Что бы ни говорили, а человека всегда встречают по одежке. Достойно выглядеть, гармонично сочетая цвета, со вкусом подбирая одежду, а к ней и сопутствующие аксессуары, — далеко не каждому по силам. Нынче умение одеваться подходяще случаю возведено в ранг большого искусства. Какой образ на себя примерить, чтобы успешно выйти замуж, построить карьеру, влиться в социум после рождения ребенка? Почему нужно пересмотреть все фильмы с Одри Хепбёрн? Откуда у белорусов такая необъяснимая любовь к черному цвету? Как женщине найти в себе древнегреческую богиню? Много ли времени понадобится, чтобы превратиться из барышни-крестьянки в аристократку? Об этом и многом другом в интервью газете «7 дней» рассказала известный дипломированный имиджмейкер, автор и ведущая программ и мастер-классов по имиджелогии Инна Поддубная.
Человек-оркестр
— Инна, что отличает имидж-консультанта, например, от того же шоппера, стилиста, визажиста?
— Это все разные профессии. Визажист — это специалист в области макияжа. Он занимается уходом за лицом. Создает облик человека при помощи косметики. Стилист берет за руку клиента, ведет его в магазин и говорит: я вас так вижу. Он мгновенно резюмирует. Буквально за несколько минут может одеть вас, не разбираясь, что вы за человек. Шоппер сопровождает клиента по магазинам. Он прекрасно дружит с брендами, хорошо знаком с ассортиментом фирменных бутиков, отслеживает коллекции известных кутюрье. Имидж-консультант — специалист, который дает комплексные рекомендации только после того, как будут учтены сразу несколько моментов: чем человек занимается, с какой аудиторией он работает, какое впечатление нужно произвести в определенной ситуации. Имидж-консультант самостоятельно не создает образ. В его команде обязательно есть парикмахер, визажист, фотограф, шоппер, массажист, диетолог и др. Он, как человек-оркестр, контролирует весь процесс, чтобы в результате получился целостный образ.
— Профессия имиджмейкера требует серьезного инвестирования в продвижение себя как специалиста?
— Не согласна. Главную роль здесь играет сарафанное радио. Когда нарабатываешь собственную репутацию, люди сами уже тебя находят. Я отказываюсь от коммерческих условий. Мне это неинтересно.
— Велико ли число желающих изменить свой образ? Принято считать, что белорусское общество достаточно консервативно относится к таким вещам.
— Честно говоря, я даже не думала, что настолько велико. Конечно, поначалу такого большого потока клиентов не было. Но вместе с репутацией рос и спрос на подобного рода специалистов. Аудитория разная. На консультации приходят и мужчины, и женщины. И статусные, и немножко ниже по статусу.
— Дайте угадаю: 90 процентов клиентов — представительницы прекрасного пола?
— Да. Мне комфортнее работать с женщинами, я полностью сфокусирована на них. В стремлениях к переменам у них кроется несколько причин. Например, желание встретить принца на белом коне и выйти за него замуж. В нашем обществе чувствуется недостаток внимания, и это отражается на клиентках. Кто-то хочет подняться вверх по карьерной лестнице. У меня в группе была девушка, сама молодая мама, которая помогала другим женщинам влиться в социум после декретного отпуска. Она очень четко понимала, чем дышит такая аудитория.
— А что насчет мужчин? С какими запросами они обращаются?
— Это связано с карьерными вопросами. В частности, в последнее время их интересует, как можно выглядеть официально на переговорах, но при этом не используя костюм. В Европе давно уже такой вариант практикуют. У нас же пока дела с этим обстоят плохо. До сих пор многие мужчины для создания делового образа по-прежнему выбирают самый простой вариант — надевают черный костюм с белой рубашкой.
— С мужчинами проще работать? Ведь еще в армии они научились слушать команды...
— Я бы так не сказала. С ними нужно больше думать. Они принципиальные. Им необходимо сразу выдавать структуру, раскладывать все четко и по полочкам. Женщине достаточно дать скелет, чтобы она потом сама его обрисовала, сфантазировала. С мужчинами такие номера не проходят. Для них лучше все детали записывать, а идеальнее — фотографировать.
Мелочь, а приятно
— С кем-то из белорусских артистов или других публичных людей приходилось сотрудничать?
— Была у меня такая практика. И сейчас продолжаю работать с телеведущими из Белтелерадиокомпании. Но не хотелось бы называть их фамилии, потому что я не знаю, насколько им это понравится. Здесь вот какая штука. Когда известный человек начинает преображаться на глазах, им все вокруг восхищаются, хвалят за хорошее чувство вкуса. Одни честно признаются, что не обошлось без помощи профессионала. А вот другие предпочитают держать все в тайне.
— Тогда как вы оцениваете их манеру одеваться?
— Смело переодевать нужно многих. Своего чувства вкуса у них недостаточно. А ведь каждый должен профессионально заниматься своим делом. Всегда видно, когда человек работает с экспертом, а когда нет. Секреты управления человеком — целая наука, которой быстро не научишься.
— Интересно услышать ваше мнение насчет образа нашей Алены Ланской на Евровидении. Острые споры вызвал откровенный наряд исполнительницы...
— Не стоит забывать, что на этом международном песенном конкурсе действуют другие модные законы. Но, конечно же, можно было бы лучше продумать образ. Тем более что Алена — девушка красивая, с хорошими внешними данными. А так получился явно выраженный плагиат.
— Почему одни люди, не прибегая к помощи специалистов, всегда выглядят стильно, а другие, скупая в дорогих бутиках только последний писк моды, не ахти?
