№40 от 03 октября 2012 года
Инновационная экономика: кадры решают все
Важнейшим приоритетом в нынешней пятилетке являются инновации. Об этом недавно заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко. Глава государства отметил: «Завтрашний день Беларуси в руках инициативных и целеустремленных людей, тех, кто хочет сделать жизнь лучше и готов приложить для этого все усилия. Старания и плодотворный труд всегда вознаграждаются. Новый курс требует оригинальных идей, разработок, материалов, программных продуктов. А для их генерации требуются умные «головы». Лирики не в чести: настал час физиков, конкретных технарей самого высокого уровня. Ситуацию на кадровом рынке профессий, возможности подготовки спецов для набирающей темп инновационной экономики мы попросили оценить председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Игоря Войтова.
— За последние пять лет сделано немало для становления и развития национальной системы подготовки кадров для инновационной деятельности и вузовской науки.
Выпуск специалистов с высшим образованием по всем направлениям экономики и социальной сферы обеспечивают 55 учреждений высшего образования — 45 государственных и 10 частных. За последние пять лет численность студентов увеличилась на 46 тысяч человек и составила 470 студентов на 10000 населения, что соответствует показателям европейских стран. Подготовка идет по 15 профилям, включающим более 400 специальностей и направлений специальностей высшего образования, более 1000 специализаций.
Растет набор абитуриентов в технические вузы. К 2015 году доля выпускников с высшим инженерно-техническим образованием достигнет 30%. Этот показатель соответствует образовательным стандартам ЕС.
За 2008—2010 годы в соответствии с предложениями заказчиков и с учетом перспективной потребности в специалистах открыта подготовка по 16 специальностям, которая обеспечивает кадровую потребность таких отраслей, как микроэлектронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, биотехнологии, наноматериалы и нанотехнологии, логистика, туризм.
На рост кадрового потенциала инновационной экономики, обеспечение специалистами наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств направлена и Государственная программы развития высшего образования на 2011—2015 годы.
— Игорь Витальевич, а как в стране обстоят дела с послевузовским образованием? Лучшие спецы и светлые головы — кандидаты и доктора наук — во все времена были главными экспертами, а нередко и лидерами «мозговых центров» в своих областях. Кстати, сколько их у нас сегодня?— В Беларуси по состоянию на начало нынешнего года в базе данных Автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации (АСМ НРВК), объединяющей сведения 120 учреждений и организаций послевузовского образования, содержатся сведения о более чем 8680 аспирантах, докторантах и соискателях, обучающихся и прошедших обучение за период 2007—2011 годов.
В стране наблюдается тенденция роста численности аспирантов. Этот тренд прослеживается с 2009 года и усилился в 2010—2011 годах. В 2011-м по сравнению с 2008-м численность аспирантов возросла на 16,0% (с 4281 чел. до 4968 чел).
А вот результативность деятельности докторантуры слабовата. За период с 2007-го по 2011 год численность докторантов уменьшилась с 144 до 99 человек.
Сохранилась диспропорция в подготовке кандидатов и докторов наук по важным для экономики специализациям. За 1994—2005 годы доля аспирантов в области естественных и технических наук снизилась. Более 75% роста численности аспирантов за этот период обеспечили гуманитарии. За последние пять лет благодаря внедрению системы планирования подготовки научных работников высшей квалификации ситуация изменилась, притом в лучшую сторону. Более того, на законодательной основе получила развитие целевая подготовка специалистов высшей квалификации для отраслевых ведомств. Так, государственный заказ на 2011 год по приему аспирантов для сторонних организаций составил 168 чел. Однако проблема структуры отраслевых пропорций здесь сохранилась — 67,3% от величины приема составили общественные и гуманитарные дисциплины. Хотя страна нуждается, прежде всего, в высококвалифицированных специалистах для реального сектора экономики.
И причина здесь, на мой взгляд, в том, что отсутствуют надежные кооперационные связи между научными организациями, учреждениями высшего образования и производственными предприятиями. У министерств и концернов нет среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности в научных кадрах высшей квалификации.
Им необходимо усовершенствовать планирование подготовки научных кадров высшей квалификации всех уровней как исследовательского, так и производственного секторов. Только такой подход позволит в среднесрочной перспективе ликвидировать создавшийся дефицит высококвалифицированных научных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.
— А готовить-то научную смену есть кому? — Вызывает тревогу возраст профессорско-преподавательского состава. Число докторов наук пенсионного возраста в учреждениях высшего образования превысило 60%. Беспокоит нехватка кадров высшей квалификации по приоритетным научным направлениям. Это сдерживает подготовку современных специалистов и проведение научных исследований для IТ-отрасли, строительной индустрии, ряда других отраслей экономики. Нас не устраивает учебно-лабораторная и материально-техническая базы учреждений высшего образования, наличие мест в общежитиях (в очереди на их получение — 23 тыс. человек).
Стоит задача более активного экспорта образовательных услуг. Например, в прошлом году доля иностранных граждан в общей численности аспирантов в системе Минобразования составила только 5,9%. Численность иностранцев, проходящих подготовку в аспирантурах научных организаций НАН Беларуси, в 2011 году составила всего 19 человек, или 3,0% от общей численности аспирантов. Особо следует отметить Министерство здравоохранения, где численность иностранцев-аспирантов за период 2006—2011 годов сократилась в 3,9 раза и составила в 2011 году всего лишь 8 человек, или 1,6% от их общей численности.
— Игорь Витальевич, учитывая ряд имеющихся проблем, сможет ли образовательная система страны оперативно наладить механизм подготовки молодых ученых и специалистов для инновационной экономики Беларуси? — Безусловно, при грамотном подходе все задачи решаемы. И многое уже сделано. В стране установлен порядок подготовки научных работников за счет средств республиканского бюджета, на основе предложений заказчиков. Введена контрактная система обучения в аспирантуре и докторантуре. Идет работа по стимулированию молодых научных кадров. Так, на 2012 год назначены президентские стипендии 92 талантливым молодым ученым.
Чтобы решить проблему коммерциализации научно-технических разработок молодых ученых, в стране ежегодно проводится Республиканский конкурс инновационных проектов.
В ближайшей и среднесрочной перспективе Государственному комитету и другим государственным органами предстоит сделать не меньше, а то и больше для повышения эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов в Республике Беларусь.