№52 от 27 декабря 2012 года
Реалии и фантазии юных ремесленников
Любанщина — место явно знаковое! Ведь здесь открыт пространственно-временной портал, связывающий Беларусь с прошлым — далеким и не очень. А находится он в Любанской детской школе народного декоративно-прикладного искусства.
Это пока единственная школа в стране, обучающая детей основным ремеслам, на которых многие столетия держались реальные быт и культура наших предков. Здесь обучаются 129 учащихся. Классы небольшие, и число детей на 1 педагога не превышает 10, чаще — 3—6 человек, что позволяет мастеру уделить максимум внимания каждому. Сюда ребята приходят после занятий в обычной школе. В детской школе народного декоративно-прикладного искусства открыты классы художественной керамики и гончарства, художественной резьбы по дереву и ручного узорного ткачества, ручной художественной вышивки и костюма, художественного соломоплетения, лозоплетения и бондарства.
Любанской детской школе народного декоративно-прикладного искусства идет только второй год. Она имеет статус государственного учреждения, дающего дополнительное образование. Школа была создана и работает при финансовой поддержке и на средства государства.
Разместилась она в здании бывшей художественной школы, получившей новое современное помещение. Но и юных ремесленников вскоре ожидает новоселье — идет реконструкция здания бывшей синагоги, куда вскоре переедут юные мастера и их педагоги. Ход реконструкции находится под личным контролем председателя Любанского районного исполнительного комитета Василия Ивановича Акулича. Он часто бывает и в самой школе ремесел. С каждым посещением этого необычного учебного заведения председатель райисполкома констатирует рост интереса местных ребятишек к национальным традициям и реальный прогресс их мастерства, поэтому делает все от него зависящее, чтобы ребятня быстрее переехала в новое просторное помещение.
Впрочем, нужно сказать, что мелкие недостатки нынешнего быта пока не слишком тяготят ни учеников, ни педагогов детской школы народного декоративно-прикладного искусства. Очарованные магией творчества, ребята и педагоги с большим энтузиазмом и вдохновением вместе создают предметы обихода и гардероба, которые когда-то делали комфортной жизнь наших предков и представляют большой интерес для современного человека как с исторической, культурной, так и с утилитарной точки зрения.
Многие мальчишки и девчонки и их родители, приглядываясь к тому или иному ремеслу, сразу просчитывали, насколько будут востребованы их знания, смогут ли заработать на избранном деле…
Ребята увидели, что корзинки, горшочки, бочонки, салфеточки, вышитые сорочки и другие вещи, сделанные их руками, считающиеся ныне оберегами, защищающими от влияния негативных энергетик, могут прекрасно дополнить быт их семей, стать оригинальным подарком. А то и вовсе хорошо раскупаемым, ходовым товаром! Ведь предметы, созданные юными ремесленниками, быстро расходятся во время ярмарок и городских праздников как дорогой эксклюзив.
Особой популярностью пользуется гончарная мастерская. Полученный школой областной грант пошел на закупку печи для обжига глиняных и керамических изделий. Нужно сказать, что
ее руководителем является член клуба народных мастеров известный в стране мастер Михаил Насанович. Другие его коллеги-педагоги хотя и менее имениты, но не менее талантливы и влюблены в те ремесла, сокровенные знания которых они пришли преподавать подрастающему поколению в эту школу. Мастера учат плести корзинки и хлебницы, делать бочонки, ткать покрывала, вышивать в национальном стиле костюмы, вырезать на дереве интересные панно и целые художественные произведения.
Многих девчонок увлекла традиционная вышивка крестиком. Мальчишкам постарше показалось настоящим делом бондарство. Умельцев сделать хорошую кадку для квашеной капусты не найдешь днем с огнем, а тут такая возможность научиться делать столь популярный на рынке товар!
Нашлись желающие заняться даже ручным узорным ткачеством — ремеслом, скажем так, архисложным. Ранее в деревне мастериц ткать узорчатые, радующие глаз покрывала было раз-два и обчелся… Прежде чем сесть за ткацкий станок, дети согласны были долгое время «набивать руку», учиться чувствовать нить, создавая салфеточки и фантазийные вещицы на самодельных деревянных и картонных пяльцах…
— Возможность выбрать дело по душе здесь есть у каждого. Мы даем ребятам навыки народных ремесел, которые, как говорится, за плечами не носить, а в будущем они обязательно пригодятся. К примеру, кто-то будет плести корзинки для души или друзей, а для кого-то лозоплетение станет делом, приносящим реальный доход, — говорит заместитель директора школы Зоя Николаевна Дубик.
Как и в любом деле в школе ремесел приходится начинать с азов. Здесь в обязательном порядке изучаются такие дисциплины, как рисунок, живопись, композиция. Они дают очень важные знания для придания законченности, убедительности, художественной силы и утонченности предметам культуры и быта, которые выходят из рук юных мастеров. Поэтому сегодня, прежде чем создать ту же корзинку или хлебницу, юный ремесленник должен без проблем вначале ее нарисовать. Для тех, кому рисунок и живопись по душе больше всего остального, в школе был недавно открыт класс изобразительного
искусства.
Но все же среди учеников этой уникальной школы больше тех, кому по сердцу реальное ремесло. Не случайно в стенах Любанской детской школы народного декоративно-прикладного искусства уже собрано немало вещей и вещиц, созданных юными мастерами. Абсолютно идентичных тем, которыми пользовались наши предки в повседневной жизни. Находясь рядом с ними, вдыхая аромат трав купчих-игольниц, деревянных кадок и симпатичных лукошек, вдруг ощущаешь себя рядом со своими прапрабабушками, еще юными, у которых вся жизнь впереди, в вышитых сорочках, расшитых по подолу
андараках…
Вот он, пространственно-временной портал — в действии! И совсем недалеко — в городе Любань.