В марте актеру Алексею Петренко исполнилось 75 лет, но похоже, что с возрастом у этого артиста шарма только прибавляется! На счету Алексея Петренко более 80 ролей, многие из которых вошли в золотой фонд советского и российского кино: «Агония», «Король Лир», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Жестокий романс», «Сибирский цирюльник», «Идиот», «Доктор Живаго», «Вольф Мессинг», «Похороните меня за плинтусом»... Народный артист РCФСР Алексей Петренко награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, он лауреат Премии Президента России «За вклад в российское кино», Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (за фильм «Сибирский цирюльник»), обладатель почетного приза «За честь и достоинство» национальной кинопремии «Золотой орел» и приза за лучшую мужскую роль первого плана в фильме «12». Алексей Петренко — член Патриаршего совета по культуре.
–– Алексей Васильевич, это правда, что вашу первую роль, сыгранную в фильме «Начальник Чукотки», вырезали?
–– Действительно, это была моя первая, долгожданная роль, но, несмотря на все мои ожидания, ее вырезали. Накануне премьеры фильма «Начальник Чукотки» на киностудию «Ленфильм» позвонили из Москвы, и директору было приказано эпизод со мной вырезать. Если вы помните, по сюжету фильма главный герой, которого сыграл Кононов, везет партию золота, и его в Сибири грабят. Он приезжает в Петроград, чтобы сдать золото, а там его поджидает еще один бандит, который должен его ограбить. Так вот этого бандита играл я. По сюжету картины я останавливаю героя Кононова на мосту с целью ограбления, а он мне говорит: «Опоздал, уже все ограбили». Это была интересная сцена, но в Госкино СССР решили: как же так? Герой фильма всю Америку проехал — и его не ограбили, а на нашей территории его дважды грабят! У нас что, страна грабителей? О том, что сцену со мной вырезали, на премьере фильма не знал даже режиссер картины Виталий Мельников. Я шел на премьеру своего первого фильма, как на праздник. Пригласил друга детства из Чернигова, который учился в это время в Ленинграде, в Макаровке. Помню, мы пришли в кинотеатр в приподнятом настроении, торжественно сели. И вот в титрах — моя фамилия! Мы в ожидании, а меня все нет и нет. В напряжении просмотрели весь фильм, но меня так и не показали. Возмущенный друг набросился на меня. Он не хотел слушать мои оправдания, и после этого случая долго со мной не разговаривал. К сожалению, в этой ситуации ни я, ни режиссер не могли ничего сделать. Нас приучили, что у советского актера честолюбия не должно быть. Например, у американских актеров есть профсоюз, который их защищает. Приступая к съемкам, они заключают контракт, в котором четко все прописано: условия съемок, оплата, количество времени на съемки, количество крупных планов, эпизодов и так далее. Никто не имеет права нарушить условия контракта. За малейшее нарушение — автоматически судебное разбирательство, и актер уверен, что он выиграет процесс. У нас, к сожалению, до сих пор актеры бесправные. Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что мой дебют в кино состоялся лишь на следующий год — в фильме «День солнца и дождя».
–– В фильмах «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» и «Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание» вы сыграли Сталина. Как относитесь к вождю народов, которого сейчас не ругает только ленивый?
–– Я 5 раз играл Сталина. За роль в фильме «Кооператив «Политбюро»...» я получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Золотой Витязь». Считаю, что Сталин был великий политик, гражданин. Под его руководством мы выиграли самую кровопролитную войну в мире, победили фашизм. Жил он скромно, много лет ходил в одном френче, у него не было вкладов в швейцарских банках. Вот бы нашим нынешним правителям, олигархам брать с него пример.
–– У вас огромный опыт, авторитет, не хотели бы по примеру ваших коллег преподавать в театральном вузе?
–– Нет! Я антипедагог. Это началось с детства, со школы, когда много уроков прогуливал. Вспоминаю, как отца вызывали в школу и спрашивали: «Почему он у вас такой больной?». Отец разводил руками и удивленно отвечал: «Сын у нас никогда не болеет, каждый день ходит в школу». Я действительно со своим дружком каждый день проходил мимо школы, но не учиться, а в поликлинику. У нас было много способов, как взять справку для освобождения от занятий. Например, нужно было грязными ногтями поцарапать горло — и оно становилось красное. Или с языка наскрести белый налет, затем помазать им глаза, и они начинали гноиться. Я так не хотел учиться, что когда окончил школу, все обрадовались — и педагоги, которым я срывал занятия, и родители, которым надоело ходить в школу, как на работу, каждую неделю. После школы я два раза поступал в Киевский театральный институт и проваливал. В первый раз у меня была двойка по русскому диктанту, второй раз попалась неинтересная тема сочинения на украинском языке. Я благодарен судьбе, что не поступил сразу. Первый год между поступлениями работал слесарем, второй год был молотобойцем — по восемь часов кувалдой махал. А перед третьим поступлением работал на корабле матросом. За эти три года я узнал жизнь заводчанина, молотобойца и матроса. Эти знания пригодились в моей профессии.
–– Правда ли, что в школьные годы вы хотели стать священником?
