— Между собой мы зовем ее Тамарой. Просто по имени. Наверное, потому, что чувствуем ее близость к нам. В начале учебного года наш класс соединили с параллельными. Мы практически не общались, держались обособленно. А сейчас, благодаря Тамаре, мы стали дружнее. Да и я изменилась в лучшую сторону. Цель появилась: хочу связать жизнь с журналистикой, — так начался наш разговор с Настей Пигулевской, ученицей 10 «Б» класса средней школы № 191 Минска.
Тамара — Тамара Владимировна Михалкович — учитель русского языка и литературы этой школы. А еще — частично освобожденный классный руководитель. 191-я — одна из десяти столичных школ, которая принимает участие в региональном проекте «Создание модели института освобожденного классного руководителя в учреждениях общего среднего образования г. Минска», стартовавшего в сентябре прошлого года. Его инициатором выступил Минский городской институт развития образования в лице проректора по методической работе Михаила Александровича Паздникова.
Для тех, кто «ловит» звезды
Надзиратели — так называли их первоначально. После стали именовать классными наставниками. Еще в 60-е годы XIX века в гимназиях Беларуси появились первые руководители классных коллективов, которые совмещали воспитательную и образовательную деятельность.
В нашей стране развитие института классного руководства началось в 1990-х. Именно в это время появились учебные заведения нового типа — гимназии, в которых дети, мотивированные на получение качественного образования, желали видеть в лице «классной» не только организатора, но и воспитателя, помощника, друга. Поэтому, вероятно, возникла необходимость в изучении опыта царской, дореволюционной гимназии, в которой работали высоконравственные педагоги, выстраивающие отношения с учениками как «отношение сильного — к слабому, мудрого — к неразумному, старшего — к молодой новой жизни».
Институт освобожденного классного воспитателя функционирует в Беларуси и сегодня (в Гродно и Лиде), но пока, к сожалению, не в общеобразовательных учреждениях. Здесь же проводится и эксперимент, основная цель которого — помощь детям в саморазвитии и самореализации.
— Практика свидетельствует, что в настоящее время в школе, например, непросто найти учителя, который по собственному желанию хотел бы работать классным руководителем. Причин, объясняющих это явление, много: перегрузка учебными часами, рутинная работа по оформлению школьной и классной документации, расплывчатость обязанностей при достаточно высоком уровне ответственности и требований к данному виду деятельности учителя, отсутствие мотивации, низкая оплата труда, — рассказывает методист отдела методического сопровождения воспитательной работы Минского городского института развития образования Людмила Ивановна Василевич.
С другой стороны, разный возраст детей, степень развития классного коллектива, уровень воспитанности каждого учащегося и его общественной активности требуют различной степени участия классного руководителя в образовательном процессе. «Классной» недостает знаний и умений в психолого-педагогической диагностике, что усложняет определение критериев результативности воспитательной работы. Тарификационная (предметная) загруженность учителя и одновременно классного руководителя не позволяет в достаточной мере заниматься повышением его профессионального мастерства именно как воспитателя. Отсюда — демотивация классного руководства, консерватизм, приверженность стереотипам в воспитательной работе.
Вариативность классного руководства, представленная в региональном проекте, опора на педагогический менеджмент способствуют повышению профессиональной компетентности «классной», а значит — повышению качества воспитательной работы в учреждениях образования,
Как сплотить детский коллектив? Повысить уровень успеваемости учеников? А как предотвратить подростковую преступность? Да и вообще: какой подход применить во взаимодействии с «трудновоспитуемыми»? Вопросы эти адресованы классным руководителям — участникам эксперимента. В рамках проекта им необходимо создать свою собственную модель работы с определенной категорией учащихся. Ведь неслучайно Комитетом по образованию Мингорисполкома из всех столичных школ были выбраны наиболее проблемные. К примеру, 191-я — лидер по уровню детских преступлений и правонарушений в Первомайском районе столицы на протяжении последних трех лет…
Кто он?
Частично освобожденный классный руководитель — это высокопрофессиональный педагог-предметник, мотивированный на воспитательную работу с обучающимися. Его предметная нагрузка — до 0,5 ставки, а воспитательную работу он ведет в одном или сразу в двух классах. По сути, это специалист, которого не готовит ни один вуз страны! Направленность его деятельности — мотивационно-нравственная.
— Если убрать все научные формулировки, это — педагог, который повернулся лицом к ребенку. Поэтому самое главное — качественный отбор специалистов, которые будут занимать эту должность. Здесь важны гуманность, толерантность, эмпатия, креативность, организаторская интуиция, призвание быть воспитателем, — уверена Людмила Василевич.
Любая проблема решается в том случае, если она решается совместно, поэтому воспитанием детей «классная» занимается при участии психолога и социального педагога.
А вот с системой оплаты труда «классных» ясности пока нет. На данный момент классный руководитель пилотных площадок получает вознаграждение как за отработанное время, так и за качество проделанной работы из директорского фонда, а также за счет собственных средств учреждения образования, получаемых в результате оказания платных услуг (кружки, секции).
