Похоже, современный слушатель соскучился по хорошей лирической музыке, поэтому в моду снова вошли исполнители и ВИА, имевшие огромную популярность в 70—80-е годы прошлого века. Одним из таких исполнителей является заслуженный артист РСФСР, композитор, поэт и аранжировщик Валерий Ярушин — лидер и солист группы «Ариэль». ВИА «Ариэль» под руководством выпускника Челябинского института культуры Валерия Ярушина был создан в 1970 году и просуществовал почти 20 лет. За это время было выпущено 5 дисков, прошли гастроли в 13 странах мира. «Ариэль» был лауреатом V Всесоюзного конкурса эстрады и других престижных музыкальных конкурсов, входил в верхние строчки хит-парадов в СССР. Ярушин написал музыку к рок-опере «Емельян Пугачев», рок-ораторию «Мастера» и рок-оперу «Слово о полку Игореве», которые имели огромный успех. В 1989 году, после творческих разногласий, ансамбль прекращает деятельность в прежнем составе, и Ярушин создает новую группу — «Иваныч», впоследствии переименованную в «Новый Ариэль». В 2003 году на сцене Государственного театра эстрады он проводит фестиваль музыки «Битлз», выступая в качестве режиссера и участника. А с 2004 года Ярушин успешно представляет Россию на всемирном фестивале рок-н-ролла «Битлфест» в Ливерпуле. 20 марта в ДК МАЗ пройдет концерт «Легенды 70—80-х», где Валерий Ярушин споет свои хиты: «Зимы и весны», «На острове Буяне», «В краю магнолий», «Старая пластинка», «Заповедные места», «Порушка-Параня».
— Валерий, изучив вашу биографию, я обнаружил, что в детстве вас не приняли в музыкальную школу. Почему?
— Самое парадоксальное в моей биографии то, что Бог наградил меня абсолютным слухом, но при этом мама не обнаружила мою фамилию в списке учеников музыкальной школы. Оказалось, что на вступительном экзамене мне поставили три с минусом. Для меня это было большой трагедией, ведь когда мне еще не было четырех лет, отец поставил мне на колени хромку и стал ежедневно учить музыке. С тех пор, забыв обо всех детских играх, я часами занимался игрой на гармошке. До сих пор смутно вспоминаю, что когда уходил из детского сада в школу, мои воспитательницы плакали: какой вундеркинд их покидает! Ведь я участвовал во всех утренниках, во всех концертах и везде меня принимали на ура! Благодаря родителям детство мое было очень музыкальным, я участвовал в различных городских и сельских концертах у родственников в Курганской области. И вот представьте себе, что вундеркинд поступает в музыкальную школу и его … не принимают в связи с отсутствием слуха. Когда узнал, что меня не приняли, так рыдал, что мама побежала к директору и стала упрашивать его взять меня на любых условиях. У директора было хорошее настроение, и он сказал, что берет меня с испытательным сроком, надеясь, что талант проснется. Я не подвел его, и уже с первых дней стал получать пятерки.
— Правда, что в детстве вы мечтали о театральной сцене, но потом музыка взяла верх?
— Когда мне было 10 лет, умер отец, я был очень подавлен, и мама боялась, что заброшу музыку, занятия и свяжусь с уличной шпаной. Но у меня оказался сильный характер, и в память об отце я дал себе слово достигнуть успеха. В то время я действительно мечтал о театральной сцене, поэтому, когда объявили набор в Челябинский пионерский телевизионный театр, записался туда одним из первых. Все свободное от занятий время посвящал театру. Очень счастлив, что довелось играть в одном спектакле с легендарным киноактером Леонидом Петровичем Оболенским. Но постепенно музыка победила мое увлечение театром, и я поступил в Челябинское музыкальное училище имени Чайковского. На вступительных экзаменах педагоги сказали, что у меня прекрасные руки, чувство ритма и посоветовали поступать на дирижера-народника.
— А как из дирижера-народника вы стали успешным эстрадным исполнителем?
— То, что я увлекся эстрадной музыкой, — случай. Просто подружился с барабанщиком, который постоянно звал меня послушать их выступления. Кстати, они занимались в подвале. Я постоянно отнекивался, так как эстрадная музыка мне была неинтересна. Но однажды он чуть ли не силой затолкал меня в подвал и включил запись группы «Битлз». Я был загипнотизирован этой музыкой и стал ее пленником, не заметив, как начал репетировать в коллективе своего товарища. Вскоре мне предложили сыграть на танцевальном вечере в городе Копейске, что под Челябинском. Естественно, я забросил занятия в училище, хотя педагоги мне говорили, что зарываю талант в землю. Но я уже был болен эстрадной музыкой. Вскоре мне, студенту института культуры, предложили стать руководителем ансамбля «Аллегро» в Доме культуры. А в 1970 году мы попали на запись телевизионной программы, где нужно было соревноваться с группой «Ариэль». В этом конкурсе мы победили, и было решено объединить два коллектива в один, а мне стать его художественным руководителем. Так 7 ноября 1970 года за праздничным столом мы отметили создание нового коллектива, которому оставили название «Ариэль».
— С чего вы начинали? И как удалось ансамблю из Челябинска получить всесоюзную славу?
