Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



Персона

№15 от 11 апреля 2013 года

Нина Усатова: «Беларусь у меня как вторая родина»
Нина Усатова: «Беларусь у меня как вторая родина»

Наша справка
Нина Усатова родилась на станции Малиновое озеро Алтайского края. Окончила Московское театральное училище им. Б.В. Щукина. 10 лет работала актрисой в Ленинградском государственном Молодежном театре. С 1989 года — актриса Большого драматического театра (БДТ) им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге. Она член художественного и член попечительского советов театра. В кино актриса дебютировала в 1981 году в телевизионном фильме «Куда исчез Фоменко?» Всесоюзная известность к ней пришла после роли глухонемой в фильме «Холодное лето 53-го».


Народную артистку России Нину Усатову любят многие и многие телезрители и театралы. За ней прочно закрепилось амплуа «простой русской женщины». На счету актрисы более 70 киноролей. Самые известные: «Мой друг Иван Лапшин», «Окно в Париж», «Мусульманин», «Роковые яйца», «Next», «Особенности национальной политики», «Мастер и Маргарита», «Остров». Нина Усатова удостоена самых престижных призов и премий: «Золотой Овен», «Золотой Витязь», «Признание», «Юнона». Роль в фильме «Мусульманин» признана лучшей на фестивале «Кинотавр» в Сочи (1995). Нина Усатова дважды удостоена премии «Ника» в номинации «Лучшая актриса года» за фильмы «Мусульманин» и «Барак», а также премии «Золотой Орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» -- за роль матушки Алевтины в фильме «Поп». Она лауреат  Государственной премии России. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Сегодня талантливая актриса -- гость газеты «7 дней».
— Нина Николаевна, этот вопрос вам задавали сотни раз, но все же — почему девочке, рожденной на небольшой станции в Алтайской крае, захотелось стать актрисой?
 — У нас на станции развлечений было мало. Не только мои сверстники, но и взрослые с нетерпением ждали праздников, когда крутили фильмы. Мы садились на полу и смотрели «Воскресение», «Кубанские казаки» и другие любимые тогда фильмы. В детстве я была очень застенчива, и когда сидела перед экраном, понимала, что в кино можно выплеснуть все, что накипело. Из-за этого и решила стать актрисой. После окончания школы поехала в Москву поступать в Щукинское театральное училище. Но осуществить это удалось не сразу. Мне говорили, что непригодна, а я на следующий год упрямо учила стихи, прозу, басню и снова поступала. И так 5 лет подряд, пока не поступила на режиссерский факультет. У меня не было в Москве ни друзей, ни знакомых, поэтому приходилось ночевать на вокзалах. Снимала у бабушек койку на последние деньги. Чтобы дали общежитие, работала на суконной фабрике «Красный Октябрь» сновальщицей. Следила за тем, чтобы множество катушек не запутывалось, не было узелков, когда на станке ткутся платки.
— Наверное, поэтому вы так уважительно относитесь к провинциальному зрителю, что родились на маленьком полустанке?
— Я одинаково хорошо отношусь к зрителю как в столице, так и в провинции. Думаю, что он везде одинаковый, может быть, в провинции менее театральный, но зато более эмоциональный. Он больше сопереживает, плачет от того, что делается на сцене. Я считаю, что для актера главное — одинаково играть как в столице, так и на маленьких полустанках, куда заносит нас гастрольная жизнь. Насколько честно, эмоционально ты будешь играть, настолько трепетно к тебе будет относиться зритель. Он откликается на живые эмоции, поэтому актер, независимо от здоровья, устал он от гастрольной жизни или нет, должен быть в полной эмоциональной форме.
— На сцене, в кино вы часто поете. А в жизни?