— Потому что одни продумывают образ до мелочей, серьезно относятся к тому впечатлению, которое они создают. Все дело в том, что наш образ состоит из деталей. Мы можем надеть все самое простое и скромное, но при этом выглядеть с изюминкой. Иногда хочется подчеркнуть много всего, чтобы смотреться дорого. А это всегда вызывает у окружающих недоумение. Часто клиенты пользуются импульсивностью. Увидел вещь на вешалке, понравилась — значит, надо использовать. Но импульсивность не всегда играет в нашу пользу. Есть замечательная французская поговорка: «Роскошь — шепчет, деньги — кричат».
Я — женщина, а, значит, — богиня
— У вас есть личные иконы стиля?
— Меня вдохновляют образы Карлы Бруни, жены бывшего французского президента Николя Саркози. Превосходное чувство стиля у первой леди Катара Мозы бинт Насер аль-Миснед. Также видно, что она работает с экспертами. Умудряется ослепительно выглядеть в закрытых платьях и национальных головных уборах.
— Ломка стереотипов касательно своего внешнего вида бывает весьма болезненной. И нормально ли это, когда человек первое время чувствует себя не в своей тарелке?
— Такое случается сплошь и рядом, практического у каждого. Для того чтобы сформировать свой образ, собрать многофункциональный гардероб, понадобится где-то года три. Это оптимальный срок. Для белорусов услуги имиджмейкера обходятся недешево, потому что многофункциональный гардероб состоит не из брендовых, но хорошего качества вещей. Они классно смотрятся по фигуре, но на их поиски уходит много времени и сил. Самое сложное для клиента, когда он начинает работать над своим имиджем, — выйти из привычного состояния. Например, вы всю жизнь носили только брюки, а обнаружилось, что платья-то на вас сидят куда выигрышнее. Тем не менее, все меняются. Только у каждого своя скорость. Бывает, что человека просто не узнать уже после 2—3 семинаров.
— Получается, изменение образа надо начинать с наведения порядка в голове?
— Совершенно верно. Кто готов к переменам внутренне — половина успеха уже в кармане.
— Как используете на практике концепцию 8 женских архетипов, олицетворенных в образах древнегреческих богинь — Афины, Артемиды, Гестии, Геры, Деметры, Гекаты, Персефоны и Афродиты?
— По первому образованию я психолог. Поэтому подробно изучала эту концепцию, которая принадлежит знаменитому психологу Карлу Густаву Юнгу. Он был уверен, что женщина в своей жизни проживает каждый из этих образов. От архетипа зависят отношения с мужчинами и женщинами. Оказывается, он может даже повлиять на выбор сферы деятельности. Но тогда я не проводила параллели между знаниями и стилистикой. Когда же стала серьезно заниматься вопросами имиджа, связала женские архетипы с особенностями стиля. Например, женщины-руководители Афины, как правило, отдают предпочтение сдержанной классике и консервативным вещам. Известные Афины – Маргарет Тэтчер, Кондолиза Райс. Афродита любит наряжаться во все, что так привлекает внимание мужчин, — в серебристое, золотистое, меха и стразы, высоченные каблуки. Яркие представители архетипа — Клеопатра, Брижит Бардо.
Страсти по черному
— Вам по душе, как одеваются белорусские девушки?
— Нет. Разбираю много женских фигур на семинарах. Глаз радуют сбалансированные пропорции. Но когда начинаешь рассматривать, во что фигура облачена, охватывает недоумение.
— Откуда у белорусов такая, я бы сказала, необъяснимая любовь к черному цвету?
— Это все пережитки нашего прошлого. Самые серьезные установки идут от родителей. Долгое время мамы воспитывали нас, что черная обувь, черная сумка — правильно. В СССР ведь не было принято выделяться. Нонсенс, но черный цвет — это самое большое ограничение, которое можно было придумать. Абсолютный миф, что черный цвет скрывает все недостатки. Это драматический цвет, который привлекает внимание мужчин. Его уместно носить ситуативно, после 17:00 и не на работу.
— Историк моды Александр Васильев считает, что «у нас есть возраст эксперимента. Когда надо попробовать все цвета волос, все длины юбок, все формы одежды. Но к 30 годам должен сложиться стиль».
— Опять же, все зависит от архетипов. Женщина, у которой преобладает персефоновский архетип (капризная маленькая девочка), будет экспериментировать и в 50 лет. Если это прирожденная Афина, то она и останется интеллектуалкой. Просто возможны интерпретации. Например, встреча с принцем добавит в образ плавных линий.
— Над собой часто экспериментируете?
— Не часто, но осторожно. Я все-таки по натуре консерватор. Не принимаю кардинальных решений. Резко другой я не стану.
— Считаете ли вы, что искусство правильной презентации себя, грамотного подбора одежды и макияжа нужно преподавать в старших классах школы?
— Я провожу семинары в компаниях, после которых всегда найдется кто-то, кто скажет: все замечательно, но если быэто было еще в школе, нам было бы гораздо легче воспринимать теперь эту информацию.
— Стоит ли использовать программы и фильмы как уже готовые ответы на стильные вопросы?
— Да. Особенно старые киноленты. Можно смело пересмотреть все фильмы с Одри Хепбёрн и просто скопировать образы — это высший пилотаж. Также советую обратить внимание на фильм «Секс в большом городе». Сару Джессику Паркер и ее подруг одевает известный стилист Патриция Филд — а она ас в создании сложных «луков» (от англ. look – вид).
— Когда женщине поют «как хорошо на тебе сидит это платье, как тебе идет этот цвет», можно ли это смело записывать в комплименты либо же стоит задуматься над внешним видом?
— Когда вы не помните, как была одета женщина, — значит, она была одета правильно. Если вам говорят, какой у вас красивый цвет волос, надо срочно бежать в салон и перекрашиваться.