Независимые путешественники со всех уголков планеты все чаще дают от ворот поворот дорогим отелям и квартирам на сутки и с радостью заселяются в хостелы — в так называемые бюджетные гостиницы с многоместными номерами, общей кухней, санузлом. И самое главное — с такими же путниками из разных континентов, стран, городов. Они останавливаются на ночь или несколько дней, чтобы посмотреть окрестные достопримечательности, обзавестись новыми знакомыми и двинуться дальше в путь. Прижился ли в Минске популярный во всей Европе способ размещения туристов? Как инвестор не пожалел 100 тысяч долларов для проекта третьекурсницы одного из столичных вузов? С кем гостям приходится делить крышу над головой? Сколько стоит переночевать в самом сердце Троицкого предместья? Что привлекает путников в Синеокую? Об этом и многом другом в интервью газете «7 дней» рассказала директор сети арт-хостелов Traveler Ксения Курусь.
Дешево и не сердито
— Ксения, откуда взялась такая смелая идея — открывать хостелы в Беларуси?
— Я сама много путешествовала. Причем часто делала это одна. Старалась ездить бюджетно. Поэтому без проблем останавливалась в хостелах для туристов Испании, Венгрии, Грузии... На месте знакомилась с хорошими ребятами, такими же путешественниками, как и я. Подбиралась компания. Мы вместе завтракали по 2—3 часа, определялись по карте с маршрутами на день, ходили куда-нибудь. В общем, весело проводили время. Понравилось, что там, в хостелах, витал какой-то дух свободы, демократии, Европы. По возвращению в родной город всего этого не хватало. Начиналась легкая депрессия, так как здесь такого ничего не было. Вернее было, но не на достаточно высоком уровне. Тогда-то я и подумала, а почему бы не попробовать открыть собственный хостел с хорошим ремонтом и в то же время с душой.
— Сложно было найти инвестора? Ведь мероприятие, где вы раскрыли все карты, было для IT-проектов.
— Инвестора на самом деле искали долго. Первый тур переговоров был с инвестором из Москвы. Это произошло за год до того, как я познакомилась с Александром Кныровичем, бизнесменом, не побоявшимся вложить в мой проект нужную сумму. На протяжении работы над идеей у нас была целая команда, которая постоянно менялась. И, в конце концов, осталась я одна с бизнес-планом на руках. От задумки не отказалась. Продолжала посещать разные мероприятия для начинающих предпринимателей, проводила исследования рынка, постоянно звонила, назначала встречи, общалась с инвесторами из Кишинева, Санкт-Петербурга, Израиля. Но никто из них не спешил расставаться с деньгами. Уже было отчаялась, как однажды узнала о СтартапУикендах, где каждый автор может рассказать об идее сразу нескольким десяткам экспертов и инвесторов. Решила выступить там. За мой проект проголосовали, а уже на следующий день я разговаривала с Александром Кныровичем. 3 месяца переговоров — и я смогла убедить, что план с хостелами выглядит финансово перспективным.
— Откуда такая деловая хватка?
— Самостоятельно зарабатывать стала где-то с 13 лет. Трудилась в оздоровительном лагере, ресторане быстрого питания, продавала свои художественные поделки. Естественно, речи о больших доходах тогда не шло. Но зато появился опыт, а вместе с ним и четкое осознание того, что мне не нравится быть наемным работником. Родители у меня не из сферы бизнеса. Мама — чиновник, папа — преподаватель. Как-то я разговорилась с отцом, и он признался: «Знаешь, я ведь тоже в свое время хотел открыть бизнес, но побоялся».
— Сколько денег нужно, чтобы открыть хостел? Слышала, что в той же Польше сделать это намного проще и дешевле. В Кракове, например, достаточно попрощаться с 20—30 тысячами долларов.
— И у нас можно вложиться в 30 тысяч долларов. Все зависит от того, какой ты хочешь хостел. Сумма напрямую зависит от первоначальных вложений. Допустим, от ремонта. Если речь идет о покупке недвижимости, то сразу же отдаляется срок окупаемости на 10 лет.
— Сколько хостелов было на рынке на тот момент, когда вы подарили жизнь своему первому детищу?
— Только два. И они не соответствовали европейским стандартам. Сейчас хостелы появляются как грибы после дождя. Но многие из них практически сразу закрываются. Если в Минске их сначала было 7, то теперь 2—3. Недостаточно открыть гостиницу и наладить обыкновенную продажу койко-мест. Нужно выстроить грамотную систему менеджмента, маркетинга, продумать все до мельчайших деталей. Хотя некоторые в двухкомнатной квартире ставят двухъярусные кровати и называют это хостелом.
В тесноте, да не в обиде
— Как должен выглядеть джентльменский набор сервисных услуг хостелов?
— Прежде всего чистая постель, душ, туалет, бесплатный WiFi. Я стараюсь каждый день бывать в хостеле и следить за тем, чтобы здесь было всегда чисто и по-домашнему уютно. Наверное, это плохое качество для руководителя. Потому что надо так организовать систему, чтобы она работала без тебя. Раньше в общую стоимость были включены стандартные европейские завтраки для постояльцев: молоко, мюсли, тосты, джем, кофе, чай. Но когда стали приходить гости и недовольно заявлять: «А я хочу мяса!», мы решили отказаться от этой задумки. Ведь всем все равно не угодишь.
— В Минске сложно найти хорошее свободное помещение?
