Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



Персона

№48 от 29 ноября 2012 года

Симфония на бис
Симфония на бис
Впервые за всю историю самостоятельной музыкальной жизни нашей страны Государственный камерный оркестр Беларуси в расширенном симфоническом составе побывал на гастролях в Италии, которые были приурочены к 75-летнему юбилею Белорусской государственной филармонии. Музыканты выступили на лучших сценах Италии, в том числе в таких крупных музыкальных центрах, как Милан и Равелло. О том, как принимала итальянская публика белорусских музыкантов, о  репертуарных предпочтениях итальянских слушателей, о дальнейших перспективах развития коллектива, а также о качестве инструментов оркестра рассказал художественный руководитель и главный дирижер Государственного камерного оркестра Беларуси заслуженный артист России Евгений Бушков.
–– В чем, на ваш взгляд, уникальность итальянских гастролей?
–– Прежде всего в том, что Италия абсолютно уникальная страна! Во всем: начиная от вкуса еды и до проявления вкуса во всех прочих областях — архитектуре, живописи, литературе, музыке, моде... А еще уникальность этих гастролей в том, что центральный концерт тура мы сыграли в знаменитом зале Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, в котором белорусский государственный коллектив, насколько я знаю, выступил впервые, да еще и с такой выдающейся солисткой, как Элисо Вирсаладзе. Это значительное событие для нашей культуры, и успех, который нас сопровождал, был исключительный. Шестая симфония Чайковского заканчивается тихо и скорбно, и по тому, сколько длится тишина после угасания последнего звука, можно определить глубину впечатления. Мы вполне можем гордиться продолжительностью паузы до начала аплодисментов, поскольку казалось, что если бы не окончательное падение руки, то аудитория в 1200 человек так бы и продолжала оставаться в завороженном состоянии... Потом мы играли на бис, играла на бис и Элисо Вирсаладзе, несмотря на то, что в других залах ей казалось, что аудитория этого не очень заслуживает.
–– Как вы определяете, заслуживает ли публика выступления музыкантов на бис?
–– Первый концерт, который оркестр дал в Италии, был в городе Равелло. Я знал, что мы будем выступать в чудесном, современном зале, который построил на рубеже 80-х годов выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер. Приехав в Равелло, мы были потрясены и красотой этого места, и тем, какого масштаба и класса проходит в этом городе фестиваль. Там выступают самые лучшие оркестры мира, выдающиеся солисты, а также известные эстрадные и джазовые музыканты. Зал принимал нас тепло, но чувствовалось, что он невероятно избалован лучшими образцами музицирования, которые есть в мире. Я пытался предложить Вирсаладзе сыграть на бис, но она бросила замечательную фразу: «Нет, я не хочу играть на бис: они слишком вялые, они должны что-то делать». Но когда мы играли на севере Италии последние концерты тура, там публика была невероятно горячая: после концерта стоял такой крик, что я на секунду почувствовал себя в итальянской опере. Мы сыграли на бис одну из тех редких пьес, которые вообще могут звучать после Шестой симфонии — «Мелодрама» Чайковского из музыки к пьесе Островского «Снегурочка». Это произведение продолжает тему смерти, которая так остро проступает в финале Шестой симфонии, но отличается какой-то трогательной проникновенностью.
Огромное впечатление произвела центральная площадь в городе Карпи, на которой стоит «Кастелло», — величественная крепость раннего средневековья и театр, где мы должны были играть. Но он пострадал от последнего землетрясения, и концерт был под вопросом, однако организаторам турне удалось перенести его в зал кинотеатра, хотя он совершенно не приспособлен для исполнения академической музыки: практически без акустики, «глухой», но огромный, с амфитеатром, наверное, где-то 800—1000 мест. Художественный руководитель музыкальной жизни города, который солировал в этом концерте, был очень доволен оркестром, а главное — атмосферой, царившей в зале. От организаторов каждый музыкант получил в подарок репродукцию акварели — картины с изображением старой площади, а мне на ней была написана благодарность за то, что мы согласились сыграть в трудных условиях и таким образом поддержать концертную жизнь города после землетрясения. В кинотеатре почти не было свободных мест — это говорит о том, что велико количество неравнодушных людей. И это порадовало, ведь для музыкантов нет большего разочарования, чем неполный зал и отсутствие интереса — как раз то, что, увы, так часто огорчает нас на своей земле: даже участие выдающихся солистов не спасает...
