В воскресенье в Минск со своим моноспектаклем «Загадка Коко Шанель» приехал известный историк моды, театральный художник, декоратор и телеведущий Александр Васильев. Перед концертом дизайнер успел пообщаться
и с журналистами.
— Существует мнение, что русские женщины — самые красивые. Вы с этим согласны?
— Это, скорее, стереотип. Почему русские, а не польки, например? Дело в том, что у славянок красивый цвет лица, светлые глаза, девушки — часто натуральные блондинки. В мире это нравится. Но сие не значит, что они действительно самые красивые. Китайцы, к примеру, считают, что китаянки вне конкуренции, а индусы верят, что краше индусок женщин нет. Я бы так ответил на ваш вопрос: русский мужчина справедливо верит, что наши женщины самые красивые в мире. И это его счастье.
— Начнут ли снова вызывать восхищение кустодиевские красавицы?
— Да, когда победит Восток и мусульманская религия. Потому что на Востоке в моде пышные женщины: египтянки, иранки, турчанки. И так как тенденция идет именно в ту сторону, то вовсе не удивительно, что будут популярны дамы с пышными формами восточного происхождения.
— Можно ли проследить закономерности в моде?
— Если можно было бы их проследить с точностью до математического расчета, то все бы были безумно модными и прекрасными. А на деле это сделать нельзя. Мода зависит от политики, экономики, погоды, религии, музыки, искусства и от многих других внешних факторов. Никто не может предугадать с точностью до сантиметра длину юбок или направление стрелок на глазах. Это совершенно бессмысленная идея только потому, что ни один человек в мире не может знать, когда рухнет доллар или когда юань завоюет мир, например. Мода — зеркало истории. Она отображает то, что нас окружает.
— В программе «Модный приговор» ваши комментарии по поводу участниц бывают очень резки. Это настояние редактора?
— Нет, это мое личное веление души. Если увидеть все, что происходит за кадром, вы были бы куда резче меня.
— В ваших планах есть создание музея исторического костюма?
— Да. В России и Беларуси нет музея моды. Огромное пространство лишено какого-либо эстетического центра. А ведь только на примерах лучшего из того, что было сделано в прошлом, можно воспитать художественный вкус к одежде.
Также у меня есть маленький проект с Мирским замком. Там одежды представлено маловато. А в моей коллекции как раз есть шуба из рыси. Она принадлежала княгине Радзивилл, владелице этого замка. Шубу с грифом польского меховщика из Варшавы я купил на аукционе в Лондоне. Кстати, своими семейными узами я очень тесно связан с Беларусью. Мой дедушка родом из Молодечно. Его звали Илья Герасимович Гулевич. Поэтому по своей матери я белорусского происхождения.
— Вы часто бываете в Молодечно?
— Был там года четыре назад на семейном съезде. Мне очень понравилось. Думаю, что некоторые родственники и на спектакль придут. Буду рад с ними увидеться.
— У каждого времени есть свои особенности. А что является символом нашего времени?
— Гиалуроновые губы. Изменение лица и тела — это проект нашего времени, то, что раньше не встречалось. XXI век обозначен вмешательством в структуру женского и мужского тела ботоксом и силиконом, наращенными ногтями, ресницам и волосами. Сегодня скорее мода на тело, чем на одежду. И если сейчас такого рода операции могут сделать некоторые, то в дальнейшем это будет стоить гораздо дешевле, станет доступно простым людям. И, конечно, изменит все. Уколы делают лица слишком похожими, лишают человека индивидуальности.
— Какие черты характера вы взяли от своей матери, известной русской актрисы?
— Любовь к русскому языку, к истории, к цветам, отношение к деталям жизни. Также я стараюсь быть дружелюбным. Она была хорошим другом для многих людей. К сожалению, XXI век не такой дружелюбный, как XX. Интернет нас всех разлучил. Сегодня мы дружим на уровне смс. Вообще, как говорят: современная любовь начинается «Вконтакте», продолжается в «Скайпе», а заканчивается в черном списке.
Альвина КАССЕМ