизнь и живет по принципу: «Бери от жизни все! На том свете ничего этого не будет!».
Богобоязненные родители учат детей тому, что нельзя убивать, клеветать, грабить, причинять боль не только людям, но и животным, растениям, а нужно спешить делать добро. Все, что мы приобретем здесь, на земле, для своей вечной души, мы заберем с собой, а не яхты, виллы, драгоценности… С чем человек пришел в этот мир, с тем и уйдет. При этом нужно помнить: на небе начинается наша третья, после внутриутробной и земной жизни, Вечная жизнь…
— Гуру многих родителей доктор Спок считает, что бить детей нельзя. Нужно давать возможность на собственном опыте узнать все хорошее и злое. Многие следуют его советам. Другие же нещадно бьют своих наследников, да так, что их лишают родительских прав, и те, при живых родителях, отправляются в детский дом… Как правильно воспитывать? Бить или не бить?
— Как это ни прискорбно, некоторые белорусские дети живут в детских домах при живых родителях, хотя их и не столько много, как в России…. К счастью, многие из них уже обрели приемные семьи. Наша обитель хотела бы взять на воспитание 8—10 девочек. К сожалению, отечественное законодательство, в отличие от российского, не дает права монастырям брать под опеку сирот. Уверена, что в монастыре они бы выросли воспитанными, просвещенными гражданами своей страны и самостоятельно выбрали бы свой жизненный путь.
А теперь о принципах воспитания, рекомендованных западными специалистами. На мой взгляд, они направлены более на уничтожение семьи, являющейся первоосновой общества и православной веры, чем на ее укрепление. Согласно набирающей силу в России и Украине ювенальной юстиции западного толка, ни отец, ни мать и слова для «воспитательной» пользы не могут ребенку сказать. «Прогрессивные» психологи и юристы советуют детям жаловаться на родителей. В результате они попадают в общие дома и лишаются пусть и строгого, но родительского воспитания, которое благословил сам Бог.
У свободы личности есть и ограничения, притом с детства. Ведь невозможно, находясь в огне, не обжечься. Поэтому ребенку нужно с любовью объяснять, «что такое хорошо, что такое плохо». Если он не слышит слова матери или отца, то родители совершенно вправе отшлепать его. Но «воспитывать» так надо с любовью и когда он еще лежит поперек лавки, т.е. до 5 лет. После пяти уже пора заниматься перевоспитанием, что малоэффективно... Если до 10—15 лет будем закладывать в души наших детей зерна добра, уважения, послушания, впоследствии обязательно пожнем добрые плоды.
Сегодня многие родители не хотят воспитывать своих чад, разговаривать с ними, играть, подсовывая наследникам планшеты или компьютеры. Покупают книги про Гарри Поттера и прочие колдовские вещи. В свое время нам тоже не нравилось, когда нас родители в чем-то ограничивали, не давали поступать, как хотели, а ведь мы стали сегодня не самыми худшими людьми. В том числе благодаря классикам нашей родной литературы… И сегодня неокрепшие детские души и умы нужно также воспитывать на произведениях Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Некрасова, Державина, Белинского, Чернышевского. Притом не по планшетам и ноутбукам, а по страницам печатных книг, предлагая им читать вслух, когда включаются одновременно и зрительная, и слуховая память.
К слову «независимость» у меня отношение неоднозначное. Мы не можем быть «независимыми» друг от друга, от семьи: дети от родителей, родители от детей и т.д. Чем больше будем зависеть друг от друга, тем больше у нас будет взаимопонимания, тем проще нам станет выполнять 10 Господних Заповедей, которые в Ветхом Завете Господь дал Моисею: «Не убий, не укради, не прелюбы сотвори, чти отца и мать и т.д.»
— Многие из нас, причисляя себя к православным, ходят в храмы от случая к случаю — в дни больших праздников и скорбей. Может, поэтому мы с большим уважением относимся к сильным духом монашествующим людям, сумевшим отказаться от комфортной мирской жизни и посвятить свою жизнь служению Богу. Матушка игуменья, а как Вы стали монахиней?
— Я получила очень строгое воспитание. Моя мать Галина Константиновна Клышевич была очень хрупкая внешне, но сильная, крепкая в вере женщина: она ничего не побоялась — ни потерять мужа, с которым разошлись на почве веры (отец был и, увы, пока остается неверующим), ни попасть в тюрьму. Работая учительницей русского языка и литературы, она была одарена многими талантами: отлично знала немецкий язык, умела хорошо танцевать, красиво петь и играть… Но главным делом своей духовной жизни она считала оставаться православной христианкой и помогала другим в богоборческое время не потерять веру. В советское время практически не было духовных книг. Мама переписывала молитвы и церковные книги, чтобы их могло прочесть как можно больше людей, чтобы они ощутили силу православной веры, нашли в ней свое спасение.
К переписыванию книг она привлекала и меня — уже со второго класса, когда я научилась твердо держать перо. Правда, писала с ошибками, но мама исправляла их. Я, как и все дети моего возраста, конечно, хотела пойти в кино или погулять, но мне было велено писать акафист. Мать говорила, что дочь учительницы должна быть грамотной, с хорошим, отработанным почерком.
Мама, которую в то время за веру, отказ проводить пионерскую и другую атеистическую работу уволили из школы, стала продавцом. Она не рассказывала мне, для кого предназначены рукописные книги, которые она дома, устроив импровизированную «типографию», переплетала в папки-скоросшиватели. Если бы я об этом узнала, могла бы по-детски поделиться с подружками, и мама могла бы попасть в тюрьму… Последние 30 лет моя мать была неутомимой труженицей и после ухода на пенсию пошла в Жировичский монастырь, где несла послушание цветочницы. В январе сего года, на 82-м году жизни, она преставилась ко Господу…
В свое время, также по воле матери, я не стала октябренком. Не пошла ни в пионеры, ни в комсомол, что стало решающим фактором при поступлении в вуз. На моих документах стояла надпись «Не член ВЛКСМ». Я пять раз поступала в медицинский институт, но не проходила по конкурсу, несмотря на то, что в дальнейшем приобрела и стаж работы в травмпункте, и с отличием закончила в Ленинграде медицинское училище. В последний раз не хватило полбалла, в то время как один абитуриент, недобравший 1,5, прошел в институт… Тогда я забрала документы и больше не стала поступать. В 1982 году я была принята в Рижский Троице-Сергиев монастырь.
Человек предполагает, а Господь располагает... В выборе своего пути я вижу Промысл Божий. Каждого из нас ведет Господь своей дорогой, ибо без воли Божией и волос с головы человеческой не упадет. От момента зачатия и до последнего издыхания на каждого из нас есть у Господа Книга жизни. Вот только что мы в нее запишем, хорошее или плохое, во многом зависит от нас, от нашего усердия, христианской любви и помощи друг другу …