С современными школьниками — и трудно, и интересно
Беларусь делает ставку на инновационное развитие во всех отраслях экономики, которое невозможно без использования интеллектуального и творческого капитала, создаваемого в сфере образования. О необходимости повышения качества образования говорил 8 мая Президент Беларуси Александр Лукашенко, обращаясь с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. О том, как развивается инфраструктура отрасли, рассказал председатель комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо.— Нынешние дети по уровню и физического, и интеллектуального развития опережают своих сверстников 90-х годов прошлого столетия. Современные школьники — это дети XXI века. У них другие, качественно новые условия и возможности для развития и дома, и в школе: современные средства коммуникации, телевидение, интернет. Они быстро и хорошо овладевают информационными технологиями, обладают широким кругозором, более коммуникабельны. Работать с ними одновременно и труднее, и интереснее.
— Закончился учебный год. Для педагогов наступает период межсезонья — время, когда можно скорректировать учебные планы на новый образовательный год. Ожидают ли минских школьников новые дисциплины, курсы, факультативы?
— В новом 2012-2013 учебном году образовательный процесс будет организован по тем же учебным планам, как и в только что завершившемся. Изменения вноситься не будут. Вместе с тем, в течение года реализуются положения Кодекса об образовании, согласно которому изменился порядок организации изучения предметов музыкальной, художественной, театральной, хореографической направленности. Обучение по этим направленностям будет осуществляться в основном за счет часов, предусмотренных на проведение факультативных занятий, причем на безотметочной основе. На этой же основе в третьих и четвертых классах будут изучаться предметы «изобразительное искусство», «музыка», «физическая культура и здоровье», «трудовое обучение».
— Гимназии становятся все более востребованными в столице, ведь не секрет, что качество преподавания в них выше. Что представляют собою гимназии города сегодня?
— Гимназическое образование — одна из сильных сторон системы столичного образования. Это учебные заведения, в которых накоплен значительный, порой уникальный, опыт организации образовательного процесса. Гимназии занимают лидирующие позиции в вопросах качества образовательной среды, результативности и эффективности обучения и воспитания, находятся в авангарде всех инновационных процессов. Именно поэтому гимназическое образование становится все более востребованным со стороны социума. Только за последние 5 лет в Минске открыто 14 гимназий. В настоящее время их в городе 50.
— В последние годы учреждения профессионально-технического и среднего специального образования благодаря укреплению материально-технической базы, открытию новых, востребованных на рынке труда специальностей все увереннее заявляют о себе как о достойной альтернативе вузам. Что делается для поднятия престижа рабочих профессий?
— Сегодня можно с уверенностью утверждать, что профтехобразование у нас не является тупиком в профессиональном развитии. Вопрос о престиже рабочих профессий весьма злободневный. Все газеты заполнены объявлениями о вакансиях. Ищут каменщиков, монтажников, водителей. И очень мало кому нужны юристы и экономисты. Кстати, именно престижные, по ошибочному мнению родителей и выпускников, но мало востребованные на рынке труда юристы и экономисты обычно пополняют группы в профессионально-технических учебных заведениях в середине учебного года.
Главная наша проблема — отсутствие объективной, мощной, грамотной рекламы в СМИ. Сегодня это уже не те ПТУ, которые были в 80—90-х годах. Все поменялось коренным образом. В настоящее время учебные заведения профтехобразования имеют современную, а некоторые — ультрасовременную материально-техническую базу. Теоретические и практические занятия с учащимися проводятся на базе учебно-производственных комплексов, оснащенных современным оборудованием и средствами обучения. Наши учреждения выходят на уровень сотрудничества с известными европейскими компаниями в вопросах подготовки рабочих новых строительных специальностей. Нынешний выпускник учреждений системы ПТО И ССО — это не человек в грязной масляной робе, а специалист, управляющий станками и оборудованием с помощью компьютера. Конечно, имеются и профессии, требующие тяжелого ручного труда, но их не так уж и много.
Новые профессии открываются ежегодно в соответствии с запросами рынка труда и социально-экономического комплекса города. С нового учебного года в Минске будут открыты профессии по специальности «техническая эксплуатация оборудования» по квалификации «слесарь-сборщик бытовой техники 4 разряда» (Минский государственный профессиональный лицей №6 приборостроения) и по специальности «гостиничное хозяйство» по квалификации «горничная» (Минский государственный профессионально-технический колледж торговли).
Как правило, конкурс при поступлении на новые профессии бывает достаточно большой. К примеру, в прошлом году в Минском государственном профессионально-техническом колледже монтажных и подъемно-транспортных работ при комплектовании группы по новой профессии «слесарь по ремонту автомобилей; водитель автомобиля категории «С» (международные перевозки)» конкурс составил более чем 2 человека на место.
(Полный текст интервью на сайте www.belta. by)