№47 от 21 ноября 2012 года
Из пункта А в пункт В
Один день из жизни экспедитора
Столичные кадровые агентства сулят прекрасное будущее транспортным экспедиторам: зарплата — $1000—1200$, возможность укатить по работе за границу, быстрый карьерный рост. В общем, немудрено, что сегодня эта некогда малоизвестная профессия входит в десятку самых перспективных и высокооплачиваемых вакансий 2012 года. В экспедиторы пошла бы, пусть меня научат
Существуют всего два способа трудоустройства в компанию: самостоятельно и «по блату». В первом случае молодому человеку без профессии и опыта за спиной придется потратить кучу времени на поиск уютного местечка, пройти десяток собеседований, а в конце все равно практически неизменно выслушать категорическое «нет». И — опять по кругу...
Мне в этом смысле подфартило. О моем счастливом лотерейном билете позаботился свекор. В Лиде у него есть небольшой бизнес, а в партнерах — транспортная фирмочка. Хозяйка ее как-то призналась, что не против взять к себе в команду новое лицо. Мол, семейный бизнес расширяется, а передавать навыки некому. Родные дети не особо рвутся помогать, а человека с улицы брать не хочется. Тогда-то свекор и порекомендовал меня как девушку ответственную, с деловой хваткой и на тот момент безработную. В общем, типичная история из разряда «без меня меня женили».
Утром — деньги,
вечером — стулья
Ровно в 9.00 я уже на пороге офиса фирмы. Странно, никого еще нет. За закрытыми дверями от звонков разрываются телефоны. Минут через десять с ключом в руках прибегает запыхавшаяся девушка.
— День у нас ненормированный. Клиент может объявиться в любое время. Поэтому на полноценный обед в столовой не рассчитывай, — сразу предупреждает меня моя напарница Татьяна. — Что касается внешнего вида... Встречаются такие заказчики, которые по телефону не договариваются, а приезжают лично в офис и на месте решают все вопросы. Поэтому выглядеть надо соответствующе. Забудь про мини-юбки, кофточки с откровенным декольте, джинсы, спортивные футболки. Проверенный вариант — брючный костюм, рубашка и каблучки.
Теперь к обязанностям. Сколько машин отправится сегодня или завтра в рейс и в каком направлении, решает только хозяйка. Обычно это становится известно с утра. Учитывается каждая мелочь: количество желающих что-нибудь перевезти, погодные условия, состояние водителей, наличие страховки и техосмотра.
— Итак, ты быстро просматриваешь специализированные сайты, куда выбрасываются десятки заявок по грузоперевозкам. Обращаешь внимание на габариты груза уже в упаковке, важен каждый сантиметр. Помню, как однажды плюнула на 5 сантиметров, из-за которых потом коробка в дверь не пролезла. Не только лишилась хорошего заказа, но и премии, — продолжает Татьяна, заключив по мобильному выгодную сделку. — Прикидываешь в уме общий объем. Затем по телефону у заказчика интересуешься характером груза. За опасные мы не беремся. На то должно быть специальное разрешение. Еще раз уточняешь размеры, количество, время доставки. Только из-за разницы в часовых поясах столько путаницы бывает! Точные адреса загрузки и выгрузки проверяешь по карте. И только потом затрагиваешь вопрос цены. Просишь назвать конкретную ставку.
Расчеты производятся по достаточно странной схеме. Прейскуранта, в котором четко была бы указана стоимость услуг транспортной компании, я так и не увидела. Правда, мне все же показали несколько российских сайтов с приблизительными расценками. В любом случае окончательный денежный вердикт выносит директор фирмы. Из своих соображений.
— С грузом, который идет на дальнюю Россию, будь осторожна. Придерживайся принципа «утром — деньги, вечером — стулья». Требуй 50-процентную предоплату. На другие условия даже не соглашайся. Иначе потом останешься с носом, — делится со мной горьким опытом Татьяна. — Был у меня один клиент. Просил перевезти из Минска в Ростов-на-Дону деталь для парка аттракционов. Бил себя в грудь, что в течение 5 банковских дней перечислит все до копейки. Деталь доставили, а его и след простыл. 200 баксов пришлось мне из своего кармана отдавать.
За четыре часа, что я нахожусь в кабинете, у нас не появляется времени даже выпить чашку кофе: водители заходят один за другим. Получают разнарядку, кто куда товар повезет, выслушивают замечания по прошлому разу, со щепетильностью бухгалтера проверяют весь пакет документов. Стоит забыть хотя бы об одной справке — считай, дело завалено.
