Удивительно, но факт — ни так часто поднимающиеся цены на бензин, ни стремительное удорожание техобслуживания автомобилей не способны сдержать рост численности машин на наших дорогах. Как ни крути, а автомобиль был, есть и будет. Подтверждение тому — статистика. На начало текущего года, по данным МВД, количество машин в личном пользовании белорусов превышало количество зарегистрированных в стране семей и составляло порядка 3 млн единиц. Естественно, все они рано или поздно требуют определенного ремонта. И, согласитесь, чем выше качество обслуживания в автомастерских, тем выше уровень безопасности как самого водителя, так и его пассажиров, а также, разумеется, пешеходов.
Сегодня услуги по техническому обслуживанию автомобилей в Беларуси оказывает около 3500 организаций. Это вторая по востребованности бытовая услуга в стране после услуг по ремонту жилья. Не станем говорить о качестве, но и проблема СТО стоит в стране достаточно остро, поскольку значительная часть объектов данной категории относится к «серому» бизнесу. В этой связи по поручению правительства на протяжении последних двух лет ведется активная работа по позиционированию легальных станций техобслуживания как гарантов действительно качественного ремонта авто. Иными словами, делается все для того, чтобы автовладельцы шли не в «гараж», а обращались на сертифицированные СТО.
Одним из важных шагов в данном направлении стало проведение первого в республике конкурса «Лучшая организация автосервиса» среди субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, итоги которого были подведены на минувшей неделе. Организаторами конкурса выступили министерства торговли, транспорта и коммуникаций, Госкомитет по стандартизации, областные и Минский городской исполнительные комитеты, а также автомобильная ассоциация «БАА».
Конкурс стартовал еще в сентябре, проходил в два этапа, и для участия в завершающем были отобраны победители областных туров, набравшие наибольшее количество баллов в соответствии с критериями конкурса, а также имеющие наилучшие показатели финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, лучшей организацией автосервиса категории А стало СООО «Атлант-М Восток» (Минск). Лучшей организацией автосервиса категории В признано унитарное многопрофильное предприятие «АгроАвтоЗапчасть» ОАО «Гродненское районное производственное объединение по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства» (Гродненская область). Звание «Лучшая организация автосервиса категории С» присвоено сразу семи участникам — ИЧУП «Атлант-М Запад» компании «Тревор Индастриал ЛЛК» (Брестская область), Витебскому областному унитарному предприятию автосервиса и торговли, ООО «ПолесьеГАЗавтосервис» (Гомельская область), ОАО «Гродноавтосервис» (Гродненская область), ЧУП «АВТОтраст» (Могилевская область), СОАО «Минск-Лада» (Минск), а также ООО «ВИТ-М» (Минск). Самым универсальным автосервисом по итогам конкурса признано ОДО «РиаМоторс». Звания «Автосервис высокой социальной ответственности» удостоено ОДО «НТС» (Гомельская область). В номинации «Прорыв года» победу одержали ООО «ГрандСервисЛюкс» (Витебская область), ООО «Атонова» (Гомельская область), ЧПУП «Авто Дедново» (Могилевская область).
В номинации «Лучший работник организации автосервиса» победителями стали слесарь по ремонту автомобилей 7-го разряда ИЧУПП «Атлант-М Запад» компании «Тревор Индастриал ЛЛК» Петр Столярчук, слесарь по ремонту автомобилей 6-го разряда Витебского областного унитарного предприятия автосервиса и торговли Александр Савельев, слесарь по ремонту автомобилей 7-го разряда ЧСУП «АвтоРиО центр» Дмитрий Сироткин, слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда УМП «АгроАвтоЗапчасть» ОАО РПО «Сельхозхимия» Евгений Лебедь, слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда СП «Автосалон АV» ООО Дмитрий Авраменко, слесарь по ремонту автомобилей 6-го разряда ООО «Хендэ Автоград» Андрей Туник.
«Это те, кто поведет вперед остальных», — отметила на официальной церемонии награждения замминистра торговли Ирина Наркевич. Она подчеркнула значимость проведенного мероприятия, добавив, что «любой конкурс профессионального мастерства — это качество, совершенствование, развитие». В данной связи замминистра выразила надежду, что количество легальных СТО в Беларуси будет увеличиваться и одновременно повышаться качество оказываемых ими услуг.
Работа лучших из лучших отмечена дипломами и ценными подарками. В том числе свои призы для них учредила группа компаний «Армтек» — одна из лидеров на рынке запасных частей для легковых и грузовых автомобилей, успешно работающая как в Беларуси, так и в России.
Кстати, говоря о сегодняшней ситуации на рынке автозапчастей в нашей стране, директор группы компаний «Армтек» Денис Мороз высказал мнение, что их официальные поставщики в Беларусь должны занять доминирующее положение в этом сегменте внутренней торговли, поскольку несут полную ответственность за качество и сертификацию поставляемых на белорусский рынок запчастей к автомобилям.
Он пояснил, что, к сожалению, культура приобретения автозапчастей в нашей стране еще недостаточно высокая. Это приводит
к тому, что потребители зачастую не интересуются в торговой точке, где покупают запчасти, или в СТО, где их устанавливают, есть ли сертификат на приобретаемые детали, не берут кассовый чек при покупке автозапчастей. Между тем сертификат — это очень важный документ, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности и от надежности запчастей зависит безопасность как самого водителя, так и других участников дорожного движения. «Поэтому все запчасти должны быть качественные и сертифицированные, что могут гарантировать только их официальные поставщики», — подчеркнул Денис Мороз.