–– Какие открываются перспективы после выступления камерного оркестра на лучших музыкальных площадках Италии?
–– Всегда хочется надеяться, что такие энергичные импульсы в пропаганде своей творческой деятельности будут находить немедленное продолжение. Но зная устройство концертного быта, можно сказать, что эйфория, связанная с тем, как успешно проходят гастроли, что выходят хорошие рецензии и что организаторы с большим энтузиазмом относятся к проведенным концертам, — эта эйфория имеет тенденцию довольно быстро «угасать». Правда, справедливости ради могу сказать, что прямо по следам нашей поездки мы получили предложение на 2015 год. Есть также процент вероятности, что организаторы, которые с нами познакомились, послушали, как мы играли, будут заинтересованы в том, чтобы пригласить камерный оркестр уже в своем оригинальном составе. В городе Фабриано, в исключительной красоты зале старинного «Театро Джентиле», с божественной акустикой, где мы играли Концерт Моцарта с молодым белорусским кларнетистом Владимиром Солтаном, в аккомпанементе участвовали музыканты камерного оркестра, и качество нашего музицирования произвело впечатление на директора театра, человека пожилого и много слышавшего в своей жизни, который говорил очень теплые и искренние слова. Мне кажется, что он был бы заинтересован в следующий раз пригласить камерный оркестр. Другое дело, что такие турне организуются для различных коллективов: одно и то же агентство год от года привозит разные оркестры, и все они стараются «выглядеть» как можно лучше. В этом как раз и есть, на мой взгляд, основной плюс проведения зарубежных гастролей для артистов-музыкантов оркестра: такие концерты в хороших залах, на престижных площадках невероятно мобилизуют музыкантов, они придают им ощущение востребованности, более того — способствуют профессиональному росту. И невозможно объяснить почему, выходя на некоторые сцены, музыканты играют на пределе своих возможностей, стараясь выдать самое лучшее, что у них есть. Это чувствуется мгновенно!
–– Как вы оцениваете качество инструментов, на которых играют музыканты оркестра?
–– В целом в Беларуси качество инструментов среднее. Одна из моих задач как руководителя струнного камерного оркестра — способствовать в силу своих возможностей созданию государственной коллекции редких музыкальных инструментов. Это одна из самых действенных форм инвестиций, потому что инструменты дорожают как ничто другое, их остается все меньше. Такая коллекция необходима любой цивилизованной культурной стране, а тем более Беларуси, где сохранились хорошие традиции струнного музицирования.
–– Как формировалась программа гастролей? Вы учитывали предпочтения итальянских коллег?
–– Обычно организаторы гастролей сначала обсуждают программу с художественным руководством оркестра, рассказывая о предпочтениях тех или иных залов. Миланский зал запросил Шестую симфонию Чайковского. И в силу того, что наш оркестр был собран из музыкантов, которые нерегулярно работают в этом составе, играть разные симфонии от концерта к концерту у нас не было технической возможности — мы предпочли остановиться на заказе Милана. Также исполняли два фортепианных концерта в зависимости от города и предпочтения солистки — Шуман и Третий концерт Бетховена, и нас всегда сопровождала увертюра Моцарта к опере «Свадьба Фигаро». В каждом городе подходили люди и говорили, что программа исключительной красоты. Все было бы замечательно, если бы не каждодневное исполнение Шестой симфонии Чайковского: это очень большая эмоциональная нагрузка. Великий дирижер Евгений Мравинский говорил, что он старается не играть Шестую симфонию Чайковского больше шести раз... в год. Но мы должны были исполнять ее семь раз подряд с одним днем перерыва. И, что самое невероятное, она каждый раз звучала по-другому!
–– Значит, вы угадали предпочтения итальянской публики?
–– Это предпочтение не только итальянцев, но всего западного мира: публика любит русскую музыку, она в ней слышит то, чего не слышит в своей. Музыки гениальной много, и она не стареет. Если сравнивать с итальянскими инструментами, можно сказать, что хорошая музыка также с каждым днем становится все дороже.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.