— Нужно быть по меньшей мере секретарем-референтом с фотографической памятью, чтобы не запутаться в многообразии бумаг, — шутит водитель с 15-летним стажем Виталий и отправляется грузиться на завод. Уже к утру он должен успеть заскочить в Москву, дабы потом не застрять в многокилометровой пробке.
Водители, которые ездят часто, лишних вопросов не задают. Они в курсе, что и как надо оформлять. Но бывают и такие, с которыми нервы потреплешь. Ответ у них один: «Какие дали мне бумаги, такие я и взял».
Ближе к вечеру в офис наконец-то заглядывает хозяйка. Убедиться, все ли в порядке.
— Девушки, посмотрите завтра Виталику «обратку». Не возвращаться же назад ему пустым. И еще, если будет звонить заказчик из Лиды, интересоваться судьбой груза на Новосибирск, соврите, что он уже в пути, а не на складе. А то нам заплатили приличные деньги за срочность, — просит она и ускользает домой.
Пришел. Увидел. Загрузил
На следующее утро принимаю свою первую заявку. Беспокоят с завода газетной бумаги, что находится в Шклове. Надо срочно найти машинку, которая прихватила бы из Санкт-Петербурга ящик с лезвиями. Объясняю, что на данный момент у нас все на колесах. Но обещаю помочь. И тут же начинаю обзванивать транспортные компании. Кто-то занят, а кого-то не устраивает цена. Выручает Татьяна: она дает телефон своего знакомого водителя. Он как раз сейчас проездом в нужном нам городе. Счастью нет предела!
Открываю подряд все специализированные сайты. Заявок немного. Но пару подходящих все-таки отыскивается. Поступаю так, как меня вчера учили. Вооружаюсь калькулятором и просчитываю все до сантиметров и килограммов. Прокладываю на компьютере оптимальный маршрут. По базе данных пробиваю компанию-заказчика. Все в норме. Платят исправно и быстро. Обсуждаю с хозяйкой вопрос цены. Решаем брать.
— Девушка, 100 долларов нас вполне устраивают, — кричу я в трубку. — Упаковывайте товар.
— Спасибо, но мы уже нашли фирму, которая согласилась и
за 50.
Жаль. Удача была так близко. Продолжаю поиски. Как назло, зависает компьютер, и я упускаю потенциальных клиентов один за другим.
— Здравствуйте! Нам бы оборудование в Челябинск доставить. Друг уже вторую неделю ждет. Заплатим любые деньги, — раздается звонок. — Вес — где-то 250 кг. Есть упаковка.
— Привозите к нам на склад. А там посмотрим, — таких заказчиков терять непозволительно.
Выдается свободная минутка. Строчу смс водителю Виталику. Плохие новости — его отказываются разгружать на заводе в Москве. И все потому, что в документах нет описания товара. Дело не сдвинется с мертвой точки, пока не прибудут должным образом оформленные бумаги. Приятного мало — водитель пропустит все загрузки. Все бросаем. Пытаемся дозвониться до директора. Получается только с пятой попытки. Слава Богу, конфликт удается сгладить. Договариваемся выслать документы по электронке.
В это время к нам на склад привозят… спортивный мотоцикл. Мы в недоумении. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Никто такой заявки не принимал. Оказывается, что это и есть то самое «оборудование», которое надо отправить в Челябинск. Отказываться поздно.
Не успели спокойно вздохнуть, как и здесь без приключений не обходится. Прилетает очередное разочарование от Виталика. Опять форс-мажор. На этот раз его не хотят загружать. Понять заказчика можно. Рабочая смена закончилась еще полчаса назад. Ничего не остается, как заглушить мотор возле склада и ждать утра. Машину ведь не оставишь.
Тут поджидают проблемы со вторым водителем. Трехтонный грузовичок не может сдвинуться с места, так как перегружен на лишних 150 килограммов. Удружила хозяйка. Знакомым отказывать в просьбах ведь некрасиво. У водителя сдают нервы. Он карабкается на верх машины и со всей злости начинает выбрасывать на землю аккуратно запечатанные картонные коробки. От силы удара они деформируются, рвутся. На асфальт вываливаются женские и мужские трусы, колготки, носки. Пока сижу голодная и латаю скотчем упаковку, чтобы хоть немного придать ей товарный вид, размышляю: постоянно трудиться транспортным экспедитором не смогла бы. Говорить приходится все время, поэтому после работы нет ни малейшего желания перекинуться с близкими даже парой-тройкой слов. А сколько нервов потрачено, которые, к слову, восстановлению не подлежат. Да и молоко за вредность здесь не выдают.
Предсказания сбываются. Выдерживаю ровно месяц. За это время параллельно осваиваю профессию бухгалтера: выписываю счета и акты, вытряхиваю деньги из должников.