— Начинали мы с танцевальных вечеров, где переигрывали популярные мелодии того времени. Особым успехом пользовались песни польского ансамбля «Червоны гитары». Нас заметили и предложили участвовать во всесоюзной программе «Алло, мы ищем таланты». Я предложил исполнить русскую народную песню в современной обработке. В финал мы не прошли, но нас заметили и пригласили на Всесоюзный конкурс «Серебряные струны». Когда мы приехали туда, то все говорили, что победа достанется коллективу Александра Градского «Скоморохи», который уже имел всесоюзную известность. К удивлению всех, мы обошли «Скоморохов» и заняли первое место. Нас пригласили на радиостанцию «Маяк» в очень популярную тогда программу «Запишите на ваш магнитофон», а потом — на фестиваль в Латвию. Но власти Челябинска были категорически против того, чтобы мы ехали в Ригу. Нарушив запрет, мы продали свои гитары и поехали на фестиваль, где председателем жюри был Раймонд Паулс. У нас было 40-минутное выступление. На первой же песне большая половина зала ушла, мы были в растерянности, но играли как будто ничего не произошло. К концу нашего выступления зал уже был забит под завязку. В результате мы получили первую премию. Но в Челябинске вместо того, чтобы поздравить, нас стали преследовать, и было решено расформировать наш коллектив. Тогда я позвонил Паулсу, и он предложил работать в Латвии.
— Но вы все же не уехали. Что вас спасло?
— Мэтр советской эстрады Никита Богословский случайно услышал наши записи, и они ему очень понравились. А узнав, что у нас большие проблемы, выступил в нашу защиту на страницах «Литературной газеты». В результате власти Челябинска нас чуть ли не вернули с вокзала и предложили работать на профессиональной основе.
— Я знаю, что в этот период у вас произошло знакомство с популярными тогда «Песнярами»...
— «Песняры» тогда были очень популярны. И когда мы узнали, что они будут выступать в нашем городе, решили сходить на репетицию. Помню, как просидели очень тихо в уголке зала и внимательно следили за тем, что делают «Песняры». Мулявин нас заметил и спросил, кто мы. Мы представились, и Мулявин вспомнил: «Это вы победили в Латвии?» Когда услышал утвердительный ответ, предложил спеть, предоставив свои инструменты. Мы спели песню «Хотели молоду» и получили хорошие отзывы о нашей работе. Когда Мулявин услышал о наших бедах, посоветовал не торопиться с переездом в Латвию. Навсегда запомнил его слова: «Где тебя уронили, там тебя и поднимут». Так и произошло после вмешательства Богословского. А с «Песнярами» у нас сложились дружеские отношения. Я называл их своими старшими братьями. Мы неоднократно работали в совместных концертах. Мулявин был у меня в гостях. Последняя наша встреча состоялась на 30-летии «Песняров», где мы выступали с поздравлением ансамблю. Сейчас я дружу с «Белорусскими песнярами», с которыми тоже не раз выступали вместе.
— А правда, что после выступления в Москве вашей солисткой чуть не стала Алла Пугачева?
— В июне 1974 года мы дали свой первый концерт в Москве, где и познакомились с Пугачевой. Я увидел странную молодую певицу в котелке и длинном зеленом платье и отнесся к ней скептически. Но когда услышал ее выступление, захотелось вместе поработать. Пугачевой наше выступление тоже понравилось, и она предложила аккомпанировать ей первое отделение. После выступления мы договорись о совместной работе. Однако спустя две недели Пугачева позвонила и сказала, что не хочет переходить нам дорогу и перетягивать одеяло на себя. Но мы остались друзьями.
— Настоящая слава к вам пришла после победы на V Всесоюзном конкурсе эстрады, где вас заметил Утесов.
— После этого конкурса на советской эстраде появилось три имени — Пугачева, Хазанов и «Ариэль». Членами жюри конкурса были корифеи советской песни Силантьев, Утесов, Богословский. Как потом рассказали, во время нашего выступления Богословский все время толкал членов жюри локтем, показывая на нас, и говорил: «Это мои ребята!». После нашей победы он пригласил меня к себе в гости. Когда я к нему пришел, он как раз разговаривал с кем-то по телефону, все время нас нахваливая. И вдруг передал трубку мне. Когда я поднес ее к уху, то услышал голос Утесова. Леонид Осипович похвалил наше выступление, предложил свою помощь.
— Почему же вы ушли из коллектива на пике популярности?
— В конце 80-х были модны рок-группы, и коллектив стал требовать, чтобы мы поменяли свое направление, изменили свой стиль. Мне не хотелось изменять себе, и я ушел. Вскоре создал группу «Иваныч», но Пугачева однажды мне сказала, что я потерялся, и подсказала название «Новый Ариэль».
— Расскажите о своей дочери — ведь она пошла по вашему пути?
— Алена — моя гордость. Она окончила джазовое отделение эстрадно-джазового вокала с отличием. Мы с ней неоднократно выступали на «битловском» фестивале в Ливерпуле. Алена лауреат трех международных конкурсов.
— Чем вы увлекаетесь, помимо музыки?
— Очень люблю читать. А еще собираю антологию анекдотов. Мне их присылают со всего мира. На своих концертах я иногда рассказываю анекдоты о своих коллегах-музыкантах.
— Можно анекдот для наших читателей?
— Филиппу Киркорову сказали, что он шедевр, после чего он решил повеситься в Третьяковской галерее. Или вот: Алла Пугачева после свадьбы с Максимом Галкиным взяла фамилию Пугалкина.
— А какие фильмы смотрите, чем еще увлекаетесь?
— Люблю психологические фильмы, фантастику. Из последних российских фильмов понравился «Назад в будущее». В последнее время увлекся фотографией, монтирую небольшие фильмы. Большой интерес у зрителя вызвал музыкально-документальный фильм «Судьба по имени «Ариэль».
Беседовал Артур МЕХТИЕВ