 — Да, я пою на сцене и в кино, если это требуется по роли. Часто пою на различных творческих встречах и благотворительных вечерах как драматическая актриса, а не певица. Мы с подругами поем русские народные песни, романсы, казачьи песни, песни на стихи Николая Рубцова, Александра Володина. У нас квартет, где двое не имеют отношения к сцене. Моя подруга Марина Сысоева владеет таким голосом, что любая певица ей позавидует. А еще она аккомпанирует нам на гитаре, а мы втроем ей подпеваем. Поем мы всегда с удовольствием, на радость людям и себе.
 — Вы народная любимица, а на вашей жизни это как-то отражается?
— Артистка я на сцене, а в жизни — просто Нина Усатова, такая же, как все. И если происходят какие-то жизненные казусы, то они происходят со мной, Усатовой. А так все, как у всех. Я посещаю обычную районную поликлинику. Бегаю, как и все, в магазин, на рынок, он находится возле дома. Я всех там давно знаю, меня тоже знают.
— Видят ли люди в вас похожего на них человека, в этой связи казусов не возникало?
— Было всякое, например, однажды я опаздывала на спектакль, поэтому решила от метро рвануть дворами. В одном из них меня вдруг громко позвала какая-то женщина. Я уже опаздывала, но подумала, что что-то случилось, и остановилась. А она подошла ко мне и сказала: «Вы мне не отдали все мои талоны!» Я улыбнулась, стала объяснять, что это какое-то недоразумение: «Я артистка, спешу на спектакль». А женщина скривила лицо: «Ах, ты еще и врунья!» и с размаху врезала мне сумкой. Я жутко расстроилась и со слезами на глазах рассказала эту историю коллегам в театре, а они только рассмеялись: «Ниночка, так ты же только что сыграла в фильме «Фонтан» коммунальщицу! Вот твоя зрительница и обозналась!»
 — Чем занимается ваш сын?
— Николай окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Сейчас учится в магистратуре. Он адвокат, но я не знаю этой профессии, поэтому не могу говорить о ней. Он рано уходит, поздно возвращается, часто занимается по ночам. Я знаю, что сын много времени проводит в библиотеке, на дополнительных лекциях, семинарах. Я довольна, что он ответственно относится к своей профессии, что она ему нравится, что постоянно повышает свой уровень. Я приветствую то, что сын дисциплинированный, правильно расставляет приоритеты, а если ему нужно повышать квалификацию, не отвлекается на какие-то мелочи, соблазны.
 — Вы снимались в фильме «Холодное лето 53-го», где сыграл последнюю роль мой любимый актер Папанов. Что вы можете вспомнить о нем?
— До съемок этого фильма Папанова я знала только как актера. Какой это человек, увидела в те короткие моменты на съемках «Холодного лета 53-го». В жизни Папанов был такой же, как в своих ролях. Все его работы в театре и кино проходили через сердце, поэтому ему так доверяли и так его любили зрители. Он никогда не фальшивил ни на сцене, ни в жизни, поэтому пользовался огромным уважением. Папанов всегда был искренний, спокойный, надежный, убедительный и в жизни, и в кино, и на сцене Театра Сатиры, где его ценили и уважали. Я люблю его как артиста и как человека.
— Нина Николаевна, вы много гастролируете, снимаетесь, а как отдыхаете?
— Я люблю отдыхать на даче. Если это можно назвать отдыхом. У меня там одна грядка с зеленью, луком, чесноком. В мое отсутствие ее поливает дождик, а он у нас в Питере частый гость. Каждый раз, когда еду на дачу, думаю, что сяду и буду отдыхать, но не получается. Бегаю по своим шести соткам — каждый кустик надо протяпать, прополоть. А еще люблю украсить дачу красивыми изгородями, купить рассаду, затем рассадить ее по горшочкам и менять все лето, чтобы с весны до осени цвели цветы. У меня хороший сад — смородина, крыжовник, девять яблонь. Правда, они уже старые, не всегда плодоносят. Когда нет урожая, приезжаю в Беларусь и отъедаюсь яблоками и грушами. А вообще, я даже зимой приезжаю на дачу. Люблю посидеть, послушать тишину, посмотреть на солнышко.
