Протестировали одну из самых необычных трамвайных сетей страны – мозырскую. Большая ее часть проложена за городом. При желании на трамвае можно уехать даже на дачу!
Ведомственная история
Появление в Мозыре трамвая связано с возникновением местного нефтеперерабатывающего завода. На химическом гиганте трудилась не одна тысяча человек. В советское время, когда автомобили были далеко не в каждой семье, остро стоял вопрос быстрой доставки людей на производство – завод находится в 13 километрах от города. Руководство решило построить трамвайные пути, ведь один вагон способен увезти около 200 человек – в несколько раз больше, чем автобус.
Первая попытка организации сети была предпринята еще в 1973-м. Разработку проекта поручили институту «Белтранспроект». Инженеры со своей задачей справились отлично. Но завод не смог найти достаточное количество денег для продолжения строительства. Про трамвай забыли на
11 лет.
В 1984-м к идее вернулись. Устаревший проект подкорректировали, а уже в январе 1986-го приступили к полноценному строительству. Окончательно в эксплуатацию трамвайную сеть сдали в августе 1988-го. Что интересно, она стала одной из последних открытых в СССР. Для бесперебойной организации перевозок в трамвайное управление поставили 47 вагонов марки КТМ-5, способных работать в сочлененном варианте. В Минске таких образцов на линии не увидишь.
Причуды расписаний
Так как трамвайная сеть находится в ведомственном управлении, у нее есть несколько отличительных черт. Первая – необычное расписание и формирование маршрутной сети. Чаще всего вагоны бегают в утренний и вечерний часы пик: интервал движения всего 3–7 минут. В этом мы убедились лично: после пяти часов вечера трамваи приезжают буквально один за одним. А вот во внепиковое время ожидание может затянуться на целый час! В выходные, кстати, количество рейсов значительно снижается.
Интересные особенности есть и у маршрутов. Главный – он же 1-й – ходит по целодневному графику со всеми остановками. Есть экспрессный вариант, который запускают в час пик. Он делает остановки только в городе, за его пределами вагон едет на НПЗ. Существуют также два укороченных маршрута: до деревень Пеньки и Криничное. Но их рейсы единичны. Частота движения сыграла с нами злую шутку. Охотясь за эффектными снимками, мы решили доехать до границы города. Правда, не рассчитали время прибытия встречного рейса. Ждать его пришлось целый час.
Деление маршрутов (город/пригород/промышленная зона) влияет на стоимость проезда. Так, в черте Мозыря за поездку нужно отдать 70 копеек. В ближайшем пригороде – на 10 больше. А вот полноценный вояж до НПЗ «завесит» аж на 1 рубль 80 копеек! Проезд оплачивается водителю, кондукторов тут нет. Зато за полнотой оплаты следят контролеры, то и дело поджидающие на линии «зайцев».
Предельная аккуратность
Основу парка вагонов составляют еще советские КТМ-5, из которых сделан 21 двухвагонный состав. Причем вся техника до сих пор находится практически в идеальном состоянии! По крайней мере, визуальная ее часть. От состояния вагонов, на которых удалось прокатиться, сложилось впечатление, будто они только вчера сошли с конвейера.
В хорошем состоянии и остановочные пункты. Павильоны не разрисованы настенной «живописью». В расписании указаны часы и минуты прибытия. Кстати, во всех случаях вагоновожатые оказывались пунктуальными. Трамвай приезжал с точностью до минуты.
Но есть и ложка дегтя. Касается она как раз ведомственной формы управления. Трамвайная сеть развита лишь в малой части города и не является, в отличие от автобуса, полноценным городским транспортом. Однако определенная часть жителей на трамвае передвигается в черте Мозыря. Впрочем, пенять в сторону трамвайного управления будет некорректно: все-таки изначально сеть строили для нужд завода.
Генпланы города различных лет предполагали дальнейшее расширение сети. Ходили слухи, что трамвайные вагоны побегут на противоположный берег Припяти. Однако подобный проект стоит немалых денег… Но кто знает: может, открытие АЭС станет фактором развития транспортной системы уже в самом скором будущем.
В черте Мозыря за поездку нужно отдать 70 копеек. В ближайшем пригороде – на 10 больше. А вот полноценный вояж до НПЗ «завесит» аж на 1 рубль 80 копеек!
У Мозырского трамвая очень высокая маршрутная скорость движения – около 30 км/час. За городом – в два раза выше. Этого удалось достичь за счет того, что рельсовое полотно практически не пересекается с другими потоками транспорта, за исключением автомобильных переездов. Для сравнения: эксплуатационная скорость трамвая в Минске всего чуть более 15 км/час.
Кстати, билет нужно проштамповать в старомодном компостере. Иначе – штраф.