Национальному академическому Большому театру оперы и балета Республики Беларусь в текущем году исполняется 80. За это время на главной театральной сцене Беларуси прошли 203 премьеры, жители и гости Минска увидели более 20 тыс. спектаклей. Крупнейший театр страны продолжает увлекать зрителей в мир высокохудожественных образов. Какие празднества ожидают публику по случаю 80-летия театра? Какие необычные проекты с участием белорусских артистов планируется реализовать за рубежом? Будут ли в белорусских кинотеатрах транслироваться оперные и балетные постановки? Планирует ли театр расширять присутствие в регионах страны? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту БЕЛТА ответил генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета (НАБТ) Владимир Гридюшко.
— В 2009 году завершилась масштабная реконструкция театра. Каковы итоги работы за истекший период?
— Театру по статусу положено постоянно держать марку. Как это удается?
— Артистам выдерживать такой темп непросто. Но в то же время кипучий театральный ритм служит для коллектива стимулом: люди постоянно находятся в творческом поиске и, видя высокую оценку своего труда, получают моральное удовлетворение. Театр после полного обновления репертуара будет стараться придерживаться общепринятой практики — ставить две-три премьеры в сезон.
— Летом исполнится ровно год, как Большой театр открыл Малую сцену для творческих исследований в современной хореографии. Насколько удачным оказался опыт проведения нетривиальных вечеров?
— Подобные мероприятия вызывают интерес, хотя к современной хореографии в театре до этого момента особо не обращались. В прошлом году с успехом прошли премьеры балетов «Зал ожидания» белорусского композитора Олега Ходоско в постановке заслуженных артистов Беларуси Юлии Дятко и Константина Кузнецова, а также «Метаморфозы» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, поставленного хореографом Ольгой Костель. В конце апреля эта постановка шла на Малой сцене четыре дня подряд. Билеты раскупили за месяц до спектакля, что говорит о зрительском спросе. Внимание публики было приковано и к вечеру современной хореографии, где свои постановки представили артисты балета, которые в перспективе могут стать хореографами. Не исключаю, что вскоре современная хореография выйдет на главную театральную сцену.
— Министерство культуры Беларуси поставило перед театрами задачи по увеличению собственных доходов и значительному повышению творческого уровня спектаклей и концертов. Как это поручение выполняется Большим театром?
— В 2012 году наши собственные доходы в восемь раз превысили сумму, заработанную театром в 2009-м. Сегодня в мире субсидии театральным учреждениям из госбюджета составляют 87%. Выручка же Большого театра в общем объеме финансирования составляет 25%. Безусловно, задачу по увеличению доходов мы выполняем. А о творческом уровне спектаклей говорит тот факт, что Большой театр — самый популярный в стране. Только в Минске 40% театральных зрителей приходится на нашу публику. Без качества не было бы 100-процентной наполняемости залов.
Хочу отметить, что за последние годы мы реализовали совершенно не характерные для театра проекты: «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», Минский международный рождественский оперный форум, Большой новогодний Бал в Большом театре. Главная театральная сцена принимала проект Андриса Лиепы «Русские сезоны XXI века», ко всему в Минске состоялся финал Competizione dell’Opera — международного конкурса певцов — исполнителей итальянской оперы.
— Есть ли идея осуществить нестандартный проект с участием белорусских артистов за рубежом?
— В этом году мы решили реализовать в Литве уникальный замысел. У стен старинного Тракайского замка на водах озера Гальве 29 июня Большой театр Беларуси впервые покажет спектакль «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Это очень сложный с технической точки зрения проект. Для такой постановки понадобятся особая сцена, звуковое и осветительное оборудование. Живую сценографию представит собой водоем. Все балетные звезды Большого театра в этот вечер станцуют у подножия знаменитой крепости.
Надо сказать, что театр уверенно укрепляет свой, а соответственно и всей страны, авторитет на международной арене. В сезоне 2012/2013 коллектив представил за рубежом 138 спектаклей, которые посмотрели более 160 тыс. зрителей. Белорусские артисты отыграли 52 спектакля в 40 крупных городах Германии и Австрии, 42 раза выходили на сцену 25 городов Великобритании, гастролировали в Нидерландах, Бельгии, Франции, Италии, Польше, Латвии, Литве, России и впервые провели обменные турне с Эстонией.