Дача — мое любимое место отдыха. Люблю баньку истопить! В парилочку схожу, а затем сижу на крылечке, чай пью. Еще люблю на велосипеде проехать, погулять на природе. Обожаю сходить в лес, подышать свежим воздухом, посидеть на берегу речки или озера. Часто рано утром просыпаюсь и сижу на веранде, кофе пью. Такое удовольствие, особенно когда ранней весной сирень цветет! У каждого бывают неудачи, неприятности, плохое настроение. И чтобы взбодриться, зарядиться энергией, надо выйти утром на крылечко, посидеть на солнышке, расслабиться, прислушаться к себе. Вот это, наверное, и составляет счастье нашей жизни. Я себя так воспитываю, с возрастом поняла, что человек сам себе должен устраивать удовольствия и быть благодарен судьбе за мгновения счастья. Запомните, жизненные силы дает природа, а не какие-то искусственные приспособления. Все современные, технические блага нужны. Но источник радости — все вечное — воздух, земля, вода. Походить босиком по земле, напиться родниковой воды.
— Любите ли вы готовить?
— Готовить я не очень люблю. Готовлю все, что и все. Запомните, самая хорошая еда — самая простая еда. Это я на себе испытала. То, что было сварено у мамы в печке, казане, — моя самая любимая еда. Всегда с любовью вспоминаю детство, как меня кормили деревенской едой, и она была такой вкусной. Молоко, картошка, огурцы — все свежее, с огорода. У нас был свой скот, куры. До сих пор стараюсь жить так, как учила меня мама. Потом я прошла хорошую школу в общежитии, мама ведь ничем не могла помочь. Так что училась всю жизнь и сейчас учусь. Вижу хороший рецепт, какое-то приспособление для дома, не стесняюсь, переспрашиваю: «А это что у вас?» Запоминаю, а потом использую.
 — Посоветуйте нашим читателям, как поддерживать жизненную энергию, все успевать?
— Этот рецепт у всех одинаковый. Любите жизнь, людей, радуйтесь всему, что вас окружает! Не всегда хватает энергии преодолеть проблемы, но к этому надо стремиться. Кто тебе поможет, кроме самой себя? И когда ты это поймешь, то появится в жизни спасительная соломинка. Думаю, всегда нужно прислушиваться к своим внутренним ощущениям.
— Вы много времени проводите на природе. А читать любите?
— Я люблю читать, но, к сожалению, читать и смотреть фильмы некогда. У меня на книжной полке много классики, но это очень дорогое удовольствие — ничего не делать, только читать. У меня слишком много дел. Но я всегда говорю детям, молодежи — читайте! Пока есть время. Это развивает фантазию. Это ценный багаж на всю жизнь. В юности я читала ночами, взахлеб. Сейчас, когда время стремительно бежит, предпочитаю чтению человеческое общение с близкими, друзьями, коллегами. Вот когда ехали в Минск, до полуночи сидели в купе, разговаривали.
— В Беларуси вы частый гость, и мне показалось, что относитесь к нашей республике по-особенному. Это так?
— Вы правильно подметили. Беларусь у меня как вторая родина. Я впервые приехала сюда на съемки в 1984 году. И белорусы меня поразили своим вниманием, заботой, чистотой. С тех пор каждый раз приезжаю к вам, как к себе домой. У меня здесь есть подружки. У Олечки я с удовольствием отдыхаю на даче в Острошицком Городке с символическим названием «Сябры». У вас красота необыкновенная, кругом леса, реки, озера. Когда я снималась на «Беларусьфильме», все лето проводила у своих друзей на даче. Мы ходили в лес, купались в озере. Впечатления незабываемые. А какие у вас вкусные продукты! Обязательно, когда бываю в Беларуси, покупаю белорусские товары, они очень хорошего качества. Хорошо, что у нас в Питере стали проводить белорусские ярмарки, я всегда с удовольствием их посещаю. 

Беседовал Артур МЕХТИЕВ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.