№31 от 02 августа 2012 года
Фрилансер. Один в поле не воин?
Термин «фрилансер» впервые употребил Вальтер Скотт в романе «Айвенго» — так назывались средневековые наемные воины в Англии. Сегодня фриланс — это популярный вид заработка, чаще всего распространенный среди журналистов, программистов, фотографов и дизайнеров, то есть людей творческих профессий. Если говорить более привычным языком, фрилансер — это внештатный работник. Данный вид заработка приобрел огромную популярность с развитием интернета, но до сих пор права фрилансеров практически не отражены в нашей законодательной системе.Кто есть кто?
Среди белорусских внештатников встречаются высококвалифицированные профессионалы с большим опытом работы. Но чаще всего фрилансеры — это студенты или молодые специалисты, которым трудно найти постоянный заработок. Затруднение в поиске работы, недостаток опыта, нежелание работодателя нанимать профессионала без стажа вынуждает многих молодых людей нарушать закон. Ведь формально фриланс в Беларуси считается предпринимательской деятельностью, и для того, чтобы легально работать, необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Но на практике большинство фрилансеров не знают об этом, в результате чего оказывают нелегальные услуги — без уплаты налогов. Разумеется, никаких гарантий безопасного труда такой работник не имеет.
Мошенников, которые готовы прибегнуть к услугам бесплатной рабочей силы, так же много, как и самих фрилансеров. Чаще всего недобросовестные работодатели находят своих жертв на просторах всемирной паутины. Современные компьютерные технологии расширили географию поиска работы, но гарантий безопасного труда без оформления документов так и не существует. Гораздо проще не иметь никаких юридических обязательств перед внештатным сотрудником. Ведь фрилансер не может воспользоваться ни больничным, ни оплачиваемым отпуском, ни медицинским страхованием.
Как результат — большое количество добросовестных специалистов становятся жертвами трудового мошенничества.
История № 1
Александра, журналист-фрилансер:
— Это произошло со мной в прошлом году. Так как я еще учусь, находиться в офисе полный рабочий день не могу. Да и не так-то легко найти сейчас работу по специальности. Но дополнительный заработок никогда не помешает, поэтому я решила поискать подработку в интернете. На одном из сайтов вакансий было размещено привлекательное объявление: писать материалы об экзотических странах для турагентства. За одну статью обещали платить 5 долларов. С туристическим агентством связалась через электронную почту. Для начала мне было предложено написать 4 статьи. Я написала материалы и отвезла их в офис сотруднице, которая общалась со мной в интернете. Моя работа туристическому агентству понравилась и мне сразу заплатили обещанные деньги. Для упрощения работы предложили писать материалы и отсылать их по электронной почте. Все та же сотрудница заверила меня: «Так будет проще и тебе, и мне. А как только ты пришлешь несколько материалов, я с тобой сразу же расплачусь». На протяжении месяца я писала и отсылала на e-mail материалы. Периодически мне звонили и говорили, как все прекрасно, насколько мои статьи их устраивают и т.д. Агентство уже собиралось продавать мне путевку за полцены. Поэтому мне казалось, что все по-честному. А в один прекрасный день все-таки решила съездить за деньгами. Я очень много и долго звонила, но никто вообще не поднял трубку. Потом решила позвонить с другого номера. Та женщина из офиса подняла трубку, но разговаривала со мной очень грубо, сказала, что ничего мне платить не собирается и что все мои статьи — плагиат! Хотя турагентство эти материалы активно размещало у себя на сайте. Никакого плагиата, конечно, не было, как, впрочем, и обещанного вознаграждения. Потраченное время и креатив все же не прошли даром — теперь при каждом предложении о сотрудничестве я настаиваю на заключении договора об уступке авторских прав.
История № 2
Оксана, копирайтер/рерайтер:
— В поиске работы зашла на сайт, который, помимо объявлений о покупке/продаже, размещал предложения о работе. В одном из таких объявлений работодатель предлагал заняться копирайтом. Я написала на e-mail, который был указан в контактной информации, и получила первое письмо с условиями работы: «Я даю вам задание, вы его выполняете, сдаете результат, получаете оплату. Расчет напрямую через WebMoney. Устраивает — добро пожаловать!». На условия работы я согласилась, тем более была перспектива длительного сотрудничества, да и обещанный гонорар меня устраивал. Мне нужно было написать статью рекламного характера с уникальностью от 98% и выше. В обязательных требованиях значились: уникальный заголовок, стилистика, читабельность и грамматика. Написала материал на 100% авторский, выслала в указанный срок, но ни ответа, ни привета так и не получила. Работодатель исчез, как будто его никогда и не было. А ведь и за первую пробную статью мне обещали заплатить! Конечно, деньги небольшие, но все равно обидно. Теперь искать работу буду только на специализированных сайтах рерайтинга и копирайта.
