Символично, что 17 декабря совпали две даты: день создания ракетных войск стратегического назначения СССР (а теперь России) и день рождения создателя колесных шасси для ракетных комплексов Бориса Львовича Шапошника из Беларуси. Только с разницей более чем в полвека. Войска были созданы в 1959 году, а Борис Шапошник родился в 1902-м. В 2012 году ему исполнилось бы 110 лет.
Из дома родного
Родившийся в семье скорняка-ремесленника в тихом белорусском городе Пинске юноша не пошел по стопам отца. В 14 лет он стал подсобным рабочим на стройке, чтобы помочь кормить семью. А через 5 лет, когда поднялись младшие, отправился учиться в Москву. Там поступил на рабфак при Механическом институте им. Ломоносова, а после его окончания — в МВТУ им. Баумана.
Еще будучи студентом-дипломником, Борис устроился на работу на завод АМО (будущий ЗИС, а затем знаменитый в советские времена ЗИЛ), где собирали полуторатонные грузовики. В рессорном цехе трудился и разнорабочим, и слесарем, и планировщиком. После окончания МВТУ Шапошник стал инженером-конструктором и посвятил главному делу своей жизни — конструированию
автотехники — 55 лет.
На Московском автозаводе он прошел путь от рядового инженера-конструктора до главного конструктора. Осенью 1941-го с приближением фронта к столице предприятие эвакуировалось в Ульяновск. Там был открыт новый завод, ставший впоследствии УАЗом. Б.Шапошник возглавил его конструкторскую службу. Активное участие принял он и в создании Новосибирского автозавода, который позднее был перепрофилирован. А в ноябре 1945-го сама судьба вернула его в родные края. Бориса Шапошника назначили начальником конструкторского бюро объектов (КБО) Минского автозавода, которому была поставлена задача освоить производство первых в стране 25-тонных автосамосвалов.
Работая главным конструктором
ЗИСа, УАЗа, НАЗа, начальником КБО МАЗа, Борис Львович всегда считал непременным условием создания техники новизну предлагаемой конструкции. Уже на старте его работы во главе конструкторской службы ЗИСа среди новинок, разработанных на предприятии, был первый в стране полноприводный грузовой автомобиль ЗИС-32, ставший для Шапошника с его квалификацией инженера-механика по спецавтомобилям первой пробой сил в конструировании такой техники. Требованиям времени отвечали и все созданные им в дальнейшем машины.
Хрущеву понравились минские тягачи
Важным событием для Минского автозавода стало создание в 1954 году СКБ-1 — специального конструкторского бюро по тяжелым колесным тягачам и двигателям к ним с опытной базой. Главным конструктором — начальником СКБ-1 — был назначен Борис Шапошник.
Уже через год был изготовлен опытный образец двухосного 140-сильного тягача МАЗ-528. А год спустя были собраны опытные образцы сразу двух изделий — одноосного тягача МАЗ-529В и четырехосного полноприводного тягача МАЗ-535. На следующий год появилась более совершенная модификация одного из них: тягач МАЗ-535А. Так что, когда в январе 1958 года Минский автозавод посетил тогдашний первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев, создателям специальной техники МАЗа было что ему показать.
После посещения Минского автозавода первым лицом государства производимой на предприятии техникой заинтересовались разработчики ракетных вооружений. Одноосный тягач МАЗ-529В, который первоначально предназначался лишь для самоходного скрепера, оказался востребованным в качестве установщика ракеты средней дальности Р-12, ставшей самой массовой советской ракетой и простоявшей на вооружении целых 30 лет —
с 1959 по 1989 годы.
Другая разработка мазовских конструкторов — автопоезд в составе четырехосного седельного тягача МАЗ-535В и двухосного полуприцепа МАЗ-5248 — стала мобильной базой для первой советской твердотопливной ракеты «Темп». Кстати, обязательным условием заказчика было размещение ракеты на едином шасси, обеспечивающем большую,
чем на полуприцепе автопоезда, маневренность. Насколько сложной была эта задача, свидетельствовал безуспешный опыт ЗИЛа. Там не смогли создать подобное шасси. А вот конструкторы
СКБ-1 МАЗа смогли.
Много лет спустя создатели ракетного комплекса, для которого разрабатывалось новое шасси, в своих заметках, посвященных рождению «Темпа», писали: «Выручил всех Б.Шапошник. Летом 1961 года стало ясно: необходимое шасси для ракет есть! Его индекс МАЗ-543».
От Красного Яра и Плесецка — до нефте- и газопроводов
После этого в минское СКБ-1 буквально нагрянули разработчики из всех смежных организаций. Новые шасси для различных ракетных комплексов решили испытать ставшие впоследствии знаменитыми на весь мир, а тогда строго засекреченные конструкторы В.Челомей, М.Янгель, С.Королев и другие.
В марте 1964 года новый ракетный комплекс, получивший имя «Темп-С», смонтированный на минском шасси, успешно выдержал экзамен на полигоне Красный Яр. За создание многоосных шасси семейства МАЗ-543 его главный конструктор был удостоен ордена Ленина и Государственной премии СССР.
Разработка новых стратегических комплексов, способных быть надежным ракетно-ядерным щитом Родины, требовала появления и новых транспортных средств. В числе первых среди них стало шестиосное шасси МАЗ-547 для ракетного комплекса «Темп-2С».
Начавшиеся в марте 1972 года испытания нового комплекса на полигоне Плесецк завершились в декабре 1974 года успешным пуском ракеты на дальность свыше 10 тысяч километров по учебным целям в акватории Тихого океана. За активное участие в создании комплекса и разработку для него шасси
МАЗ-547 Борис Львович Шапошник был удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Ленинской премии.
Команда талантливого конструктора Бориса Шапошника также разработала целое семейство народнохозяйственных машин, в том числе предназначенных для строительства нефте- и газопроводов, уникальные колесные транспортеры грузоподъемностью от 150 до 220 тонн для создаваемого подвижного комплекса «Целина».
Борис Шапошник был конструктором, для которого при всей сложности поставленных задач никогда не было слова «нет». Все его решения отличались тщательностью обоснования, новизной и смелостью замысла.
В марте 1985 года Борис Львович оставил пост главного конструктора УГК-2 (бывшее СКБ-1). 12 сентября того же года его не стало. Но и сегодня машины, рожденные в его конструкторском бюро, продолжают трудиться. Одни несут боевое дежурство, охраняя мир на Земле. Другие помогают прокладывать газо- и нефтепроводы, перевозить грузы. А его ученики работают над созданием новых, еще более совершенных машин.
Яков КАРПОВСКИЙ
Наша давняя читательница Валентина Соловей была среди тех, кто встречал первого космонавта мира Юрия Гагарина в Москве 60 лет назад. Она вспоминает, как судьба привела ее 14 апреля 1961 года на Красную площадь и как по-своему, пусть и опосредованно, «прикоснулась» к тому исторического полету в космос.