Согласно плану гастрольной деятельности, в 81-м театральном сезоне оперная и балетная труппы театра с крупными гастролями посетят Испанию, Францию, Голландию, Германию, Австрию, Швейцарию, Италию, Сербию.
За три последних года подписано 20 меморандумов о сотрудничестве с крупнейшими театрами Европы, в том числе России, Украины, Болгарии, Азербайджана, Грузии, Польши, Словакии, Румынии, Узбекистана, Таджикистана. В Китае 6-8 июня будет заключено партнерское соглашение с Национальной оперой Пекина. Также ведутся переговоры о подписании меморандумов с Национальной оперой Украины и Венгерским государственным оперным театром.
— У театра открыты филиалы в Могилеве и Новополоцке. Планируется ли создавать аналогичные отделения в других регионах Беларуси?
— До конца 2013 года планируем открыть филиал в Гомеле. Сейчас в городе над Сожем мы работаем по разовым контрактам на площадке Дворца культуры железнодорожников имени Ленина. За сезон 2012/2013 в Гомеле, Могилеве и Новополоцке мы показали 19 спектаклей, в их числе оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, балет Петра Чайковского «Лебединое озеро», «Жизель» Адольфа Адана. Также в областных городах устраивали вечера одноактных балетов — показывали «Кармен-сюиту» Жоржа Бизе и «Болеро» Мориса Равеля. Сейчас изучаем возможности вывоза в регионы больших оперных спектаклей, таких как «Аида» Джузеппе Верди, которые могли бы сопровождаться видеосценографией. Мы будем показывать беззвучные записи постановок, которые состоялись на минской сцене, но в сопровождении хора и симфонического оркестра. В целом мы намерены расширить свое присутствие во всех областях, поскольку хотим сделать театр доступным для широких слоев населения.
— Большой театр России уже несколько лет ведет трансляции постановок за рубежом, а с этого года — и в Москве. Ждут ли подобные эксперименты НАБТ?
— На мой взгляд, публике лучше прийти в театр и посмотреть постановку вживую, нежели на больших экранах. Однако в городах, где нет такой возможности, мы будем изучать интерес публики и проводить маркетинговые исследования относительно внедрения таких форм.
Между Большим театром и Белтелерадиокомпанией ведутся переговоры об одновременной трансляции спектаклей на двух национальных каналах. Есть задумка на одном канале показывать постановку со сцены, а в это же время на другом канале — театральное закулисье. Думаю, публике будет интересно узнать, что во время оперы или балета происходит в гримерном, костюмерном цехах, артистических уборных.
— Сезон 2012/2013 для театра знаковый, юбилейный. В мае в Большом проходят основные торжества. Какие празднества ожидают публику по случаю 80-летия театра?
— Все спектакли, поставленные в этом году на сцене Большого театра, были приурочены к этому знаменательному событию. А майские мероприятия станут кульминацией торжеств. Будет выпущена юбилейная марка со сценами из оперных и балетных спектаклей, а также специальный почтовый конверт, на котором изобразят здание театра. Национальный банк вводит в обращение золотые, серебряные и медно-никелевые памятные монеты «Беларускі балет. 2013». Издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» готовит «Большую энциклопедию Большого театра Беларуси». А 23 мая состоится юбилейный гала-концерт, где мы покажем лучшее из своего репертуара.
Одновременно с подготовкой к юбилею работаем над одноактным зингшпилем (разновидность комической оперы — ред.) «Директор театра» Вольфганга Амадея Моцарта и оперой Антонио Сальери «Сначала музыка, потом слова». Их премьерные показы состоятся в июне в камерном зале имени Л.П.Александровской.
Заканчиваем работу над масштабной премьерой — национальным балетом «Князь Витовт» белорусского композитора Вячеслава Кузнецова. Либретто к спектаклю написал Алексей Дударев. В постановке мы отразим исторические события в ВКЛ XIV-XV столетий. В основе сюжета — борьба за трон между Витовтом и Ягайло. Эту премьеру мы готовим к открытию нового театрального сезона, которое состоится 6 сентября.
Елена ПУНТУС, БЕЛТА