–– Да, но мама отговорила, потому что видела, как преследовали священнослужителей. В конце 80-х, когда появились спектакли с раздеванием, когда кинематограф рухнул, я хотел уйти в монахи.
–– И что вас остановило?
–– Мой друг, актер Валерий Ивченко, опередив меня, поехал в Псково-Печорский монастырь, к Иоанну Крестьянкину. Тот спросил у него: «А что вы умеете?» И когда услышал в ответ, что кроме актерской профессии ничего не умеет, настоятель монастыря спросил: «Вы хотите прийти в монастырь и сесть на шею несчастным монахам, которые и так еле справляются со всем хозяйством? Возвращайтесь в свою профессию, но придерживайтесь Божьих заповедей. Не играйте ничего скабрезного и постыдного. И это будет ваша миссия на земле, этим вы послужите Богу». Когда мой друг это мне рассказал, я решил остаться в актерской профессии. Но играть только те роли, которые не противоречат моему мировоззрению.
–– Вы глубоко верующий человек, а как же в фильме «Агония» вы разбиваете икону?
–– Поступок моего героя — это не отрицание Бога, а поступок юродивого. Юродивые на Руси совершали противоречивые поступки, чтобы вызвать гнев на себя. Например, в великий пост, когда верующие выходили из храма после молитвы, юродивые сидели на крыльце и аппетитно ели большой кусок сала. Их били, публично оскорбляли, но они этого добивались, чтобы получить наказание за грехи других людей. Мне вспомнился рассказ одного журналиста. Как-то он ехал с прославленным маршалом Буденным в одном купе. Обстановка была располагающей, поэтому они хорошо выпили, и журналист, воспользовавшись положением, спросил: «Семен Михайлович, как же так, вас была сотня, а вы победили двухтысячный отряд беляков?». И Буденный откровенно ответил: «А хрен его знает, но мы действительно их разбили». Возвращаясь к «Агонии», напомню, что Элем Климов семь лет добивался съемок этой картины. На главную роль он пробовал много известных актеров, среди них были Ульянов, Евстигнеев, Лебедев, Марков. Климов долго сомневался, кого утвердить на главную роль, и пригласил на съемочную площадку Вольфа Мессинга. Он приехал. И я увидел старого больного человека, который не совсем хорошо говорил по-русски. Мессинг посмотрел на меня и сказал: «Оставьте нас вдвоем вот с этим актером». Мы больше часа беседовали о жизни. Мессинг жаловался, что у него сильно болят ноги, ему трудно ходить. Я вспомнил старое народное средство, которым пользовались у меня на Черниговщине, и сказал ему: «Сорвите лопух, обмажьте его медом и на ночь приложите на больную ногу». Он внимательно выслушал, но ничего не ответил. А когда мы с ним вышли в холл, где нас ждала съемочная группа, Мессинг сказал режиссеру, указав на меня: «Я хочу сфотографироваться с этим актером». Мы сфотографировались с ним вдвоем, затем к нам присоединился Элем Климов. На прощание Мессинг сказал: «Приезжайте завтра ко мне за фотографиями». На следующий день мы вместе с Климовым поехали к нему в гости. Мессинг жил на окраине Москвы, в обычной небольшой квартире. Встретил он нас хорошо. И сразу же подал мне две подписанные фотографии. На одной было написано на латыни, а на другой по-русски: «Дорогой Алексей, у вас все будет хорошо! Я, Вольф Мессинг, мысленно с вами».
–– Были ли у вас роли, которые вам не нравились?
–– Роли были всякие, но если я брался за какой-то сценарий, к которому у меня были вопросы, я старался влюбить себя в роль. Помогала в хорошем смысле гордыня. Я говорил себе: ты же неплохой актер, сделай так, чтобы роль стала заметней. Я считаю, что в советском кинематографе было много хороших режиссеров, актеров, фильмов, но в 90-е годы, когда появилась вседозволенность, кинематограф заполонила чернуха, мы подверглись эпидемии глупости и безвкусицы. В таком случае лучше ничего не делать, чтобы не замараться. Помните, Сатин говорил: «Я тебе дам совет, лучше ничего не делай, обременяй землю». Я согласен лучше обременять землю, ограничивать себя в желаниях, напитках, одежде, чем творить то, за что потом будет стыдно. Многие, к сожалению, не задумываются, что кинематограф имеет большое значение для развития страны. Например, Америка победила Великую Депрессию благодаря Голливуду — все фильмы, которые тогда выпускались, работали на страну.
–– Вы часто выступаете с концертными программами, в которых звучит много интересных, забытых песен. Откуда вы их берете?
–– Я очень люблю русскую классику и много раз задавал себе вопрос: как известные литераторы воспринимали музыку, какие песни любили слушать, а может, и петь? Например, вы знаете, какие песни, любили Пушкин, Толстой, Гоголь? Я случайно в письмах Гоголя нашел его любимую песню. Она на украинском языке, но ее хорошо понимают и русские, и белорусы, потому что в наших языках много общего. А в прошлом году было 200 лет Отечественной войне 1812 года. Мне хотелось внести свой вклад к юбилею, и я разыскал песню, которую любили петь наши солдаты в перерывах между боями с наполеоновской армией. Теперь она снова живет — в моем исполнении.
Беседовал Артур МЕХТИЕВ