История № 3
Елена, журналист/рекламщик:
— Моя знакомая работает в ивент-агентстве. По старой дружбе решила мне предложить подработку. Связалась со мной в соцсети: «Не хочешь ко мне на работу? Писать статьи будешь дома, на удаленке. В среднем в месяц нужно будет 3-4 статьи. Каждый месяц гонорар в конверте». Ни о каких подводных камнях я и не подумала: человека знаю не первый год, обманывать не будет. От меня требовались материалы рекламного характера про ивент-маркетинг и о событиях, которые агентство организовывало, — скрытая реклама, в общем. На мой вопрос о количестве знаков и стиле изложения я не получила конкретного ответа: «Ну, объем не так и важен. Главное, чтобы было интересно и красиво!». Задание я получила в тот же вечер. Со спецификой агентства раньше я никогда не сталкивалась, а официальный сайт компании в то время не работал. Мне пришлось найти информацию в интернете о подобных организациях и написать рекламную статью за одну ночь. В целом моя работа им понравилась, правда, возникли некоторые вопросы по терминологии, но это из-за того, что меня никто в нее не посвятил. Статью в тот же день разместили на одном из популярных белорусских порталов. В течение двух недель со мной никто не связывался и не давал новых заданий. Решила выйти на связь сама и узнать, есть ли для меня какая-то работа. Но мне ответили, что они ищут другого журналиста. Я не стала выяснять, в чем там дело, но предупредила, что за мою статью, которая уже была размещена, нужно заплатить. «Ну да, статью разместили, правда, не в том виде, в котором ты ее написала». После этого был еще один неприятный разговор, из которого я узнала, что на самом деле никто мне ничего не обещал. И что мне должно быть стыдно просить оплату за «такую» статью.
Вся эта история оставила неприятный осадок. Но потеря денег и времени — это ничто по сравнению с потерей хороших знакомых.
История № 4
Дарья и Надежда, фотографы:
— Мы еще студентки, но параллельно с учебой открыли свой сайт, на котором постоянно размещаем фоторепортажи. Фотографировали мы однажды мероприятие для своего портала. С официальной аккредитацией и не в целях рекламы. Проходило оно в одном из столичных модных кафе. Сделали серию хороших снимков и выставили у себя на сайте. Через некоторое время обнаружили, что наши фотографии разместили в меню того самого кафе, в котором мы снимали. Фотографы — народ независимый и гордый. Сложившаяся ситуация нас возмутила, и мы решили разобраться, в чем дело. Проконсультировавшись с юристом, пришли к выводу, что в суд обращаться нет смысла — вполне законно, по словам юриста, мы могли сослаться на авторство и претендовать на гонорар. Мы попытались мирно поговорить с руководством кафе и выяснить, в чем причина такого заимствования. Оказалось, несмотря на то, что у заведения имеется свой собственный фотограф, наши работы понравились им намного больше. В результате нам принесли официальные извинения и подарили по карточке почетного гостя. Если бы такая ситуация случилась с нами сегодня, скорее всего, мы бы обратились в суд и потребовали возмещения ущерба и восстановления авторских прав.
Подведем итоги
Самый простой и распространенный способ обмануть фрилансера — это не заплатить ему за проделанную работу. Зачастую недобросовестный работодатель, имея на руках уже готовую работу, исчезает, оставляя внештатника с носом. Ведь доказать правоту в суде в такой ситуации практически невозможно.
Нередко мошенники действуют по определенному, четко отработанному сценарию. В качестве «развода» работодатель использует один из следующих «классических» приемов.
«Тестовое задание» — самый распространенный вид трудового надувательства. Фрилансеру предлагается выполнить пробное задание, к примеру, журналист пишет материал, а дизайнер разрабатывает макет сайта. Мошенник может аргументировать свое предложение тем, что их компания проводит конкурс среди фрилансеров. Для того, чтобы наверняка поймать на удочку доверчивого работника, первое тестовое задание обещают оплатить в случае, если оно подойдет. После того, как пробное задание выполнено, мошенник либо исчезает, либо сообщает, что с заданием фрилансер не справился. И в том, и в другом случае работа остается неоплаченной. Такой вид мошенничества лучше всего подходит для выполнения одноразовой работы. Дабы не нанимать программиста, дизайнера или журналиста в штат, многие крупные и небольшие компании прибегают к бесплатной помощи фрилансеров.
«Пыль в глаза» — еще один метод мошенничества. В этом случае работодатель устанавливает связь с фрилансером, так сказать, располагает к дальнейшему сотрудничеству. После выполнения некоторой работы наниматель платит небольшую сумму из обещанных денег. В результате бдительность фрилансера притупляется, и мошенник предлагает выполнить большой объем работы за раз. В надежде на то, что работодатель — честный и порядочный человек, доверчивый фрилансер выполняет всю работу целиком. После этого мошенник чаще всего исчезает, но может и сослаться на некачественное выполнение работы фрилансера.
«Какой договор?» — этот метод чаще всего используют те работодатели, которые ссылаются на то, что договор — это лишняя трата времени, а зарплата в конверте куда более привлекательна, нежели официальная. Мошенники рассчитывают установить определенные доверительные отношения с фрилансером. Таким образом фрилансер может работать достаточно долгое время. Ведь мошенник попытается всячески оттянуть момент оплаты, кормя внештатника пустыми обещаниями. Этот вид мошенничества подходит для долговременного сотрудничества.
Не существует 100%-го способа предугадать, кем окажется будущий работодатель. Но обезопасить себя еще на начальном этапе можно. В первую очередь нужно постараться получить о потенциальном работодателе как можно больше информации. Адрес и телефон — тот минимум, который стоит знать о компании, с которой собираешься сотрудничать. Лучше всего позвонить и назначить личную встречу в офисе, чтобы убедиться, что такая организация вообще существует. Но и это не будет являться абсолютной гарантией, что работодатель не мошенник. Конечно, безопаснее всего приступать к работе, заключив договор подряда или договор об уступке авторских прав. Также в интернете размещены «черные списки работодателей». Эти списки помогут сориентироваться в случае, если никакой другой информации о нанимателе нет.
Выбирая работу фрилансера, в первую очередь надо понимать, что это труд, который может оказаться неблагодарным. В любом случае, быть или не быть фрилансером — это личный выбор каждого человека. Но если вы все-таки решили стать внештатным сотрудником, в первую очередь обезопасьте себя от возможного надувательства. Ведь если об этом не позаботитесь вы, об этом не позаботится никто.