Перезагрузка
Общество, экономика, наука и технологии не стоят на месте. Развитие рынка требует от специалистов различных отраслей новых знаний. Чтобы быть конкурентоспособными и востребованными, нужно постоянно пополнять профессиональный багаж. А иногда не грех обучиться и другому ремеслу. Если дело перестало кормить, новая специальность может дать больший кусок хлеба. А еще и с маслом!
Повышение квалификации, переподготовка работников структур, входящих в Министерство труда и социальной защиты, обучение граждан (в первую очередь, безработных) востребованным на рынке профессиям занимается и ГУО «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Минтруда и социальной защиты республики Беларусь». О задачах и проблемах переподготовки кадров, роста их квалификации, профессиональной подготовке рассказывает ректор института, кандидат исторических наук Валерий Иванович Толкачев. Человек не новый в системе образования — несколько лет он был ректором Международного университета «МИТСО».— В отечественном высшем образовании наметились позитивные перемены по интенсификации и срокам обучения. Это очень важно — динамичность образования. Стоит задача как можно более быстрой подготовки специалистов. Притом без «урезания» программ предметов, необходимых для конкретной профессии. Держать студента 4—6 лет в вузовских стенах — расточительство.
Аналогично должны «перезагружаться» знаниями и специалисты всех секторов экономики в ходе повышения квалификации и переподготовки. Для начала — хотя бы раз в 3 года.
Возьмите, к примеру, мировой реальный сектор экономики. Там доминируют те производители, которые обновляются как минимум 1 раз в три года. В автомобилестроении эти сроки еще более короткие. Концерн «Toyota» обновляет модельный ряд раз в 9—12 месяцев. Выдает если не новый автомобиль, то, по крайней мере, кардинально обновляет поставленные на поток модели.
В высокотехнологичных транснациональных компаниях сотрудники, если дело того требует, переобучаются раз в 6—8 месяцев. И это правильно. Процессы обновления знаний должны идти и у нас более быстрыми темпами, а не так, как было однажды принято: один раз в 5 лет.
— Готовы ли к этому структуры, занимающиеся повышением квалификации?
— В основном, да. Сегодня практически все министерства (здравоохранения, торговли, образования и т. д.) имеют институты (или центры) повышения квалификации. Там собраны неплохие кадры. Что касается задач, стоящих перед отраслями, то институты повышения квалификации, как правило, хорошо их знают благодаря министерским коллегиям, совещаниям и т.д. А вот четких образовательных систем не имеют.
Нет единых требований и стандартов повышения квалификации, набора предметов для переподготовки. Не хватает контроля на уровне Министерства образования, семинаров этой базисной в образовательном процессе структуры. Наши институты, как говорится, варятся в собственном соку, самостоятельно разрабатывая технологии и методики обучения, учитывающие специфику отраслей и конкретных профессий. Сегодня очень важно оценить, какие знания институты и центры дают своим слушателям, с одной стороны, и что слушатели на переподготовке хотят получить — с другой.
Нет у нас и моделей оценки полученных знаний. Какие мы должны предъявлять требования на зачетах по итогам учебы к слушателям 35—50 лет? Такие, как к студентам вузов? Вряд ли... Думаю, что требуются и специфические для каждой отрасли стандарты. В нашей, к примеру, стандарты моделей центров занятости и требований к ним.
В объединении усилий, создании стратегии системы переобучения и повышения квалификации, на мой взгляд, большую роль мог бы сыграть РИВШ (Республиканский институт высшей школы) БГУ. Унификация систем получения знаний в центрах и институтах только укрепит позиции систем переподготовки и повышения квалификации.
Есть еще одна проблема — нехватка специалистов для институтов повышения квалификации, особенно преподавателей-практиков. Не отработаны технологии их привлечения к работе в системе переподготовки. Предприятия боятся выдавать профессиональные и фирменные секреты, ноу-хау, благодаря которым они успешно конкурируют на рынке. Не хотят тиражировать конкурентов. Как с этим быть?
— А кого не хватает на рынке труда? Какой вклад в решение этой проблемы вносит институт повышения квалификации и переподготовки работников Мин-труда?
— Наш институт — мобильная команда в составе 86 человек. В рамках бюджетной переподготовки внутри министерства повышают квалификацию сотрудники областных и районных центров социальной адресной помощи: директора, специалисты, бухгалтеры. А также работники комитетов по труду и социальной защите. Курсы лекций по охране труда, новых аспектах социальной работы, психологии, управлению персоналом и т.д. читают как специалисты нашего института, министерства, так и других учебных заведений. Кстати, я также преподаю, правда, небольшие курсы: «идеология белорусского государства» и «этика делового общения».
Кроме того, институт проводит внебюджетное обучение и переобучение граждан. Как безработных, так и выразивших желание получить другую, востребованную на рынке труда профессию. Поучившись у нас, можно стать предпринимателем (под свое дело многие из них получают банковские ссуды), администратором, секретарем, делопроизводителем, оператором ПЭВМ, кладовщиком, учетчиком-калькулятором...
Обучаем и переобучаем в среднем 3000 человек в год. Учитывая, что только во всех территориальных структурах системы Министерства труда и соцзащиты работает 36 тысяч человек, это немного.
…К сожалению, в стране мало аналитиков, способных грамотно проанализировать потребности рынка труда. Кого же нам сегодня больше всего не хватает? Скажу навскидку: налицо отсутствие рынка управленцев. На мой взгляд, только 10% процентов из выдвинутых в резерв кадров обладают необходимыми знаниями.
Что касается новых направлений деятельности нашего института, то остановлюсь на двух, на мой взгляд, важнейших, наиболее востребованных направлениях.
С сентября будем вести набор по специальности логистика. Диплом о переподготовке по этой специальности будет приравниваться к диплому о высшем образовании.
Кроме того, будем расширять профессиональную подготовку инвалидов в стране. Бывая в мастерских Духовного центра православного образования при Храме Всех скорбящих радость, не перестаю восхищаться творческими работами ребят, имеющих инвалидность, их огромному оптимизму, воле к жизни, энергичности! Работа с ними, думаю, станет одним из важнейших направлений нашего института в будущем. Ведь в Беларуси более 500 тысяч инвалидов! Обучить людей, ограниченных в своих физических возможностях, толковой специальности, дать им заработать кусок хлеба — стоящее дело.