Услышать без слов
Они живут среди нас, занимая достойное место в обществе, и мы мало задумываемся о том, как нелегко им это дается. Ведь людям с серьезными патологиями слуха требуется больше помощи на пути социализации.
И в Беларуси они получают ее, начиная с самого детства. Наш корреспондент убедилась в этом, побывав в Минской областной государственной специальной общеобразовательной школе-интернате для детей
с нарушением слуха. У здешних учеников традиционный поход «первый раз в первый класс» сопряжен с гораздо большими переменами, чем у обычных первоклашек. Дети из разных уголков Беларуси, у которых диагностированы серьезные нарушения слуха, переезжают в школу-интернат на постоянное место жительства. Больше всего здесь ребятишек из различных районов Минской области, но есть и жители других областей, отдавшие предпочтение именно этому учебному заведению. Дети живут здесь на протяжении всего учебного года, уезжая домой на выходные, праздники и каникулы. Сейчас в школе-интернате обучаются 120 учащихся разных возрастов.
По словам директора учебного заведения Викентия Гардынца, дети к ним в первый класс поступают очень разные. Одни социализированы больше, так как с ними занимались дефектологи или же они воспитываются в семьях, где у родителей также есть проблемы со слухом. Сейчас, к примеру, в первом классе учится мальчик, отец которого в свое время заканчивал эту же школу-интернат. Но есть и такие, кто социализирован слабо и имеет большие сложности в общении. Для них нужны специальные методики обучения и специалисты, которых в детском саду какой-нибудь небольшой деревни просто не было. Так что начинать обучение в школе-интернате приходится практически с нуля.
— В этом году мы впервые открыли дошкольную группу, куда набрали ребятишек начиная с 3-летнего возраста, — рассказывает директор, — это помогает заняться социализацией детей раньше и лучше подготовить их к обучению в школе. Мы довольны первыми успехами, планируем открывать вторую группу.
Дети с нарушением слуха обучаются не 11 лет, как в обычной общеобразовательной школе, а 12. Начальная школа вместо привычных четырех занимает здесь пять классов, ведь ради получения необходимых знаний ученикам требуется гораздо больше времени и усилий. «Чтобы ребенок решил задачу по математике «В коробке лежало пять карандашей, а к ним добавили еще три, сколько карандашей стало?», надо сначала объяснить, что такое коробка, что такое карандаши и что такое добавили. То есть первоначальная задача педагога — раскрыть содержание, значение каждого слова — над чем обычные дети не задумываются, приобретая эту информацию на слух. Поэтому мы уделяем большое внимание наглядности, активно используем технические средства обучения, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютерные программы, не жалея на это никаких средств. Большую помощь в приобретении технических средств оказывает управление образования Минского облисполкома», — рассказывает заместитель директора по учебной работе Инна Волчек.
В учебном и воспитательном процессе часто применяется драматизация, т.е. проигрывание каких-то ситуаций. Ведь как объяснить, к примеру, что человек побежал или прыгнул? Самому это сделать! Так что без артистизма педагогу никак не обойтись.
За время учебы в учреждении специального образования дети изучают те же предметы, что и в обычной общеобразовательной школе, нет только иностранного языка. Зато в программе есть такой предмет, как «Жестовый язык». Детей с патологией слуха учат объясняться на общепринятом, «литературном» языке жестов, читать по губам, понимать других людей.
Надо отметить, педагогический коллектив в школе-интернате подобрался высокопрофессиональный. Каждый болеет за свое дело, чувствует ответственность за будущее учеников, за качество получаемого ими образования. Ведь в этой жизни и здоровым людям порой непросто найти свое место, а людям с ограниченными возможностями сделать это еще сложнее. Так что за время обучения в школе делается все возможное, чтобы максимально подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе. Приятно отметить, что педагоги школы подготовили и издали несколько учебных пособий для использования в специальных школах-интернатах Беларуси. С 2001 года учебное учреждение является постоянно действующей экспериментальной площадкой Министерства образования республики.
У детей с нарушением слуха, как правило, большие способности к рисованию, у них отлично развита мелкая моторика рук. И в школе-интернате созданы все условия для реализации творческих способностей учеников. Дети занимаются в кружках вышивания, вязания крючком, бисероплетения, выжигания по дереву. Много лет здесь работает изостудия под названием «Василек», оборудованная всем необходимым для детского творчества. Буквально на днях для нее закупили специальные электронные планшеты, благодаря которым дети смогут совершенствовать свои навыки с применением новейших технологий. Работы участников изостудии «Василек» уже выставлялись во многих крупнейших выставочных залах Минска, других городов республики, а в 2002 году была организована выставка акварели и масляной живописи юных васильковцев в Париже.
Ученики школы-интерната также отличные спортсмены, показывают высокие результаты в футболе, волейболе, теннисе. А еще они ставят спектакли, танцуют и поют! Да-да, поют! Песни в их исполнении представляют собой художественный перевод текста на язык жестов.
Выпускники этой школы-интерната получают аттестат обычного образца, как и в общеобразовательных школах. Потом они продолжают свое обучение в различных учебных заведениях республики, которые набирают группы специально для учащихся с нарушением слуха. «Кем вы хотите стать?» — поинтересовалась я у старшеклассников, которым до выпуска из школы осталось чуть больше года. «Зубным техником», — поделилась планами Лиза Шаянович. «Парикмахером», — призналась Аня Элоян. «Заниматься компьютерным дизайнером», — отметила Валя Дундер. А Иван Канарский, Максим Мазура и Павел Бендь сказали, что хотят пойти работать на МАЗ, так как там хорошие зарплаты. По всему видно, что ребята с оптимизмом смотрят в будущее и строят планы на дальнейшую жизнь. Ну что ж, в добрый путь!