Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Расхожее выражение, еще десяток лет назад бывшее в нашей стране явным преувеличением, сегодня обрело свой первозданный смысл. Как свидетельствуют данные МВД, на начало текущего года количество машин в личном пользовании белорусов превышало количество зарегистрированных в стране браков и составляло порядка 3 млн единиц. А автомобили, известное дело, периодически нуждаются в замене запчастей — и плановой, и оперативной. В связи с чем рынок автозапчастей в республике стремительно развивается.
По некоторым оценкам, его емкость в Беларуси уже составляет 3 млрд долларов. Хотя многие эксперты считают и эту внушительную цифру заниженной. Дело в том, что около 50% данного рынка находится «в тени», то есть «нелегалы» делают деньги, торгуя зачастую неизвестно чем. А если точнее, то безопасностью людей и в определенной степени экономической безопасностью государства. Поэтому проблема легализации рынка автозапчастей приобрела такую серьезную значимость.
Государство не дремлет
Действительно, реализация автозапчастей — это не только вопросы, связанные с функционированием многомиллиардного рынка и, следовательно, имеющие важное экономическое значение, но и напрямую касающиеся обеспечения безопасности людей — водителей, пассажиров, пешеходов. Поэтому государство, особенно в последние годы, уделяет их решению серьезное внимание. Об этом заявила на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА заместитель министра торговли Республики Беларусь Ирина Наркевич.
Взять, например, такую достаточно острую на сегодняшний день проблему, как торговля так называемыми бэушными автозапчастями на рынках республики. Понятно, что этот вид бизнеса в той или иной форме, скорее всего, будет существовать и в дальнейшем, поскольку потребитель должен иметь право выбора — покупать новую деталь или бывшую в употреблении. «Наша задача заключается в том, чтобы сделать данный бизнес легальным», — подчеркнула Ирина Наркевич и пояснила, что индивидуальный предприниматель, торгующий на рынке, должен нести ответственность за продажу бэушных автозапчастей, включая достоверность информации о них. Поэтому он обязан выдавать покупателю документ, подтверждающий факт продажи, чего в настоящее время на рынках практически не встретишь.
По словам Ирины Наркевич, Министерством по налогам и сборам при участии Министерства торговли подготовлен проект постановления Совета Министров и Национального банка «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». В нем, в частности, предусматривается обязанность продавцов использовать кассовое оборудование при осуществлении розничной торговли запасными частями к автомобилям на торговых местах на рынках и при торговле по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место. Кстати, это позволит не допускать и фактов сокрытия субъектами предпринимательской деятельности выручки от реализации товаров и оказания услуг.
Предусматривается также введение на рынках реестра продавцов. Специалисты считают, что эта мера позволит сделать более действенным контроль за соблюдением индивидуальными предпринимателями требований законодательства, в том числе в части уплаты налогов.
Таким образом, ставится заслон перед нецивилизованной торговлей, резюмировала Ирина Наркевич.
Покупать лучше новое
Что и говорить, контроль со стороны государства за состоянием дел на рынке автозапчастей, безусловно, необходим. Но точно так же, убеждена заместитель министра торговли, необходимо, и жизнь это подтверждает, формировать у белорусского потребителя, который приобретает автозапчасти, привычку думать не только о своем кошельке, но в первую очередь о безопасности своей и других участников дорожного движения. Поэтому приобретать запчасти лучше все-таки новые, причем у тех продавцов, которые гарантируют их высокое качество и надежность.
Неслучайно, по ее словам, поставлена задача создать условия, чтобы к 2015 году автозапчасти в Беларуси реализовывались только через стационарные торговые объекты либо при осуществлении отдельных форм торговли. Говоря иными словами, чтобы в стране была создана цивилизованная система продажи автозапчастей.
Важную роль в решении этой задачи, по мнению Ирины Наркевич, могут сыграть крупные оптовые компании, закупающие продукцию у первых поставщиков. Вместе с тем, безусловно, создаваемая в республике разветвленная сеть легальной продажи автозапчастей может включать в себя не только торговые центры, но и небольшие специализированные магазины, интернет-магазины, станции технического обслуживания автомобилей. В частности, представляется весьма перспективным направлением развития легальных продаж автозапчастей открытие представителями малого и среднего бизнеса небольших специализированных магазинов, в которых торговля будет осуществляться цивилизованным образом. То есть с покупателем будет работать продавец-консультант, который поможет подобрать нужную деталь с помощью компьютерной базы данных, установлены кассовый аппарат и терминал для безналичных расчетов. При организации таких торговых объектов, особенно в регионах, малому и среднему бизнесу будут в первую очередь предоставляться преференции, сказала замминистра. Но, конечно, местные органы власти должны
при этом четко определиться, какова потребность в магазинах автозапчастей в том или ином регионе.
Еще одним перспективным направлением в этом плане является, несомненно, цивилизованная интернет-торговля автозапчастями. Кстати, в Беларуси в этой сфере уже появились интересные интернет-магазины, которые приходят в регионы.
В целом же, считает Ирина Наркевич, различные формы торговли должны конкурировать между собой на рынке автозапчастей. Поэтому в проект новой редакции Закона о торговле включены положения, направленные на развитие добросовестной конкуренции, в том числе в этом сегменте. Наличие такой конкуренции будет отвечать интересам всех и главное, конечно, потребителя, заключила заместитель министра торговли.
