Съезжаться под одну крышу молодые люди могут по разным причинам, но в наше время как-то принято разделить со второй половинкой быт еще до заключения брака. В предсвадебной совместной жизни можно оценить человека по-настоящему и со всех сторон. Более отчаянные этот «промежуточный этап» пропускают и после некоторого периода «встречаний» решаются сразу создать семью, зарегистрировав брак.
Это стремление «пожить вместе до свадьбы» ошибочно принято называть гражданским браком. Но юридически речь идет о сожительстве (фактическом, неформальном браке), ибо созданный союз не подкреплен различными «формальностями» (читай: печатью в паспорте), какими бы благими намерениями при этом ни руководствовались молодые люди. В законодательстве страны отсутствует понятие «фактический брак». Признается только брак, заключенный в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния (Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, разд. 1, гл. 1, ст. 4). Ведь заключение брака — дело в высшей степени серьезное: посредством загса и в присутствии, как поется в одной веселой свадебной песне, всех теток, бабок, братьев, молодые люди связывают себя узами Гименея, надеясь на их прочность, нерушимость и вечность.
Гражданским браком незарегистрированные отношения начали называть в Российской империи в XIX веке, так как единственной официально признанной формой брака тогда был церковный. Сейчас в бытовом общении руководствуются не определением этого понятия (гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви), а традицией определения этого термина, которая сложилась в общественном сознании. Налицо противоречие между словарным определением и фактической практикой употребления словосочетания «гражданский брак».
Также существуют довольно выраженные градации, отражаемые в том, как сами партнеры называют свой союз. Безусловно, «гражданский брак» звучит красивее и торжественнее, нежели неприятное «сожительство». Возможно, как раз здесь и скрываются корни подмены понятий. Очевидно, что в словарном определении гражданского брака делается упор на противопоставлении его браку церковному, а в бытовом понятии — акцент на противопоставлении браку, зарегистрированному в загсе. Вот такая путаница.
Иными словами, с материально-прагматической точки зрения в сожительстве — общая постель, а в гражданском браке — все хозяйство. Незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей. Если выбор ошибочный, разойтись проще, сожительствуя. Оставить законного мужа (жену) сложнее — из зарегистрированных отношений так легко не вырваться, а след их, как-никак, будет хранить паспорт.
Но как бы там ни было, фактический брак, который ранее в общественном
сознании считался чем-то из ряда вон выходящим, постепенно становится распрост-
раненным социальным явлением и полу-
чает все меньше осуждения в социуме.
Отношение к предсвадебной совместной жизни тоже разное: кто-то не приемлет это явление, а кто-то видит в нем полезный урок перед началом полноценной семейной жизни. Мнения разные, единства нет.
Правда, иногда это «пожить немного» растягивается на долгие годы. И причины здесь могут быть разные, будь то нерешительность одного из партнеров или аргумент «нам и так хорошо». Но лучше с этим делом не затягивать. Ведь раз сказали «а», надо говорить «б»!
А годен или не годен человек для брака — покажет время и совместная жизнь.
Комментарий
Старший преподаватель кафедры социологии журналистики Института журналистики БГУ Раиса Ивановна Мелешевич:
— Различия в опыте семейных отношений в зависимости от политики государства и жизненного пути (т. е. опыта жизни в родительской семье) достаточно очевидны. Во время исследования мнения студентов-белорусов меня удивило обилие страхов, связанных с семейной жизнью и воспитанием детей, которые вылились в такие ответы респондентов (из которых только 1 человек состоит в браке!) о причинах незарегистрированных отношений: «нежелание заботиться о маленьких детях, чтобы не воспитывать потом в одиночку», «неуверенность в партнере, легкость расторжения брака», «сами росли в небольших семьях», «хорошо отношусь к добрачному совместному проживанию — проще разойтись, если будут проблемы», «ни к чему не обязывает» и т.д. Кроме того, респонденты указывают и иные страхи, которые их тревожат: «у меня нет уверенности в крепости брака», «не хочу регистрировать отношения, чтобы в случае развода не было проблем с разделом имущества», «чувствую нежелание привыкать к другому человеку». И это пишут люди, которые еще не вступали в брак! Что касается слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки Института журналистики БГУ, людей в возрасте от 20 до 53 лет, то в их ответах меня удивило положительное отношение к совместному добрачному проживанию, особенно ввиду того, что 41% опрошенных сами воспитывают детей (половина из которых — в возрасте от 10 до 20 лет, то есть в возрасте, когда закладываются нормы брачного поведения).