— Это действительно так. Первый наш хостел находился в Чижовке, в пентхаусе. Как оказалось, это не то место, где стоило его открывать. Хостел хотя и располагался неподалеку от метро, туристы не горели желанием жить на окраине города. Хотя там у нас была своя волейбольная площадка, можно было барбекю устраивать. Через год мы сменили месторасположение. И переехали в самое сердце Троицкого предместья. У нас появился отдельный вход. Кажется, это идеальный вариант.
— В Европе средняя загрузка составляет порядка 60—70 процентов. А у нас?
— В хостеле, что в Троицком предместье, примерно такая же. В праздничные дни она составляет порядка 100 процентов. На красные даты в календаре, например, 1, 9 Мая, к нам приезжает очень много путешественников из Москвы, Санкт-Петербурга. В будние дни, чтобы места в хостеле не пустовали, номера стараемся заполнять большими группами. Частые гости — спортсмены, артисты хора, актеры, паломники. Однажды даже жили свидетели Иеговы.
Любовь до Минска доведет
— Основные постояльцы — кто эти люди? Существует мнение, что бюджетные мини-гостиницы предназначены исключительно для молодых и бедных.
— Хостелы хорошо подходят активным и самостоятельным туристам, которые любят исследовать новые территории и нуждаются в гостинице только для ночлега и интеграции с представителями из разных стран. По поводу бедных — полнейшая чепуха. Селятся и вполне обеспеченные люди, которые просто умеют считать деньги. Так, у нас останавливался посол Японии в Латвии. Из Лондона приезжали ребята, работающие в таких крупнейших корпорациях мира, как Apple или Microsoft. Конечно, кошельки спокойно позволяют им снять номер в отеле и за 300 долларов. Но их притягивает именно такой формат общения. Люди постарше редко заглядывают — они не понимают концепции двухъярусных кроватей.
— Похвастайтесь географией посетителей.
— Мексика, Колумбия, США, Голландия, Грузия, Бельгия, Польша, Литва, Латвия, Швейцария, Россия, Украина…
— Что так привлекает туристов в Беларусь?
— Из-за рубежа приезжают на два-три дня страну посмотреть, познакомиться с достопримечательностями. На первом месте — здание Национальной библиотеки, которую ласково называют «чупа-чупс» (смеется). Кто знает чуть больше, те едут к нам за пережитками советского прошлого: архитектура, украшения в метро, барельефы на зданиях советских времен. С этим, кстати, был связан смешной случай. Как-то остановилась у нас на неделю интернациональная группа путешественников из Великобритании, Италии, Армении, Польши, Словении. Человек этак 50. Мы им любезно организовали парочку экскурсий. Во время одной такой экскурсии всплыло, что лидер группы из Лондона Пол был уверен, что СССР до сих пор еще не распался. Есть и такие, кто прилетают в Беларусь на крыльях любви. Был у нас один мексиканец Франсиско. Жил достаточно долго, играл по вечерам на гитаре, учил всех желающих танцевать. А все потому, что по уши был влюблен в белоруску.
Стой, кто едет?
— Самим белорусам хостелы нужны?
— Белорусы приезжают, но их единицы. В основном это спортивные команды. Наш народ до конца не понимает задумку хостелов. У нас менталитет, который сложно сломать.
— А как насчет командировонных?
— Они хотят прийти после тяжелого рабочего дня и отдохнуть в тишине и спокойствии. А тут такое редко бывает.
— Заселиться в хостел может любой человек? В Баварии, например, есть ограничения по возрасту — до 26 лет.
— Да. Единственное условие — мы не селим с собаками и кошками.
— Считаете ли вы, что Беларусь станет более привлекательной для туристов, особенно молодежи, только после открытия границ?
— Это действительно так. На мой взгляд, необходимо ослабить визовый режим. Если не отменить, так хотя бы снизить стоимость. Потому что, допустим, голландцу виза в Беларусь обходится в 120 евро. В некоторых посольствах подтверждения бронирования отеля в Беларуси недостаточно. Их просто бракуют. Приходится делать личные приглашения.
— Готовы ли вы когда-нибудь пойти в регионы? Одни из ваших конкурентов серьезно настроены идти в те регионы, где не хватает мест в гостиницах, где не очень много агроусадеб и думают строить там экологические хостелы из соломы.
— Пока нет. Я хочу приглашать людей в жемчужину столицы, а не на окраину. Поэтому два моих хостела находятся в центре города, буквально в 50 метрах друг от друга. Как менеджер я могу эффективно управлять 2—3 отелями.
— Возможно ли, что хостелы получат зеленый свет после ЧМ по хоккею, когда необходимость таких бюджетных гостиниц станет очевидной? Ведь существующего гостиничного фонда явно не хватит для того, чтобы принять всех ожидаемых туристов.
— Честное слово, смешно, когда открытие хостелов приурочивают к ЧМ по хоккею. Он длится всего лишь две недели. Конечно, кто-то приедет на неделю раньше, кто-то уедет на неделю позже. В общей сложности туристы будут у нас находиться около месяца. И стоит ли ради этого строить гостиницы и инвестировать туда сотни тысяч долларов?
— Некоторые обижаются на цены: мол, дешевле в Европе номер в хостеле снять, чем у нас.
— Там совершенно другие цены на недвижимость, гораздо выше конкуренция. На одного туриста могут претендовать сразу 20 хостелов.
— Разные менталитеты приезжих в хостеле чувствуются?
— Есть такое. Москвичи приезжают с понятной целью — хорошо отдохнуть, покуролесить Я раньше продавала путевки в Турцию и Египет. Так старалась селить своих клиенитов в отели, где мало русских.