№42 от 18 октября 2012 года
Сколько ни говори «халва»…
Какой праздник, а тем более детский, не обходится без сладкого стола! Торты и пирожные, шоколадные конфеты с различными начинками, зефир, другие вкусности всегда были его непременными атрибутами. Причем особым спросом еще несколько лет назад пользовалась продукция именно белорусских кондитеров — в силу ее натуральности и высоких вкусовых качеств.
Но то было несколько лет назад. А в последние годы отечественная кондитерская промышленность неуклонно сдавала свои казавшиеся незыблемыми позиции на рынке. Примечательно в этой связи, что еще летом 2010 года Комитет госконтроля Беларуси констатировал наличие серьезных проблем в отрасли. Тогда руководители концерна «Белгоспищепром» не скупились на заверения в том, что недостатки будут оперативно исправлены и ситуация в отрасли переломлена кардинальным образом. Однако, как гласит восточная мудрость, сколько ни говори «халва», слаще во рту не станет. Иными словами, и спустя два с лишним года положение дел в отечественной кондитерской промышленности ни на йоту не изменилось к лучшему. Что подтвердил жесткий разговор на совещании по вопросам ее развития, которое на минувшей неделе провел глава государства.
Констатировалось, что отрасль фактически остановилась в развитии, в ней недостает современных конкурентоспособных производственных мощностей, она опаздывает с обновлением ассортимента, начинает отставать даже по своим рецептурам. Темпы роста производства в кондитерской промышленности значительно ниже общих темпов развития экономики страны. При этом особенно тревожит, что ведущие предприятия — СОАО «Коммунарка» и СП ОАО «Спартак», которые обеспечивают почти треть республиканского объема производства кондитерских изделий, мягко говоря, показывают далеко не лучший пример.
В результате доля отечественной продукции на внутреннем рынке продолжает сокращаться, он все больше заполняется изделиями зарубежных конкурентов. Так, если в 2005 году сладости белорусских кондитеров занимали свыше 90% в общем объеме продаж на нашем рынке, то сегодня — только немногим более 70%.
Не лучше ситуация и с экспортом. Не случайно за последние пять лет по кондитерским изделиям отрицательное сальдо внешнеторговой деятельности увеличилось почти вдвое: с 33,8 млн долларов в 2005 году до 67 млн в 2011-м. В отрасли практически отсутствует собственная сбытовая сеть на внешних рынках, а использование посредников резко снижает эффективность работы. По-прежнему слабым звеном является маркетинговая стратегия предприятий, рекламная деятельность. В общем, если дела так пойдут и дальше, то белорусские кондитеры на фоне обострения конкурентной борьбы в ЕЭП, а затем и в ВТО вовсе сдадут свои позиции.
При этом истоки нынешнего неудовлетворительного положения дел в кондитерской отрасли страны следует искать не сегодня и даже не вчера. Все началось в начале 1990-х годов, когда политика тогдашних властей была ориентирована на проведение тотальной приватизации государственной собственности, а точнее — на ее раздачу. Стоимость госпредприятий оценивалась, по сути, «на глазок», акции передавались их работникам, пенсионерам, другим физическим лицам. Дельцы быстро уяснили открывшиеся перед ними возможности, скупили за бесценок акции и стали фактическими хозяевами предприятий. Причем отнюдь не с целью развивать производство в интересах не только своих личных, но и трудовых коллективов, белорусского народа и государства в целом, а с куда более прозаическим намерением — потуже набить собственный карман. Именно так произошло на «Коммунарке» и «Спартаке», мажоритарным акционером которых стал некий господин Марат Новиков, постоянно проживающий, к слову сказать, в США. Более того, выяснилось, что поставщиком основного сырья — какао-бобов, — например для «Коммунарки», является американская компания, а экспортом тоже занимается одна компания «Белкондитер», и обе они подконтрольны господину Новикову. Причем с «Белкондитером» существует вообще не укладывающаяся в рамки здравого смысла договоренность о том, что «Коммунарка» в течение аж 25 лет не вправе прибегать к услугам какой-либо другой сбытовой компании. Когда поставки сырья, производство и реализация продукции находятся в одних руках, нетрудно догадаться, в чьем кармане оседает большая часть получаемой прибыли.
Не случайно Президент, говоря на эту тему, особо отметил, что экономика Беларуси открыта для порядочных и честных инвесторов, которые, «получив у народа тысячу, дадут завтра две», но не приемлет тех, которые, «взяв тысячу, помашут там под носом какими-то дивидендами в 100 рублей в год, а в карман положат на покупке сырья и на реализации продукции через свои подконтрольные фирмы миллионы долларов».
С целью выправления положения дел в отрасли в целом и на ее флагманах в частности глава государства принял жесткие, но единственно возможные в сложившейся ситуации решения. На «Коммунарке» и «Спартаке» ликвидированы наблюдательные советы, заменены руководители предприятий, которые, если называть вещи своими именами, плясали под дудку нечистоплотного инвестора, а сами предприятия отныне будут функционировать как государственные. Кроме того, Президент поручил правительству в течение октября навести в кондитерской промышленности идеальный порядок, а также обеспечить безусловное выполнение программы развития отрасли на 2011 — 2015 годы, включая вопросы насыщения внутреннего рынка и увеличения экспорта.
Предприятия пищевой про-
мышленности являются стратегическими, а значит, народными, и должны работать на белорусский народ, резюмировал Президент. Вывод, который не оспоришь.