№40 от 03 октября 2012 года
Прогноз на завтра
Безусловно, центральным событием в экономической жизни Беларуси на минувшей неделе стало утверждение главой государства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2013 год. К слову, в советские времена третий год пятилетки называли решающим, ибо от его итогов во многом зависело выполнение пятилетнего плана в целом. В известной мере это определение применительно к экономической ситуации в современной Беларуси можно отнести и к 2013 году. Ведь в будущем году мы должны выйти на траекторию выполнения показателей, намеченных на текущее пятилетие IV Всебелорусским народным собранием, выйти на динамику роста качества и уровня жизни населения.Неслучайно поэтому прогнозные параметры весьма и весьма напряженные, обеспечить предлагаемые темпы роста экономики в 2013 году будет чрезвычайно трудно. В первую очередь это касается основного интегрированного экономического показателя — прироста ВВП на уровне 8,5%. Для его успешного выполнения, считают в правительстве, необходимо прежде всего существенно нарастить объемы экспорта, в том числе за счет выхода на новые перспективные рынки сбыта белорусских товаров и услуг, значительно повысить эффективность производства и качество выпускаемой продукции. Как же будут решаться эти задачи?
В предстоящем году экспорт товаров и услуг планируется увеличить на 15,2%. Цифра сама по себе внушительная, особенно если учитывать, в каких внешних условиях придется действовать отечественным субъектам хозяйствования. Ибо не секрет, что ситуация в мировой экономике усложняется. В частности, по данным Всемирного банка и Международного валютного фонда, в следующем году у наших партнеров по Таможенному союзу будут сравнительно невысокие темпы роста, а в Евросоюзе и вовсе ожидается рецессия. На практике это означает сужение традиционных рынков сбыта белорусской продукции. Более того, вступление Российской Федерации в ВТО делает рынки ЕЭП ареной жесткой конкурентной борьбы, поскольку европейские и американские производители, а также азиатские компании уже сегодня активно осваивают рынки России и Казахстана. Можно не сомневаться, что завтра этот процесс только интенсифицируется.
Понятно, что в таких условиях нам как воздух необходим выход на новые рынки сбыта, причем не в виде разовых поставок, а серьезный, с прицелом на перспективу. Да, конечно, только за семь месяцев минувшего года за счет расширения поставок на нетрадиционные рынки мы получили суммарный прирост экспорта в 335 млн долларов. Цифра, что и говорить, приятная, но все же, думается, поставки в такие страны, как, например, Бермуды, Лаос или раздираемый гражданской войной Судан, вряд ли помогут кардинально решить запланированную задачу по росту белорусского экспорта. Куда важнее для нас прочно закрепиться на емких и денежных рынках Латинской Америки и Азии. С этой точки зрения работа по продвижению на латиноамериканский рынок через Венесуэлу и планы вхождения на рынок стран АСЕАН через Вьетнам заслуживает первостепенного внимания и всяческой поддержки со стороны государства. Ну и, разумеется, ни в коем случае нельзя терять позиции на российском и казахстанском рынках, а также на рынках стран СНГ и ЕС.
Безусловно, какой бы продуманной ни была внешнеэкономическая стратегия государства, как бы грамотно ни действовали маркетинговые службы субъектов хозяйствования, экспорт не нарастить без соблюдения базовых условий — повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции. Понятно, что решение этих задач сегодня невозможно без коренной модернизации действующих и строительства новых предприятий, внедрения инноваций в производственный процесс. А это требует денег, и немалых. В следующем году запланировано привлечь в экономику Беларуси 4,5 млрд долларов прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Причем эти деньги будут выделяться не по принципу «всем сестрам — по серьгам», а под действительно прорывные проекты.
Но для этого, само собой разумеется, необходимо, чтобы такие проекты были в наличии. Неслучайно глава государства поставил задачу, чтобы на каждом предприятии имелся реальный бизнес-план развития. К сожалению, до сей поры у нас нередки были случаи (да и теперь они есть), когда инвестиции не осваивались по причине отсутствия таковых. Теперь их разработка и реализация ставятся под жесткий контроль правительства. Однако надо понимать, что никакой контроль сам по себе не подготовит серьезный бизнес-план, учитывающий не только реалии сегодняшнего дня, но нацеленный на годы вперед. Для этого нужны и инициатива руководителя, и команда грамотных, современно думающих специалистов, способных генерировать и воплощать в жизнь передовые идеи. Кстати, в реализацию таких идей инвесторы, как показывает практика, готовы вкладывать значительные средства куда охотнее, чем в переоборудование одного магазина в другой.
Итак, повторюсь: параметры, заложенные в прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2013 год, — достаточно жесткие. Тем не менее, Президент предупредил правительство: «Жаловаться на жесткость заданий запрещено! Да, напряженные, но не очень! Поэтому никаких разговоров о послаблениях быть не может, если мы хотим, чтобы у нас была страна и она развивалась на уровне среднеевропейского государства. А все этого хотят». Но для достижения этой цели всем придется трудиться засучив рукава.