Бизнес, выгодный для всех
С мнением о том, что развитие в Беларуси цивилизованной системы продажи автозапчастей выгодно всем — и государству, и продавцам, и потребителю, согласен и Денис Мороз, директор группы компаний «Армтек», которая является лидером на этом рынке в республике. Именно поэтому «Армтек» активно развивает собственную сеть розничной торговли автозапчастями. В настоящее время уже работают его фирменные магазины в Бобруйске, Орше и Минске, а в декабре-январе будут открыты еще и в Волковыске, Пинске, Солигорске, Жлобине, Молодечно. В течение 2013 года к ним добавятся еще 20 магазинов по всей республике.
«Организация прямой продажи автозапчастей от первого поставщика особенно важна для обеспечения безопасности участников дорожного движения. Ведь автомобили, тем более современные, которые доступны все большему числу людей, являются источниками повышенной опасности, поэтому все запчасти к ним должны быть максимально высокого качества», — убежден Денис Мороз. А гарантировать такое качество могут лишь крупные компании-импортеры, которые импортируют и реализуют запчасти только известных и проверенных производителей.
Другим несомненным преимуществом современной сети по продаже автозапчастей является то, что в ней организовано профессиональное консультирование покупателей. «Это очень важно, потому что для каждого автомобиля и даже для каждого узла автомобиля существует множество брендов запчастей различных производителей, и при грамотной консультации зачастую выясняется, что потребитель может купить недорогую, но качественную запчасть, сэкономив деньги не в ущерб качеству», — пояснил директор «Армтека».
Не будем забывать и о том, что субъекты легальной торговли автозапчастями уплачивают все полагающиеся налоги и платежи, которые поступают в республиканский и местные бюджеты и потом идут на реализацию государственных социальных программ. Помимо этого, развитие торговой сети по продаже автозапчастей означает создание официальных новых рабочих мест, с которых тоже
уплачиваются все налоги. Наконец, современные розничные сети приносят с собой в регионы современные технологии продаж, что тоже является несомненным плюсом для всех, отметил директор
«Армтека».
Ну а современные технологии продаж немыслимы без современной логистики. Поэтому «Армтек» инвестирует более 30 млн евро в строительство логистического центра. «Назрела необходимость построить современный высокотехнологичный склад, чтобы иметь необходимый по широте и постоянному наличию ассортимент автозапчастей в стране и поставлять продукцию быстро и четко в наши собственные торговые точки розничной сети, а также всем клиентам во всех регионах Беларуси», — уточнил Денис Мороз.
В настоящее время уже разработана концепция технологического обеспечения складского комплекса. «Наш комплекс будет отвечать самым высоким мировым требованиям по уровню оборудования, включая наличие высокотехнологичных роботов, которые будут использоваться для автоматизированной обработки товарных потоков», — рассказал директор «Армтека». В итоге, по его словам, это обеспечит высокую скорость и точность обработки товаров и позволит создать самые современные условия труда для работников комплекса.
Кроме того, он напомнил, что чем больше площадь хранения товаров и совершеннее технология их обработки, тем меньше затраты на хранение каждой единицы товара, что соответственно отражается в более низкой его стоимости для конечного потребителя. Это обстоятельство также было весомым аргументом при принятии решения о строительстве логистического центра, сказал Денис Мороз.
Выбор — индивидуальный
Сегодня товарное предложение «Армтека» — это около 220 тысяч артикулов более 250 брендов известных мировых производителей автозапчастей. «С каждым поставщиком мы ведем индивидуальную работу, с каждым имеем партнерские соглашения о предоставлении нам лучших цен, что позволяет в итоге предложить потребителям самые привлекательные цены на рынке», — сообщил Денис Мороз, добавив, что все поставщики «Армтека» являются сертифицированными и поставляют свою продукцию на конвейеры известных мировых автопроизводителей.
Он рассказал, что когда «Армтек» начинает работать с новым поставщиком, то обязательно формирует комиссию, которая выезжает на производство и проводит там аудит технологического процесса выпуска автозапчастей. «У нас есть компетентные специалисты, которые в состоянии определить, могут ли возникнуть у поставщика проблемы с качеством, — отметил директор «Армтека». — Мы относимся к этому очень серьезно и на безопасности не экономим».
Только после того, как в этих вопросах наступает полная ясность, устанавливаются договорные отношения и начинаются поставки. При этом выбираются те запчасти, которые востребованы именно на белорусском рынке.
По его словам, в настоящее время «Армтек» активно работает с известным немецким брендом Stellox. В ассортимент этой торговой марки входит более 15 тыс. артикулов. «Запчасти Stellox продаются во всех наших торговых точках в республике и в торговых точках наших клиентов. С 2012 года продукция ТМ Stellox включена в мировой каталог автозапчастей TecDoc, что позволяет и потребителям, и продавцам быстро и точно подобрать нужную деталь по этому каталогу и тем самым сэкономить время и деньги», — сказал директор «Армтека».
«Мертвая точка» пройдена
Столь солидный рынок, как рынок автозапчастей с его миллиардными оборотами, естественно, привлекает к себе повышенное внимание. Безусловно, сделать его прозрачным, конкурентным, обеспечить территориальную, ценовую и ассортиментную доступность — задача не одного дня и даже года. Здесь необходимы совместные усилия государственных органов и бизнеса. Неслучайно Ирина Наркевич заметила, что разработка нововведений в этой сфере будет осуществляться
в рамках государственно-частного партнерства с привлечением крупных игроков данного рынка. Не может не радовать, что, как показывает пример «Армтека», серьезный бизнес готов к такому сотрудничеству.
Поэтому сегодня можно с полным основанием констатировать, что «мертвая точка» в процессе формирования в Беларуси цивилизованного рынка автозапчастей пройдена и в нашей стране создается действительно прозрачная система реализации качественных запасных частей к автомобилям.
Владимир ВИШНЕВ