По вертикали и горизонтали
В начале учебного года была проведена диагностика, согласно которой определили экспериментальные классы и одновременно отобрали педагогов на должность воспитателя. В практику ввели три варианта деятельности классных руководителей: с одним классом, с двумя по горизонтали (например, 5 «А» и 5 «Б») и с двумя по вертикали (1 «А» и 5 «А»). В последнем случае педагог начальных классов, «выпуская» 4-й класс, становится классным руководителем в 5-м плюс дополнительно берет 1-й класс. Во-первых, это проделано с целью скорейшей адаптации учеников при переходе из начальной в среднюю школу. Во-вторых, ребята постарше берут шефство над младшими, следовательно, оказывают им всестороннюю помощь и поддержку. Что тоже играет в плюс.
В варианте «по горизонтали» цель — решить проблему разобщенности классных коллективов. Предположим, в проекте «Развитие гражданских компетенций на основе интерактивных методов воспитания», который осуществляется в СШ №120, основные задачи — развитие активности детей, обучение совместной коммуникации ит.д.
— В 5«А» и 5«Б» классах — 40 детей. Если в начале года в мероприятиях желали участвовать семь человек, то сегодня их — уже более 30, — замечает классный руководитель Инна Валентиновна Важник.
В программе столичной школы №15 «Алгоритмизация работы освобожденного классного руководителя по формированию классного коллектива (вариант параллели)» социальный педагог и одновременно «классная» пятых «А» и «Б» Татьяна Николаевна Кривец основной целью ставила сплочение коллектива:
— Это были совершенно разные дети, — рассказывает учитель. — Один класс спокойный, ориентированный преимущественно на учебу, второй — шустрый. Ему бы только культурную жизнь вести! Но классы уравновесили друг друга. Сегодня мы участвуем во всех школьных мероприятиях, а что касается успеваемости, то оба класса — на достаточно высоком месте.
Классный руководитель с одним классом приемлем в коллективе трудновоспитуемых или, наоборот, одаренных детей. Возьмем, к примеру, 110-ю среднюю школу. Здесь к перевоспитанию учащихся подключились МЧС и МВД. Учреждение реализует проект «Создание модели развивающего воспитательного пространства класса в условиях взаимодействия школы и социальных институтов воспитания». Экспериментальный
7 «В» — коллектив трудных подростков. Иначе — спецкласс. Здесь — проблемы дисциплины и успеваемости. Но теперь вторая половина дня, которую ранее ребята бесполезно проводили на «задворках», посвящена дополнительным занятиям с педагогами. Помимо этого, в школе действует «ланкастерская система обучения»: «Обучился сам — обучи другого». Результат — 100% занятость в кружках и секциях, положительные оценки по предметам и дисциплине.
«Создание воспитательной модели в классе в условиях педагогической поддержки» — программа школы №191. Примечательно, что в данном учреждении в эксперимент включены сразу три педагога.
— В 10 «Б», например, выявлены проблемы становления коллектива, которые было предложено решать через совместные творческие проекты «Мы вместе» и «Я сегодня и завтра». В рамках последнего ребята заполняли специальные карты, определяя жизненные цели. Сперва им было сложно, но сейчас большинство точно знает, на что направить свои усилия, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Наталья Фадеевна Калинаева.
Белые рубашки не важны
На протяжении всего учебного года 10 школ находились под контролем Минского городского института развития образования. Этим учреждениям оказывалась помощь, начиная от разработки проектов и заканчивая их методическим обеспечением. Первый этап эксперимента завершился в апреле. К этому времени все школы — участники эксперимента предоставили отчет — разработанный методический пакет, который впоследствии может быть использован другими учреждениями образования со схожей проблематикой.
Говорить о том, что с появлением частично освобожденного классного руководителя проблемы детской преступности, успеваемости, дисциплины разрешаются по мановению волшебной палочки, нельзя. На все надо время. Воспитание — процесс трудоемкий и длительный. Однако и ощутимые результаты уже есть. Возвращаясь к 191-й, заметим, что в текущем учебном году фактов совершения преступлений учащимися школы выявлено не было.
— Мы радуемся «четверкам», которые пришли на смену «единицам». Если сократилось число правонарушений в классе — это огромный успех. Вовсе не значит, что с приходом воспитателя дети обязательно ходят в белоснежных рубашках. Но если ребенок, который раньше не знал слова «здравствуйте», поприветствует вас, да еще при этом улыбнется, значит, подвижки есть, — отмечает Людмила Василевич.
Сегодня эксперимент по внедрению вариативности классного руководства — только первый шаг, позволяющий выработать специальные педагогические методики. Вероятно, в последующем такой специалист появится в каждой школе, но не в каждом классе. Как профессионал он при необходимости будет задействован на конкретные коллективы учащихся.
Возвращаясь к опыту царской гимназии, отметим, что должно пройти не одно десятилетие, прежде чем у нас вновь появятся действенные классные воспитатели. Ведь традиции, в том числе культурные и образовательные, создаются веками. Но начинать воспитывать себя и своих детей никогда не поздно, ведь правда?