Директор группы компаний «Армтек» также отметил, что встречаются ситуации, которые ни одно производство в такой сложной и высокотехнологичной сфере, как выпуск автозапчастей, исключить не может, когда запчасти имеют заводской брак. «Официальный поставщик имеет возможность принять назад и обменять бракованную деталь, а потом выставить претензию производителю, чего продавцы, которые занимаются нелегальным бизнесом в этой сфере, по определению сделать не могут. Соответственно затраты потребителя в конечном счете будут гораздо выше, чем условно сэкономленные деньги, потому что на рынке запчасти, привезенные официально и взятые неизвестно откуда, продаются по одинаковой цене и потребители ничего не экономят на покупке непонятно какой детали», — добавил он.
Денис Мороз приветствовал развитие сети официальных СТО в Беларуси. «СТО, которые официально оказывают качественные услуги по ремонту автомобилей, заинтересованы в том, чтобы покупать запчасти у официальных поставщиков. В результате в стране выстраивается стройная и понятная цепочка оказания услуг, где потребитель защищен со всех сторон», — уточнил директор «Армтек».
В данной связи он выразил заинтересованность в более плотной работе с СТО. «Обратившись в наши магазины, покупатели и сами СТО могут купить все необходимое для ремонта очень быстро. Причем, что также важно, наши специалисты помогут им правильно подобрать нужную деталь. Понятно, что это является плюсом и для самой станции, и для потребителя. Ну а если все же произошла ошибка в выборе запчасти, то неподходящая будет быстро заменена на необходимую», — подчеркнул Денис Мороз. Он также добавил, что магазины «Армтек» уже работают в Бобруйске, Орше и в Минске, а в декабре-январе будут открыты еще и в Волковыске, Пинске, Солигорске, Жлобине, Молодечно.
Вместе с тем, по его мнению, дальнейшее развитие официальной торговли автозапчастями сдерживает отсутствие необходимой инфраструктуры в регионах.
В свою очередь заместитель министра торговли Ирина Наркевич, комментируя эту тему, отметила, что реализуемый в Беларуси комплекс мер организационно-экономического и правового характера по совершенствованию системы и обеспечению прозрачности услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, торговли запасными частями к автомобилям направлен в первую очередь на то, чтобы вывести из тени работу «серых» СТО, а также продажу автозапчастей.
По ее словам, поставлена задача к 2015 году создать необходимые условия для того, чтобы автозапчасти реализовывались только через стационарные торговые объекты либо при осуществлении отдельных форм торговли. «Это могут быть магазины, интернет-магазины, торговые центры, станции технического обслуживания, но никак не торговые места на рынках», — пояснила она, добавив, что на местах уже принимаются меры по подготовке нужной инфраструктуры. Однако пока перевод продажи автозапчастей с торговых мест на рынках в торговые центры проходит стихийно, нет конкретных планов на местах. В комплексе мер предусмотрен такой перевод к концу 2015 года. Предусмотрен и механизм — выделение земельных участков, предоставление нежилых помещений. Поэтому, по ее мнению, «нужно поторопиться с этой работой и не ждать 2015 года». «Я полагаю, что межведомственная рабочая группа по выполнению комплекса мер будет активно работать в этом направлении в тесном взаимодействии с органами власти на местах», — сказала Ирина Наркевич.
Однако не все так плохо. Только за первый квартал 2012 года количество объектов в торговых центрах по торговле запчастями увеличилось на 129 единиц, при этом только в Минской области — на 99 и г.Минске — на 31.
Ирина Наркевич подчеркнула, что по-прежнему усилия будут направлены на то, чтобы потребитель имел возможность официально приобретать качественные, сертифицированные запчасти на всей территории республики. «Поэтому мы будем развивать соответствующую торговую инфраструктуру, чтобы она появлялась не только в столице, областных центрах, но и в районных городах, где люди могли бы цивилизованно покупать запасные части», — отметила заместитель министра торговли.
В данной связи Ирина Наркевич подчеркнула, что для того, чтобы такие торговые объекты появлялись повсеместно, исполнительные и распорядительные органы на местах должны будут предоставлять места для их создания. «То есть тот, кто хочет работать легально, должен знать, где он может получить место для магазина или торгового центра. Это тоже стимулирующий фактор, когда все понимают, что если мы переводим в легальный сектор продажу автозапчастей, то бизнесу должны создаваться условия для ее организации», — пояснила Ирина Наркевич. «Понимание местными органами власти того, что официальную торговлю автозапчастями развивать надо, чтобы люди перестали покупать неизвестно какие запчасти неизвестно где, очень важно. Помимо этого надо помнить, что магазин — это в первую очередь поступление налогов, прозрачность бизнеса, гарантия качества товара, возможность для потребителя предъявить справедливую претензию и знать, что она будет удовлетворена», — добавила замминистра.
Она также высказалась за развитие в Беларуси добросовестной сетевой торговли автозапчастями. «Почему бы в стране не появиться торговой сети по продаже автозапчастей? Это ведь снижение издержек и, соответственно, цен. Если это будет добросовестный участник рынка, то пусть развивается, это неплохо», — резюмировала Ирина Наркевич.
По ее мнению, немаловажное значение для легализации торговли автозапчастями может иметь введение маркировки отдельных из них контрольными (идентификационными) марками, проверки продажи автозапчастей контролирующими органами, в том числе таможенными, — легальности ввоза автозапчастей на территорию Беларуси.
В общем, сегодня можно с полным правом констатировать, что проблема создания в нашей стране прозрачной системы приобретения сертифицированных запчастей и качественного ремонта автомобилей сдвинулась с мертвой точки и последовательно решается.
Татьяна ГРИГОРОВИЧ, Владимир НАПРЕЕВ